Этика поведения алима и его ответственность.

Достоинства религиозных учёных.Исламские учёные обладают великими достоинствами, и поэтому ответственность их перед Всевышним огромная. На них лежит ответственность всех, кто не обладает такими знаниями, они обязаны научит их религии. Всевышний сказал:

﴿ هل يستوى الذين يعلمون والذين لايعلمون ﴾

«Разве одинаковы перед Аллахом те, которые знают, и те, которые не знают?!».(Сура «аз-Замр» аят 9). Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал:

العلماء ورثة الانبياء

«Религиозные учёные (алимы) являются наследниками пророков». А пророки оставляли после себя не мирское богатство, а знания и работу, которым они занимались. Также в хадисе говорится: «Всё что на земле и на небесах просят у Аллаха прощения грехов обладателей знаний». Пророк* также сказал:

العالم أمين الله سبحانه في الارض

«Учёный – доверенный пречистого Аллаха на земле». Пророк * ещё говорил: «Лучший из людей – правоверный учёный, который помогает тем, кто нуждается в помощи, а с теми, кто не нуждается, ведёт себя пристойно, довольствуясь имеющимся», «Между алимом и усердно поклоняющимся человеком есть сто степеней приближения к Аллаху, а между каждыми степенями – путь в семьдесять лет ходьбы для хорошего коня».

Ответственность богослова и его качества. Исходя из своей высокой степени, у учёных есть и большая ответственность, как и было сказано выше. Но не каждый обладатель знаний является истинным алимом и имеет такой почёт перед Аллахом. Для того чтобы человек считался истинным алимом недостаточно иметь знания, а надо ещё и следовать им, ибо Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Человек не будет считаться учёным до тех пор, пока не станет вести себя согласно своим знаниям». В противном случае эти знания ему не только не принесут пользу, а принесут большой вред и гнев Аллаха. В Коране говорится:

﴿ كبر مقتا عند الله أن تقولوا ما لا تفعلون ﴾

«Велика ненависть Аллаха за то, что вы говорите то, что не делаете сами». Пророк * сказал:

من ازدادعلما ولم يزدد هدى لم يزدد من الله الابعدا

«Кто приумножит свои знания, но не продвинется по правильному пути (то есть соответственно не увеличится благие деяния), то он лишь отдалится от Аллаха». А как известно, знания должны приближать нас к Аллаху, и только тогда они будут полезными. Согласно хадисам Пророка, мучения учёного-алима за ослушания будут намного больше, ибо он согрешил зная. Есть большая разница между тем, кто совершает грех, не зная что так нельзя поступать и тем кто это знал. Это касается тех, кто как положено старался получать знания. Если боясь этого люди не будут приобретать знания, то это их не спасёт, им будет ещё большее наказание, ибо они совершили двойной грех. Первый – упущение в приобретении необходимых знаний, и второе – совершение самого греха.

Для решения своей основной задачи – обучение людей религии - учёный должен показать пример остальным. Если он сам не будет делать то, к чему он призывает других, то люди не будут слушаться его, а будут следуя его примеру совершать грехи. Они сакжут, если нельзя было делать это, то учёные не делали бы, они же знают больше чем мы. Учёный-алим должен делать благих деяний больше и лучше того, к чему он призывает других. В первую очередь он должен быть искренным, богобоязненным и благодетельным, ибо без этих качеств человека нельзя назвать истинным учёным-богословом. Всевышний сказал:

﴿ انما يخشى الله من عباده العلماء ﴾

«Поистине, боятся Аллаха те из рабов Его кто обладает знанием» (Сура «аль-Фатир» №28).

Если знания не заставляют человека бояться ослушания Всевышнего Аллаха, то значит его знания не принесли ему пользу.

Одним из видов следования полученным знаниям является проявление благодарности Аллаху за эти знания. А одним из видов проявления благодарности является передача этих знаний другим. В таком случае ему Аллах дасть те знания, которых не было у него и которых он не мог получать учёбой.

Учёный должен понимать свою ответственность перед Аллахом, уважительно относиться к своим ученикам, не гордиться своими знаниями, не утаивать свои знания, любить своих учеников как своих детей и желать им только добра, быть им примером. Пророк* сказал: «Поистине, я для вас как родитель для детей своих». Но и ученикам нужно в высшей степени уважительно относиться к своим учителям, любить их и по возможности помогать им в их нужде, радовать их, выполняя все их требования. На уважение к учителю прежде всего указывает прилежная учёба и примерное поведение, ибо эта главная цель учителя.

Ученикам также необходимо по-братски уважительно относиться и помогать друг другу и в учёбе и в жизни. Учителю необходимо стараться использовать разные методы доведения знаний до учеников. При обучении очень важно использовать дифференциальный подход, ибо все люди разные и в плане способностей и в плане характера. Нельзя плохо отзываться о других науках, ибо все науки полезны и важны. Также нельзя требовать от учеников слишком много, перегружая их заданиями и говорит им то, что они не в состоянии понимать.

Учёные-алимы бывают благочестивыми и неблагочестивыми. Вся хвала в адрес учёных упомянутая выше относится к благочестивым или же другими словами истинным учёным-алимам. Они такие учённые, которые получили полезные знания и правильно используют их, принося большую пользу и себе и другим людям.

Неблагочестивые учёные это такие учёные, знания которых не остерегли от попадания в греховное и не заставили поклонятся Аллаху и бояться от Него.

 

Вопросы и задания:

1. Расскажите о достоинствах религиозных учёных.

2. Ответственность учёных-богословов.

3. Дайте характеристику благочестивым учёным.

4. Дайте характеристику неблагочестивым учёным.

5. Выучите хадисы Пророка о достоинстве учёных и их ответственности перед Аллахом.