Литературный источник
Белимов Г.С. Сознание в живой природе и экологическая этика // Материалы Второй междисциплинарной научной конференции «Этика и наука будущего. На пути к духовно-экологической цивилизации». – Москва, 15-16 февраля 2002. – С. 203-206.
М. Ришар
ФРАНЦИЗСК АССИЗСКИЙ И ВОЛК
[...] В окрестных лесах и полях города Губбио свирепствовал матерый волк. Люди не осмеливались выходить за пределы города – хищник нападал на людей и животных.
Мужественный Святой Франциск решил встретиться со страшным зверем один на один. Он вышел из города вместе с жителями, следовавшими за ним в отдалении. Когда святой подошел ближе к лесу, волк неожиданно выскочил из чащи и набросился на него с широко открытой пастью. Но Франциск спокойно сделал жест рукой, и волк смиренно улегся у его ног.
– Брат волк, – обратился к нему Франциск, – ты причинил много вреда этой земле и заслуживаешь смерти как убийца. Все люди тебя ненавидят. Но я хочу помирить тебя с моими друзьями, жителями Губбио.
Волк наклонил голову и завилял хвостом.
– Брат волк, – продолжал Франциск, – я обещаю тебе, что, если ты будешь жить в мире с этими людьми, то они будут хорошо относиться к тебе и ежедневно приносить пищу. Так ты обещаешь отныне больше не причинять зла?
Волк низко наклонил голову и положил правую лапу на руку святого. Таким образом, они заключили договор доброй воли.
Затем Франциск повел волка на базарную площадь города и повторил перед собравшимися жителями то, что он только что говорил волку. И волк еще раз положил лапу на руку святого в знак того, что он обещает вести себя хорошо.
Два года волк жил в городе, не причиняя вреда жителям. Ежедневно они приносили ему еду, и все оплакивали его, когда он умер.
Каким бы волк ни казался плохим, было в нем нечто такое, что мог разглядеть только святой, назвавший его своим братом. В этой легенде волк, несомненно, воплощает в себе образ преступника, которого люди обычно сильно ненавидят. Но и в преступнике можно обнаружить искру Божию. В легенде о Святом Франциске говорится о том, что даже в безнадежно порочных людях все же остаются семена добра, которые могут прорасти под действием тепла любви...
Литературный источник
Ришар М. Журчащий родник. – М.: Беловодье, 2000. – 288 с.