Иудаизм

Отношение евреев к животным, как можно судить по Ветхо­му Завету, было вполне гуманным. В книге Исайи, например, ко­торый проповедовал примерно в 730 г. до н.э., мы находим возра­жения против жертвоприношения животных, когда Бог говорит: "Для меня нет радости в крови волов, или ягнят, или козлов..." Это не единственные примеры милосердного отношения к жи­вотным в Ветхом Завете.

В Библии многочисленны упоминания о животных, по от­ношению к которым Бог выступает как хранитель; в псалмах Давида и пророчествах Бог упоминается как пекущийся о вся­кой твари, милосердный ко всем (псалмы: 36, 7, 145; 15-16, 147:9, Иов 38:41). Поскольку высшим нравственным принципом иудейской религии является подражание Богу, то нравственным долгом верующих должно было стать сострадание к животным. В Библии прямо указывается, что человек должен приходить на помощь животному (Исход 23:5): если кто-либо увидит осла, упавшего под грузом, то он не должен проходить мимо, но дол­жен освободить его. Священное Писание также указывает, что человек, наравне с животными, должен делить плоды земные, а также предписывает давать отдых домашним животным: быку, ослу, другому скоту — в день субботний, когда отдыхает че­ловек, например: "Но на седьмой день ты должен отдохнуть, и твой бык, и твой осел могут отдохнуть" (Исход 23:12). В Экклезиасте утверждалось: "Человек не возвышается над зверем, это все тщеславная гордыня". Однако, в толковании Библии Талму­дом эти обязанности перед животными нравственного порядка понимались уже иначе — как забота о благосостоянии человека, для которого скот являлся источником материального благопо­лучия.

Другой причиной, обязывающей человека совершать ак­ты милосердия по отношению к животным, была мысль о том, что жестокость по отношению к животным развивает безжалостность в человеке и, наоборот, добрые де­ла способствуют развитию в человеке сострадания, гуманно­сти.

И все же, иудаизм неоднозначно высказывался против жесто­кости к животным, ссылаясь на промысел Бога.

Библия разрешала человеку использование животных в пи­щу. Тем не менее, иудаизм проявлял заботу о том, как будет убито животное, стремление к тому, чтобы животное меньше страдало. Согласно религиозным источникам (Маймониды, Риган, с. 89), смерть животного должна быть возможно легкой, и нож для этого должен быть острым. Поэтому религиозный за­кон разрешает иудеям есть мясо, только если животное убито ритуальным способом, отвечающим описанным требованиям. К сожалению, в условиях механизации на бойнях, введения конвей­ерной системы ритуальный убой, предусматривающий обескро­вливание животного, протекает совсем не так, как это происхо­дило ранее, когда животных убивали по отдельности, вскрывая сосуд на ноге (что действительно является сравнительно легкой смертью). На современных бойнях скот, который должен заби­ваться, так сказать ритуальным способом, не оглушается сразу, а подвешивается — как и другие животные — за ногу и в этом состоянии у него перерезается глотка. У подвешенной коровы может оказаться сломана от ее тяжести нога, в любом случае она испытывает мучения от того, что цепь врезается ей в ногу, ей перерезают глотку, а не вскрывают сосуд; поэтому ритуаль­ный убой на современных бойнях становится формальностью; сам принцип, цель ритуального убоя — облегчить страдания животного — не соблюдается; наоборот, мучения во много раз увеличиваются.

Еврейский закон разрешает причинять животным боль, если это служит целям блага человека; в Маймонидах ("Руковод­ство") (Риган, 74) запрещается бесцельно причинять боль дру­гому, и, напротив, предлагается проявлять сострадание и жа­лость ко всем живым существам; люди не должны убивать ни для того, чтобы дать выход своей жестокости, ни ради спор­та.

В соответствии с иудаистским религиозным учением, Бог вы­делил человека из остального мира, сделал его по своему образу и дал ему власть и право использовать в своих интересах любое живое существо в Райском саду, однако, эта власть человека над животными исключала убийство животных, так как человек не использовал их в пищу. После Грехопадения, когда человек был изгнан из Рая, как повествует Библия, он стал питаться мя­сом животных, одеваться в шкуры зверей, заниматься скотовод­ством. После всемирного потопа, Бог снова подтвердил право человека владеть всеми животными на земле и рыбами в во­де и обещал ему, что все живое будет испытывать перед ним ужас. Правда, Библия приводит пророчества пророка Исайи, который осуждал жертвоприношения; Исайя предсказывал бла­женные времена, когда волк будет лежать рядом с теленком, а лев питаться соломой как вол, когда животные не будут убивать друг друга на святой горе.

И все же иудаизм пошел дальше в своем стремлении сделать взаимоотношения человека и животных более нравственными; иудаизм предусматривает возможность того, что нравственный человек не будет обязательно придерживаться образцов поведе­ния, предписываемых нравственным законом: он может идти дальше по пути нравственного совершенствования и отказы­ваться от жестоких поступков по отношению к животным, даже если эти действия служат благу человека.

Ислам

Древнейшей и широко распространенной религией Востока является Ислам. Эта религия уделяет достаточно большое вни­мание вопросу отношения к животным и рассматривает его как нравственную проблему.

Мусульмане верят, что Бог создал и людей, и животных, хотя люди были созданы особенным путем, когда Бог вдохнул душу в Адама. Мусульман учат, что Бог дал человеку власть над животными, однако, плохо обращаться с животными означает не подчиняться воле Бога.

Возвышение человека над остальными созданиями происте­кает, согласно исламическому мировоззрению, не из физического превосходства человека — он может даже уступать в чем-то жи­вотным; в качестве критерия превосходства берется более высо­кая степень сознания, которой обладает человек, благодаря своей духовной силе. Но более высокая свобода мышления у человека налагает на него более высокие обязательства — человеку даны такие качества, как любовь, милосердие, сострадание, велико­душие, и он должен нести в мир справедливость и милосердие; и этот мир, в котором человек призван творить добро, включает все творения Бога, и людей, и животных.

Рассказывают, что Магомет оставил на земле свою верхнюю одежду, чтобы не потревожить свою кошку Муэзза, спавшую на ней; и он рассердился на своих учеников за то, что они ловили молодых птиц, в том числе и потому, что это доставляло горе их птице-матери.

Отношение мусульман к животным как религиозно-нрав­ственная проблема основывается на двух главных религиоз­ных источниках: первый — Коран, священное писание, откры­тое пророку Магомету в период продолжительностью 22 года (с 610 по 632 гг.). Вторым источником является Хадит ("тра­диция"), который рассматривается как толкование Корана и основа исламского закона. В случае неясности толкования в кон­кретном случае муфтии — духовные руководители ислама — обращаются к прецеденту, к традиции.

И Коран, и Хадит учат, что "нет животного на земле и пти­цы, летающей на крыльях", которые не были бы такими же созданиями, как и человек, иными словами, животные имеют ценность сами по себе, а не в плане их отношения к челове­ку. Все животные имеют жизнь, индивидуальную и социальную, как это имеет человек. Бог сотворил все создания, в том числе и человека; показательно то, что человек не выделяется в особое творение в этих словах, перечисляется с другими видами жи­вотных. В Хадите описывается случай, когда муравей укусил пророка Магомета, и он, рассердившись, приказал сжечь весь муравейник. За это Бог упрекнул пророка, сказав ему, что за вред, причиненный одним муравьем, он сжег все их множество, которое прославляло Бога.

Значительным контрастом к христианской религии является положение Корана, что животные имеют душу, хотя оговари­вается, что их душа более низкого порядка, чем человеческая. Коран при этом предполагает, что сознание животного стоит ступенью выше, чем простой инстинкт или интуиция. Коран утверждает, что животные могут познать своего Создателя и поклоняются ему:

Разве ты не видишь, что Богу возносятся хвалы

Всеми существами на небе и на земле

И птицами, простершими крылья?

Каждый из них знает свою молитву и песнопение,

И Аллах внимает тому, что они делают.

(Коран, гл. 24, т. 41)

Коран учит, что Бог общается с живыми существами, как это следует из следующих строф:

И ваш Бог открылся пчеле, говоря,

Делай ульи в горах,

И на деревьях

И в жилище людей.

(Коран, гл. 16, т. 68)

Ислам верит в предопределение, в судьбу, которую изменить нельзя, так же как в индуизме считается неотвратимой карма; однако, ислам считает, что в пределах предначертанной судьбы можно изменить условия в лучшую сторону: путем усилий со стороны человека страдания — в том числе и страдания живот­ных — можно предотвратить или уменьшить.

Забота о благополучии животных, которая читается в ислам­ских религиозных документах, выходит за рамки просто предот­вращения жестокого обращения с ними. Ислам побуждает людей взять на себя ответственность за благополучие животных: зако­ны Ислама запрещают причинять животным боль, убивать их, кроме как в случае получения пищи. При этом, как и в иудаизме, закон поучает убивать животное быстро и с наименьшими стра­даниями. Закон запрещает убивать животных ради развлечения, ради получения предметов роскоши, лишать свободы диких жи­вотных и держать их в клетках; выращивать домашних живот­ных в тесных клетках и грязи; пользоваться капканами, силка­ми и другими снастями, приводящими к долгой и мучительной смерти животного. И, наконец, запрещается использовать жи­вотных в болезненных экспериментах, а также в исследованиях, приводящих к калечению животного или его смерти.

В Исламе отводится большое место вопросу защиты живо­го. Во всех священных писаниях, в первую очередь, в Коране, подчеркивается необходимость изучения природы для лучшего понимания жизни как единого органического целого. В Коране есть множество стихов, побуждающих человека изучать небес­ные тела, элементы земного мира, флору и фауну земли. Со­гласно философии Ислама, животные — так же равноправные жители земли, как и человек; Бог предусмотрел, что благами земли будут пользоваться одинаково все: и человек, и звери, и птицы. Ислам не считает, что земля принадлежит человеку: она принадлежит Богу. Коран приводит слова Моисея:

Конечно, земля принадлежит Аллаху;

Он дарует ее, кому пожелает

Из своих слуг

(гл. 7, т. 28)

И земля!

Он даровал ее (всем) живущим существам.

(гл. 55, т. 10)

Многозначительна с точки зрения защиты животных расска­занная в Коране история племени Самуд, которое погибало от наводнения, и людям было не до животных. Люди племени Са­муд просили пророка Салех помочь им, и ему было открыто, что он должен выбрать верблюдицу как символ и потребовать от людей, чтобы они ей дали ее справедливую долю пищи и воды. Люди племени обещали это сделать, но позднее убили верблю­дицу. В отмщение племя было уничтожено.

Замечательным современным толкователем религии Ислама в плане его отношения к животным являлся Аль-Хафиз Б. А. Ма­зри, живший в Великобритании. (Аль-Хафиз означает: "тот, кто выучил наизусть весь священный Коран"). Мазри — автор книг и статей на английском и арабском языках по теме животные в Исламе (1986, 1987, 1989). Его работы помогают оценить вклад этой древней религии в проблему гуманного отношения к жи­вотным.