I. Инвенция (изобретение содержания) речи
Задание 1.Дайте определение понятию «интеллигентность» по образцу приведенного ниже текста.
Понятие (тема): бодрость
Тезис: Что бы ни случилось, не теряй бодрости (Л.Н. Толстой).
Обоснование тезиса:
Ведь бодрость – это ........................,
бодрость – это ........................,
бодрость – это ........................
Задание 2.В риторике часто ищутся неожиданные сравнения. Поищите и вы такие сравнения для описания частей лица.
Глаза – как (словно) яблоки, круги, шары, арбузы, море, небо и т.д.
Нос –, рот –, голова –.
II. Диспозиция (построение ) речи.
Задание.Прочитайте убеждающую речь и проанализируйте ее с точки зрения построения (композиция, аргументация).
ВСЁ ЛИ ПРОДАЁТСЯ?
Мы сейчас живём в мире бизнеса, где имеет место убеждение, что в этой жизни всё покупается и продаётся. В наше время люди стремятся заработать много денег, думая, что они принесут им счастье.
Так всё ли в этом мире можно купить за деньги?
Разумеется, имея деньги, человек может купить хорошую квартиру, удобную машину, коттедж в престижном месте. Но все эти вещи материальны. А что делать с чувствами? Их можно купить?
Видели ли вы когда-нибудь магазин, на витрине которого было бы написано «Распродажа любви»? Уверена, если бы такой магазин существовал, спрос был бы гарантирован. Но, к сожалению, а может и к счастью, такие вещи не продаются.
Давайте представим, что в жизни не было бы вещей, которые нельзя было бы не купить. Что бы тогда было? А тогда бы получилось, что мир был бы основан на единственном стремлении заработать много денег и купить необходимое. Деньги стали бы единственной ценностью в жизни людей. А разве это хороню? Хотели бы вы жить в обществе, целиком построенном только на алчности и желании обогатиться? Думаю, ответ очевиден.
Но, тем не менее, всё большее количество людей склоняются к мысли, что в наше время всё продаётся. Правы ли они? Например, сейчас мы часто можем видеть в метро людей с табличкой «Дипломы, аттестаты». Разве они продают знания? Нет. Можно за большие деньги купить диплом престижного вуза, но знаний у вас не будет. Точно так же и с другими человеческими ценностями и чувствами. Подарив девушке золотую цепочку, нельзя купить её любовь. Дорогие лекарства не гарантируют выздоровление. Порой доброе человеческое слово действует сильнее их. Можно купить положение, но не уважение. Можно купить еду, но не аппетит. Можно купить икону, но не веру. Таких примеров можно привести множество.
Таким образом, подобные ценности не продаются. Продаётся лишь иллюзия того, что это у тебя появляется. А кому нужна фикция?
М. Ромадина.