V. Примеры решения задач с эталоном ответов.
ЗАДАЧА №1.
Девочка 11 лет находится на стационарном лечении с диагнозом: Грипп. При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на сильную головную боль, головокружение, повторную рвоту, нарушение сна, общую слабость. Считает себя больной в течение двух дней, когда впервые поднялась температура до 39,80, появились явления слабости, разбитости, бред.
Объективно: положение в постели пассивное. В сознании, но заторможена. Кожные покровы бледные, сухие. Частота дыхательных движений 30 в 1 минуту, пульс 160 ударов в 1 минуту, артериальное давление 140/60 мм рт ст. В зеве лёгкая гиперемия слизистой. Температура при осмотре 39,60.
Задания:
- Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.
- Выявите проблемы больного ребёнка.
- Определите цели
- Составьте план сестринского ухода с обоснованием
- Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера.
Эталон ответа:
- Нарушены потребности: двигаться, выделять, спать, поддержание нормальной температуры тела, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться, учиться.
- Проблемы ребёнка
- Настоящие:
- Головокружение,
- Слабость,
- заторможенность
- Рвота,
- Нарушение сна,
- Головная боль,
- Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики
- Повышение температуры тела
- Потенциальные:
- Риск аспирации рвотными массами
- Риск развития осложнений
- Риск заражения окружающих
- Приоритетная:
Повышение температуры тела
Цели:
Краткосрочная: снизить температуру тела в течение трёх дней
Долгосрочная: устранить симптомы заболевания через 10 – 14 дней.
План сестринского вмешательства | Мотивация |
Независимые сестринские вмешательства: | |
- Обеспечение пациентке постельного режима и психического покоя | - Для улучшения состояния |
- Организация регулярной влажной уборки и проветривания палаты | - Для устранения гипоксии |
- Обеспечения обильного приёма жидкости | - Для снятия симптомов интоксикации |
- Обеспечение приёма пищи небольшими порциями по аппетиту, обязательный приём витаминизированной пищи и питья | - Снижение нагрузки на желудочно – кишечный тракт - Повышение защитных сил организма |
- Обеспечение ухода за кожей и слизистыми (влажные обтирания кожи, полоскание полости рта) | - Профилактика инфицирования кожи и слизистых |
- Обеспечение смены нательного и постельного белья по мере необходимости | - Создание комфортных условий |
- Измерение температуры тела 2 раза в день, наблюдение за состоянием больной | - Контроль состояния пациентки - Раннее выявление осложнений |
- Проведение беседы о заболевании с ребёнком и с родственниками | - Для устранения дефицита знаний - Осознанное участие в уходе |
Зависимые вмешательства | |
- Выполнит назначения врача: - применит физические методы охлаждения, - введёт жаропонижающие средства, - введёт средства этиотропной терапии | - Для лечения пациентки |
ЗАДАЧА №2.
Участковая медсестра активно посетила ребёнка 4 лет с диагнозом: ОРВИ.
При сестринском обследовании были получены следующие данные: ребёнок стал плохо кушать, беспокоит кашель, который усилился и носит характер сухого, болезненного. Со слов мамы болен второй день. Сначала был насморк, кашель, затем повысилась температура до 38,20.
Объективно: ребёнок активный, температура 37,30, носовое дыхание затруднено, слизистые выделения из носовых ходов, частый сухой кашель, частота дыхания 28 в 1 минуту, частота сердечных сокращений – 112 в 1 минуту, зев умеренно гиперемирован, налётов нет.
Задания:
- Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.
- Выявите проблемы больного ребёнка.
- Определите цели
- Составьте план сестринского ухода с обоснованием
- Продемонстрируйте технику проведения горячей ножной ванны.
Эталон ответов:
- Нарушены потребности: дышать, питаться, спать, поддержание нормальной температуры тела, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться.
- Проблемы пациента:
- Настоящие:
- Снижение аппетита
- Кашель
- Насморк
- Неэффективное очищение дыхательных путей
- Повышение температуры тела
- Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики
- Потенциальные:
- Риск развития осложнений
- Риск инфицирования окружающих
- Приоритетная проблема:
- Кашель
Цели:
Краткосрочная - кашель станет влажным и безболезненным к концу недели
Долгосрочная – устранить кашель и другие симптомы заболевания к моменту выписки.
План сестринского вмешательства | Мотивация |
Независимые вмешательства | |
- Обеспечение тёплого обильного питья, дополнительного витаминизированного питания | - Для облегчения кашля и повышения защитных сил организма |
- Проведение беседы о заболевании | - Устранения дефицита знаний - Профилактика возможных осложнений |
- Обеспечит проведение регулярной влажной уборки и проветривания помещения | - Устранение гипоксии |
- Проконтролирует приём лекарственных препаратов по назначению врача | - Для лечения пациента |
Зависимые вмешательства | |
- Выполнит назначения врача: - введёт лекарственные средства - обеспечит и обучит мать выполнению простейших физиопроцедур (горчичники, горячие ножные ванны, паровые ингаляции) | - Для лечения пациента |
ЗАДАЧА №3.
В инфекционное отделение госпитализирован ребёнок с диагнозом: ОРВИ, стенозирующий ларинготрахеит.
При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: температура тела ребёнка 36,40, пульс 130 ударов в 1 минуту, частота дыхательных движений 40 в 1 минуту. Кожные покровы бледные, чистые. Дыхание шумное, с затруднённым вдохом. Во время вдоха втягиваются межрёберные промежутки, надкдючичные области, яремная ямка. У ребёнка сухой лающий кашель. В лёгких пуэрильное дыхание, тоны сердца приглушены. Сон беспокойный. Физиологические отправления не нарушены.
Задания:
- Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.
- Выявите проблемы больного ребёнка.
- Определите цели
- Составьте план сестринского ухода с обоснованием
- Обучите мать методам увлажнения воздуха.
Эталон ответов:
- Нарушены потребности: дышать, спать, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться.
- Проблемы пациента:
- Настоящие:
- Затруднённое дыхание
- Одышка
- Кашель
- Неэффективное очищение дыхательных путей
- Нарушение сна
- Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики
- Потенциальные проблемы:
- Риск развития удушья
- Риск присоединения осложнений
- Приоритетная проблема:
- Затруднённое дыхание
Цели:
Краткосрочная – у ребёнка улучшится дыхание через 1 – 2 суток
Долгосрочная – устранить симптомы заболевания через 7 – 10 дней.
План сестринского вмешательства | Мотивация |
Независимые вмешательства | |
- Обеспечение спокойной обстановки | - Для облегчения дыхания |
- Обеспечение доступа свежего воздуха, создание возвышенного положения (порекомендовать взять ребёнка на руки) | |
- Контроль состояния пациента (подсчёт дыхательных движений, пульса) | - Профилактика ухудшения состояния |
- Проведение беседы с матерью о заболевании, способах лечения и профилактики | - Устранения дефицита знаний - Обучения приёмам оказания помощи на дому |
Зависимые вмешательства | |
- Выполнение назначений врача: - проведение ингаляций - постановка масляных горчичников - введение лекарственных препаратов - дача увлажнённого кислорода | - Для лечения ребёнка |
ЗАДАЧА №4.
К Вам обратилась мама ребёнка 9 месяцев с жалобами на повышение теипературы тела до 37,50. У ребёнка проявления экссудативно – катарального диатеза. Ночью внезапно проснулся, стал беспокойным, появился лающий кашель, удушье, затруднён вдох. Голос осипший.
При осмотре: Состояние ребёнка средней степени тяжести, беспокоен. В дыхании участвует межрёберная мускулатура. На щеках шелушение, гиперемия кожи. Из носа серозное отделяемое. В зеве – гиперемия. В лёгких – жёсткое дыхание.
Задания:
- Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
- Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
- Продемонстрируйте технику постановки масляных горчичников.
Эталон ответа:
- Стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп, вирусный круп)
- Помощь:
- Вызвать машину скорой помощи
- Успокоить ребёнка и маму
- Обеспечить приток свежего воздуха и возвышенное положение
- Создать повышенную влажность воздуха в помещении
- Дать тёплое щелочное питьё
- Госпитализировать в стационар
ЗАДАЧА №5.
В медицинский кабинет детского сада воспитатель привела ребёнка 4 лет с жалобами на вялость, бледность, отказ от еды.
При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: ребёнок плачет, не контактен, зовёт маму. Температура тела 39,50. Дыхание носовое, свободное. Кожные покровы бледные, чистые, конечности холодные. Язык слегка обложен белым налётом. В зеве лёгкая гиперемия миндалин, частота дыхательных движений 30 в 1 минуту, пульс 140 ударов в 1 минуту. Живот обычной формы, участвует в акте дыхания. Стула не было. Мочится свободно.
Задания:
- Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
- Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
- Продемонстрируйте технику внутримышечного введения папаверина.
Эталон ответа:
- Гипертермический синдром, «бледная гипертермия».
- Помощь:
- Вызвать врача или машину скорой помощи
- Сообщить родителям о состоянии ребёнка
- Обеспечить ребёнку постельный режим
- Согреть (укрыть одеялом, грелку к ногам)
- Дать тёплое питьё
- Обеспечить доступ свежего воздуха
- Контролировать состояние ребёнка (подсчёт пульса, частоты дыхательных движений, температуры тела)
- Приготовить антипиретики