IV. 4. Техника взятия мазка из носа и зева на бактериологическое (вирусологическое) исследование
Цель:
- Собрать материал для бактериологического (вирусологического) исследования.
- Выявить возбудителя
- Определить чувствительность к антибиотикам
Оснащение:
- Резиновые перчатки,
- Маска;
- Стерильные пробирки с сухими ватными тампонами - 2 штуки;
- Штатив для пробирок;
- Стерильный шпатель в лотке;
- Бланк-направление в лабораторию;
- Стеклограф.
Обязательное условие:
забор материала из зева проводить натощак, до орошения или полоскания горла.
РИС. 3. Положение ребенка при взятии мазка из полости рта и зева
ЭТАПЫ | ОБОСНОВАНИЕ |
Подготовка к процедуре | |
- Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие. | - Обеспечение права на информацию, осознанное участие в процедуре. |
- Подготовить необходимое оснащение. | - Обеспечение четкости выполнения процедуры. |
- Выписать направление. | |
- Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. | - Обеспечение инфекционной безопасности. |
- Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку). | - Создание удобства при проведении процедуры. |
- Стеклографом промаркировать пробирки: «Н» - нос, «3» - зев | |
- Усадить ребенка лицом к источнику света и, при необходимости, зафиксировать его с помощью помощника: а)ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами б) руки и туловище фиксирует одной рукой в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребёнка | - Необходимое условие для проведения процедуры. |
Выполнение процедуры | |
- Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован | - Маркировка «Н» означает - нос |
- Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребёнка | - Обеспечение доступа к слизистой носа ребёнка |
- Осторожно ввести тампон вращательными движениями в один носовой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам | - Условие эффективного выполнения процедуры |
- Собрав материал, поместить тампон в пробирку, не касаясь её краёв | - Обеспечение достоверности результатов исследования |
- Попросить ребёнка широко открыть рот, шпателем нажать на корень языка Примечание:ребёнку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности дёсен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него | - Обеспечение доступа к зеву |
- Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «З», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован | - Маркировка «З» означает - зев |
- Осторожно, не касаясь языка и щёк ввести тампон в полость рта | |
- Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин по часовой стрелке в следующей последовательности: дужка – миндалина – язычок – дужка - миндалина |
- Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь её краёв | - Обеспечение достоверности результата |
Завершение процедуры | |
- Снять и сбросить перчатки в дезраствор | - Обеспечение инфекционной безопасности |
- Вымыть и осушить руки | |
- Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в холодильнике) | - Обеспечение достоверности исследования |