Виды и назначения средств удовлетворения потребностей
В качестве средств удовлетворения потребностей выступают товары. Можно говорить о широком и узком определении понятия «товар». В широком понимании все средства удовлетворения потребностей, предлагаемые на рынке и его различных сегментах, относятся к товарам. Исторически же сложилось так, что услуги, деньги, ценные бумаги, трудовые ресурсы, информацию, идеи, являющиеся специфическим товаром, принято выделять в самостоятельные виды средств удовлетворения потребностей. К товарам обычно относят лишь материальную продукцию («вещь»), предлагаемую на рынке, т. е. в узком понимании этого термина. Однако при рассмотрении характеристик других средств удовлетворения потребностей можно убедиться в том, что они имеют много общего с товарами.
Товары в виде физических объектов включают в себя сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и готовую продукцию. Они способны удовлетворять самые разнообразные потребности индивидуальных, производственных и управленческих потребителей, относящиеся ко всем перечисленным ранее видам и разновидностям потребностей. Так, большинство продуктов питания удовлетворяют физиологические и психические (органолептические) потребности. Однако престижные товары (икра, мясная и рыбная гастрономия) удовлетворяют также и социальные потребности. Табачные изделия удовлетворяют в основном психические, а иногда и социальные потребности (как способ общения). Непродовольственные товары удовлетворяют физиологические и социальные потребности (одежно-обувные товары), психические, интеллектуальные и духовные потребности (культурно-бытовые, книжные и тому подобные товары).
Услуги, как и товары, могут удовлетворять одновременно один-два, реже три вида и/или разновидности потребностей. Так, услуга питания удовлетворяет физиологические, социальные и психические (органолептические, эргономические) потребности, а услуга розничной торговли — только два последних вида потребностей. Медицинские, оздоровительные, спортивные, туристические и им подобные услуги предназначены для удовлетворения рекреационных потребностей и потребностей в безопасности.
Технологии предназначены для производства товаров и услуг, которые будут удовлетворять разнообразные индивидуальные и общественные потребности. Однако сами технологии непосредственно удовлетворяют социальные потребности (экономические, трудовые и технологические, необходимые для жизнеобеспечения общества в целом, производственных и индивидуальных потребителей). . Технологии выступают в качестве средства удовлетворения потребностей производственных потребителей на рынке средств производства.
Деньги и ценные бумаги выполняют социальное назначение и соответственно удовлетворяют социальные потребности (престижные, экономические, жизнеобеспечения общества и индивидуальных потребителей). Это объясняется особенностью денег и ценных бумаг, выполняющих функции эквивалента товаров и услуг при товарно-денежном обмене. Именно деньги и другие заменяющие их финансовые средства (кредитные карточки, банковские чеки и т. п.) способствуют превращению потребностей в спрос. Кроме того, деньги и ценные бумаги служат средством накопления и удовлетворения прогнозируемых и отложенных потребностей (например, для крупных покупок, отдыха, обеспечения затрат в будущем).
Трудовые ресурсы (руководство, управленческий, производств венный и обслуживающий персонал) являются средством удовлетворения потребностей на рынке труда. Поскольку объектами трудовой деятельности руководства и персонала служат материальная и нематериальная продукция, услуги, технологические процессы, а также персонал низовых звеньев, то их профессиональная деятельность требует компетентности в определенных областях. В результате этого возникают образовательные и информационные потребности, связанные с подготовкой и повышением квалификации персонала и руководства. Пользователями трудовых ресурсов на рынке труда выступают производственные потребители (изготовители или исполнители услуг), органы государственного управления и местного самоуправления, общественные объединения и организации, а также индивидуальные предприниматели. Трудовые ресурсы (руководство и персонал организации) в процессе трудовой деятельности создают продукцию, которая вся или в большей своей части становится товаром, или оказывают услуги. Таким образом, трудовые ресурсы участвуют в удовлетворении потребностей разнообразных потребителей, в том числе и индивидуальных.
Информация прямо или косвенно удовлетворяет потребности всех категорий потребителей: общественных и индивидуальных на рынке информационных продукции, услуг и технологий (например, по разработке и продаже компьютерных программ). Информация, не связанная с конкретным объектом, бессмысленна и не представляет интереса. Информация всегда бывает о чем-то или о ком-то: о товарах, услугах, деньгах, ценных бумагах, политических деятелях, спортсменах и т. д. Она — своеобразный товар или услуга многофункционального назначения: выполняет функцию средства не только удовлетворения информационных, образовательных и духовных потребностей, но и продвижения товара на рынок, а также средства коммуникации, позволяющего формировать спрос. Указанные функции информация выполняет за счет своего основного назначения — удовлетворения интеллектуальных, в частности информационных, потребностей. Благодаря этому информация обеспечивает доведение до потребителя всех других видов средств удовлетворения потребностей.
Идеи позволяют удовлетворить многие потребности. Они лежат в основе создания всех товаров, услуг и т. п. Например, компьютер появился в результате идеи о необходимости создания машины для повышения скорости и качества обработки информации. В основе развития ресторанного бизнеса лежит идея о необходимости сберечь время потребителей по приготовлению пищи, а в основе развития развлекательных заведений (театров, спортивных организаций и т. д.) — организация досуга потребителей. В покупке идей заинтересованы в большей степени производственные потребители, так как они позволяют выпускать на их основе новые товары и услуги на рынок. В то же время все категории потребителей, приобретая товары и услуги, одновременно покупают идеи, заложенные в них.
Товар (товар и его характеристика);
1.Товарное предложение.
Товарное предложение имеет потребительскую ценность и стоимость. Потребительская ценность позволяет удовлетворять потребности покупателей и представляет собой совокупность таких характеристик ассортимент, качество, количество и т.д. Кроме того товарное предложение как объект купли-продажи может иметь определенную стоимость. Цена способствует созданию потребительских предпочтений и является мерой потребительской ценности товарного предложения.
Товарное предложение можно рассматривать с точки зрения пяти уровней:
1. Ключевая ценность – та основная услуга (Преимущество), которую приобретает покупатель.
Человек, пришедший в булочную за хлебом, приобретает еду, способную удовлетворить голод. С таким же успехом он мог бы купить картошку, мясо или другой продовольственный товар.
Задача деятеля рынка- выявить скрытые за любым товаром нужды и продавать не свойства этого товара, а выгоды от него (более качественное удовлетворение потребностей, более низкая цена, более удобное сервисное обслуживание)
2. Основной товар – предлагаемый для продажи товар с набором определенных характеристик . Основной товар может обладать пятью характеристиками:
· Уровень качества
· Набор свойств
· Специфическое оформление
· Марочное название
· Специфическое оформление
Задача предприятий- наделить товар всеми необходимыми характеристиками, чтобы потребитель мог сопоставить их с параметрами своей потребности и решить позволит ли товар ее удовлетворить.
3. Ожидаемый товар - набор характерных признаков и условий, которые потребитель обычно ожидает и на которые потребтель обычно ожидает и на которые обычно соглашается при покупке данного товара Приобретая хлеб, человек рассчитывает на свежесть, приятный аромат, определенный состав, указанный на упаковке. Задача маркетологов – выявить все ожидания потребителей и определить, обладает ли товар ими или нет, если нет, то товар надо совершенствовать.
4. Улучшенный товар отвечает потребностям сверх обычных ожиданий. Основная цель – выявить неосознанные потребности, предугадать их изменения и выпустить на рынок раньше конкурентов.
Например хлеб режут на кусочки и упаковываю в вакуумную упаковку. К журналам идет диск в качестве приложения и т.п.
· Любое улучшение требует дополнительных затрата следовательно, нужно выяснить готовыть, готовы ли покупатели оплатить их
· Улучшенный товар через некоторое время превращается в ожидаемый, поэтому совершенствовать рыночное предложение следует постоянно.
· Т.к улучшенные товары стоят дороже, всегда найдутся конкурентысосредоточившие внимание на основном товаре, предназначенном для потребителей нуждающихся в дешевом товаре.
5. Потенциальный товар – связан с теми улучшениями и трансформацией, которые возможно, претерпит существующий товар в будущем.