Виды и назначения средств удовлетворения потребностей

В качестве средств удовлетворения потребностей выступают то­вары. Можно говорить о широком и узком определении понятия «товар». В широком понимании все средства удовлетворения по­требностей, предлагаемые на рынке и его различных сегментах, от­носятся к товарам. Исторически же сложилось так, что услуги, деньги, ценные бумаги, трудовые ресурсы, информацию, идеи, яв­ляющиеся специфическим товаром, принято выделять в самостоя­тельные виды средств удовлетворения потребностей. К товарам обычно относят лишь материальную продукцию («вещь»), предла­гаемую на рынке, т. е. в узком понимании этого термина. Однако при рассмотрении характеристик других средств удовлетворения по­требностей можно убедиться в том, что они имеют много общего с товарами.

Товары в виде физических объектов включают в себя сырье, ма­териалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и готовую про­дукцию. Они способны удовлетворять самые разнообразные потребности индивидуальных, производственных и управленческих потре­бителей, относящиеся ко всем перечисленным ранее видам и разновидностям потребностей. Так, большинство продуктов пита­ния удовлетворяют физиологические и психические (органолептические) потребности. Однако престижные товары (икра, мясная и рыбная гастрономия) удовлетворяют также и социальные потребно­сти. Табачные изделия удовлетворяют в основном психические, а иногда и социальные потребности (как способ общения). Непродо­вольственные товары удовлетворяют физиологические и социаль­ные потребности (одежно-обувные товары), психические, интеллек­туальные и духовные потребности (культурно-бытовые, книжные и тому подобные товары).

Услуги, как и товары, могут удовлетворять одновременно один-два, реже три вида и/или разновидности потребностей. Так, услуга питания удовлетворяет физиологические, социальные и пси­хические (органолептические, эргономические) потребности, а ус­луга розничной торговли — только два последних вида потребно­стей. Медицинские, оздоровительные, спортивные, туристические и им подобные услуги предназначены для удовлетворения рекреаци­онных потребностей и потребностей в безопасности.

Технологии предназначены для производства товаров и услуг, которые будут удовлетворять разнообразные индивидуальные и об­щественные потребности. Однако сами технологии непосредствен­но удовлетворяют социальные потребности (экономические, трудо­вые и технологические, необходимые для жизнеобеспечения обще­ства в целом, производственных и индивидуальных потребителей). . Технологии выступают в качестве средства удовлетворения потреб­ностей производственных потребителей на рынке средств произ­водства.

Деньги и ценные бумаги выполняют социальное назначение и соответственно удовлетворяют социальные потребности (престиж­ные, экономические, жизнеобеспечения общества и индивидуаль­ных потребителей). Это объясняется особенностью денег и ценных бумаг, выполняющих функции эквивалента товаров и услуг при то­варно-денежном обмене. Именно деньги и другие заменяющие их финансовые средства (кредитные карточки, банковские чеки и т. п.) способствуют превращению потребностей в спрос. Кроме того, деньги и ценные бумаги служат средством накопления и удовлетворения прогнозируемых и отложенных потребностей (например, для крупных покупок, отдыха, обеспечения затрат в будущем).

Трудовые ресурсы (руководство, управленческий, производств венный и обслуживающий персонал) являются средством удовлетворения потребностей на рынке труда. Поскольку объектами тру­довой деятельности руководства и персонала служат материальная и нематериальная продукция, услуги, технологические процессы, а также персонал низовых звеньев, то их профессиональная деятель­ность требует компетентности в определенных областях. В результа­те этого возникают образовательные и информационные потребно­сти, связанные с подготовкой и повышением квалификации персо­нала и руководства. Пользователями трудовых ресурсов на рынке труда выступают производственные потребители (изготовители или исполнители услуг), органы государственного управления и местно­го самоуправления, общественные объединения и организации, а также индивидуальные предприниматели. Трудовые ресурсы (руко­водство и персонал организации) в процессе трудовой деятельности создают продукцию, которая вся или в большей своей части стано­вится товаром, или оказывают услуги. Таким образом, трудовые ре­сурсы участвуют в удовлетворении потребностей разнообразных по­требителей, в том числе и индивидуальных.

Информация прямо или косвенно удовлетворяет потребности всех категорий потребителей: общественных и индивидуальных на рынке информационных продукции, услуг и технологий (например, по разработке и продаже компьютерных программ). Информация, не связанная с конкретным объектом, бессмысленна и не представ­ляет интереса. Информация всегда бывает о чем-то или о ком-то: о товарах, услугах, деньгах, ценных бумагах, политических деятелях, спортсменах и т. д. Она — своеобразный товар или услуга много­функционального назначения: выполняет функцию средства не только удовлетворения информационных, образовательных и духов­ных потребностей, но и продвижения товара на рынок, а также средства коммуникации, позволяющего формировать спрос. Ука­занные функции информация выполняет за счет своего основного назначения — удовлетворения интеллектуальных, в частности ин­формационных, потребностей. Благодаря этому информация обес­печивает доведение до потребителя всех других видов средств удов­летворения потребностей.

Идеи позволяют удовлетворить многие потребности. Они лежат в основе создания всех товаров, услуг и т. п. Например, компьютер появился в результате идеи о необходимости создания машины для повышения скорости и качества обработки информации. В основе развития ресторанного бизнеса лежит идея о необходимости сберечь время потребителей по приготовлению пищи, а в основе развития развлекательных заведений (театров, спортивных организаций и т. д.) — организация досуга потребителей. В покупке идей заинтересованы в большей степени производственные потребители, так как они позволяют выпускать на их основе новые товары и услуги на рынок. В то же время все категории потребителей, приобретая товары и услуги, одновременно покупают идеи, заложенные в них.

 


 

Товар (товар и его характеристика);

1.Товарное предложение.

Товарное предложение имеет потребительскую ценность и стоимость. Потребительская ценность позволяет удовлетворять потребности покупателей и представляет собой совокупность таких характеристик ассортимент, качество, количество и т.д. Кроме того товарное предложение как объект купли-продажи может иметь определенную стоимость. Цена способствует созданию потребительских предпочтений и является мерой потребительской ценности товарного предложения.

Товарное предложение можно рассматривать с точки зрения пяти уровней:

1. Ключевая ценность – та основная услуга (Преимущество), которую приобретает покупатель.

Человек, пришедший в булочную за хлебом, приобретает еду, способную удовлетворить голод. С таким же успехом он мог бы купить картошку, мясо или другой продовольственный товар.

Задача деятеля рынка- выявить скрытые за любым товаром нужды и продавать не свойства этого товара, а выгоды от него (более качественное удовлетворение потребностей, более низкая цена, более удобное сервисное обслуживание)

2. Основной товар – предлагаемый для продажи товар с набором определенных характеристик . Основной товар может обладать пятью характеристиками:

· Уровень качества

· Набор свойств

· Специфическое оформление

· Марочное название

· Специфическое оформление

Задача предприятий- наделить товар всеми необходимыми характеристиками, чтобы потребитель мог сопоставить их с параметрами своей потребности и решить позволит ли товар ее удовлетворить.

3. Ожидаемый товар - набор характерных признаков и условий, которые потребитель обычно ожидает и на которые потребтель обычно ожидает и на которые обычно соглашается при покупке данного товара Приобретая хлеб, человек рассчитывает на свежесть, приятный аромат, определенный состав, указанный на упаковке. Задача маркетологов – выявить все ожидания потребителей и определить, обладает ли товар ими или нет, если нет, то товар надо совершенствовать.

4. Улучшенный товар отвечает потребностям сверх обычных ожиданий. Основная цель – выявить неосознанные потребности, предугадать их изменения и выпустить на рынок раньше конкурентов.

Например хлеб режут на кусочки и упаковываю в вакуумную упаковку. К журналам идет диск в качестве приложения и т.п.

· Любое улучшение требует дополнительных затрата следовательно, нужно выяснить готовыть, готовы ли покупатели оплатить их

· Улучшенный товар через некоторое время превращается в ожидаемый, поэтому совершенствовать рыночное предложение следует постоянно.

· Т.к улучшенные товары стоят дороже, всегда найдутся конкурентысосредоточившие внимание на основном товаре, предназначенном для потребителей нуждающихся в дешевом товаре.

5. Потенциальный товар – связан с теми улучшениями и трансформацией, которые возможно, претерпит существующий товар в будущем.