Выводы нашего исследования
1. Исследование в целом подтвердило гипотезу о том, что сбалансированные семьи (или в момент, когда семья сбалансирован-на) удовлетворены браком больше, чем несбалансированные.
2. Было обнаружено, что среднесбалансированные, а также несбалансированные семьи также могут быть весьма удовлетворены браком, но только те, у кого высокие показатели по сплоченности и/или гибкости.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое «семейная история», какие методики используются для ее восстановления?
2. Что понимается в отечественной психологии под «удовлетворенностью супругов браком»?
3. Дайте определения семейного стресса и семейного копинга?
4. Что понимается под «сплоченностью» и «гибкостью» семейной системы?
ЛИТЕРАТУРА
Агапова Л. Г., Лидере А. Г. Апробация методики Г.Алена и К. Мартина «Каков ваш коэффициент интимности?» // Журнал практического психолога. — 2000. -№8-9.
Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица // Семейная психотерапия: хрестоматия / сост. Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова, В.Юстицкис. — СПб., 2000.
Александрова Ю.В. Опросник для диагностики ролевых паттернов отношения к Другому взрослого человека // Журнал практического психолога. — 1998. — № 8.
Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 2000.
Алеш и н а Ю. Е. Удовлетворенность браком в супружеских парах с различным стажем совместной жизни // Медико-психологические аспекты брака и семьи. — Харьков, 1985.
Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. — М., 1987.
Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2002.
Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. — СПб., 1998.
Андрущенко Т.Ю. Моделирование биографии — «Альбом моей жизни» в консультировании старшеклассников // Семейная психология и семейная терапия. — 1998. — № 4.
Андрущенко Т. Ю. Беседа «Мой круг общения» в диагностике социальной ситуации развития ребенка // Семейная психология и семейная терапия. — 1999. — № 2.
Андрущенко Т. Ю., Шашлова Г. М. Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми // Психолог в детском саду. — 2000. - № 4.
Антонов А. И. Микросоциология семьи. — М., 1998.
Арнаутова Е. П. Стабильность семьи, основанной на повторном браке (Опросник для изучения родительского взаимодействия) // Семейная психология и семейная терапия. — 1997. — № 2.
Баз Л. Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде (на примере решения супругами совместной задачи) // Психологический журнал. — 1995. — № 4.
Бедлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия и НЛП.— М., 1999.
Белорусов С.А. Методика «Мое письмо о супруге» и ее психотерапевтическое использование // Семейная психология и семейная терапия. — 1998. — № 3.
Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. — 1999. — № 2.
Бережная М. С. и др. Анкета для первого интервью в семейном консультировании // Семейная психология и семейная терапия. — 2004. — № 3.
Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологическом консультировании. — М., 1989.
Будинайте Г. П. Классическая системная семейная терапия и постклассические направления: революция, эволюция или?... // Семейная психология и семейная терапия. — 2003. — № 1.
Бурлакова Н.С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. — М., 2001.
Б у р м е н с к а я Г. В. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М., 2002.
Варга А.Я., Столин В. В. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. — М., 1988.
Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. — СПб., 2001. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Р. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. — М., 1994.
Введенов А. В. Воспитание воли у ребенка в семье. — М., 1953. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. — М., 2003. Воловик В. М. Семейные исследования в психиатрии и их значение для реабилитации больных // Клинические и организационные основы реабилитации психически больных / под ред М. М. Кабанова. — М., 1980. -С. 207-266.
Гильяшева И. Н., Игнатьева Н.Д. Межличностные отношения ребенка. — М., 1994.
Гладыше в а Н. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным ситуациям (адаптация опросника неприятных событий Lewin-son P.M.) // Проблемность в профессиональной деятельности. — М., 1999.-С. 252-281.
Горячева Т. Г., Трофимчук О. Н. Использование методики совместного складывания куба Линка в диагностике детско-родительских отношений подростков, перенесших операцию на сердце // Журнал практического психолога. — 1997. — № 3.
Гроздова Е. В., Лидере А. Г. Комплементарность супругов и удовлетворенность браком // Семейная психология и семейная терапия. — 1997. - № 2.
Гурова Е. В. Семейная доска // Семейная психология и семейная терапия. — 2003. — № 4.
Добряков И. В. Либерализация сексуальной морали в России: новые проблемы // Семейная психология и семейная терапия. — 2000. — № 3.
Евсикова Н. И. Две методики для обследования подростков // Семейная психология и семейная терапия. — 1999. — № 2.
Еникеев М. И. Психологическая диагностика: стандартизированные тесты. — М., 2002.
Желдак И. М. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания. — М., 2002.
Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб., 2000.
Захарова Е. И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Журнал практического психолога. — 1996. — № 6.
Захарова Е. И., Карабанова О. А. Диагностика характера детско-родительских отношений в пробе на совместную деятельность // Психолог в детском саду. — 2002. — № 1.
Захарова Е. И., Карабанова О. А. Свободное самоописание— метод исследования самосознания подростков // Психология в школе. — 2000.-№3-4.
Идобаева О. А., Подольский А. И. Внимание: подростковая депрессивность. — М., 2004.
Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. - СПб., 2002.
Карабанова О.А. Проективная методика «Родительское сочинение» в практике психологического консультирования // Семейная психология и семейная терапия. — 1998. — № 1.
Карабанова О. А Психология семейных отношений. — Самара, 2001.
Кижаева Е. Е., Лидере А. Г. Системный подход в современной семейной психологии // Психолог в детском саду. — 2004. — № 3.
Кижаева Е. Е., Лидере А. Г. Удовлетворенность браком и структурно-функциональные характеристики семьи // Психологические проблемы современной российской семьи: материалы Всероссийской интернет-конференции. 2004. Сайт ГосНИИ семьи и воспитания: www.niisv.ru\liderskonf.hmt
Ке р и г П. К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы психологии. - 1990. - № 1.
Кован Ф.А., Кован К. П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. — 1989. — № 4.
Кон И. С. Введение в сексологию. — М., 1989.
Кочарян Г. С, Кочарян А. С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. — М., 1994.
Кочуров М. Г. Использование аппаратурной методики для анализа супружеской совместимости // Психологические проблемы современной российской семьи: материалы Всероссийской интернет-конференции. 2004, www.isv.ru (ГосНИИ семьи и воспитания).
Кошкин К. А. Семейная психотерапия. Диагностика и системные модели. — М., 2005.
Кравцова С. Подросток на перекрестке эпох. — М., 1997.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. — М., 2001.
Основы возрастно-психологического консультирования / под ред. А.Г.Лидерса. - М., 1991.
Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М., 2002.
Лидере А. Г. Семья как психологическая система. — М.; Обнинск, 2004.
Лидере А. Г., Минеева О. А. Лексика для описания семьи в психосемантическом исследовании // Семейная психология и семейная терапия. - 2003. - № 4. - С. 3-19.
Магасумов Р. Ш. Разработка и апробация методики исследования супружеских коммуникаций // Вестник МГУ. — Сер. XIV. Психология. — 1984.-№4.-С. 72-73.
Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 2002.
Майстрова М. В., Филипович И. В. Психология девиантного поведения. — Минск, 2000.
Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога. — 1998. — № 3.
Марковская И. М. О возможностях применения теста семейных отношений в психологической консультации // Семейная психология и семейная терапия. — 1999. — № 2.
Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной Российской семьи» : в 3 т. — М., 2003.
Минеева О. А., Лидере А. Г. Имплицитные теории семьи//Семейная психология и семейная терапия. — 2004. — № 3.
Мишина Т. М. Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. — Л., 1978. — С. 13 — 20.
Новикова Е. В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности / под ред. А. А. Бодалева. — М., 1981.-С. 12-18.
Низковских Ю. В. Метод «Ссорящиеся животные» // Журнал практического психолога. — 2000. — № 1.
Николе М. Теоретический контекст семейной психотерапии // Семейная психотерапия: хрестоматия / сост. Э.Г.Эйдемиллер, Н.В.Александрова, В.Юстицкис. — СПб., 2000.
Обухов Я. Л. Красный цвет // Журнал практического психолога. —
1996. - № 5.
Обухов Я. Л. Синий цвет // Журнал практического психолога. —
1997. - № 1.
Обухов Я. Л. Желтый цвет// Журнал практического психолога. — 1997. - № 2.
О б у х о в Я. Л. Оранжевый цвет // Журнал практического психолога. — 1997. - № 5.
Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе
Olson D. H., Portner J., Laveer Y. FACES HI// Family Social Science University of Minnesota. — 1985.
Олифирович Н.И., Зинкевич Т.А., Валента Т.Ф. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь. — М.; Обнинск, 2005.
Потемкина О.Ф. Психология сексуальности. — М., 1993.
Психология развития / под ред. Т.Д.Марцинковской. — М., 2001.
Психология семейных отношений / авт.-сост. М. В. Семкина . — Чита, 2000.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е. Г. Силяевой. — М., 2002.
Психология семьи : хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 2002.
Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г.Ярошевского. — М., 1990.
Руководство к тесту КАТ / под ред. А. Г. Лидерса, В. Г. Колесникова. — М.; Обнинск, 1993.
Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. — М., 2000.
Семаго Н.Я. Технология психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста // Журнал практического психолога. — 1999.-№4.
Системная семейная терапия : хрестоматия / под ред. Э. Г. Эйдемил-лера. — СПб., 2002.
Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. — 2000. — № 3.
Соколова Е.Т. Модификация теста Роршаха для диагностики нарушений семейного общения // Вопросы психологии. — 1985. — № 4. — С. 145-150.
Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989.
СоломатинаЕ.Т. Проявления внутриличностных противоречий в супружеской паре как несогласованность семейных ценностей и ролевых установок // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» : в 3 т. - М., 2003.
Социологический энциклопедический словарь / сост. Г. В. Осипов. — М., 1998.
Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. — М., 1988.
Спирева Е. Н., Лидере А. Г. Психогенность стиля семейного воспитания как показатель неудовлетворенности браком // Семейная психология и семейная терапия. — 2001. — № 4.
Спирева Е. Н., Лидере А. Г. Удовлетворенность браком в зависимости от социально-демографических характеристик семьи // Семейная психология и семейная терапия. — 2003. — № 1.
Спирева Е. Н., Лидере А. Г. Удовлетворенность браком в зависимости от структурно-функциональных характеристик семьи // Журнал практического психолога. — 2001. —№ 5—6.
Стол и н В. В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. — 1982. — № 4.
Столин В. В., Романова Т.А., Бутенко Г. П. Опросник удовлетворенности браком // Вестник Московского университета. — Серия 14. Психология. — 1984. — № 2.
Тарабаева В. Б. Исследование причин возникновения конфликтов подростков с родителями // Семейная психология и семейная терапия. — 1997. — №1.
Трояновская П. Методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» — родитель глазами подростка // Семейная психология и семейная терапия. — 2003. — № 3,
Черников А. В. Введение в семейную психотерапию. — М., 1998.
Черников А. В. Изучение структуры семьи. Системный семейный тест Геринга // Семейная психология и семейная терапия. — 1999. — №2.
Черников А. В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. — М., 2001.
Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1987.
Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. — М., 1990.
Ш а п и р о А. 3. Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных взаимоотношений // Вопросы психологии. — 1994. — № 4.
Шишкина О. В. О чем расскажут истории любви // Семейная психология и семейная терапия. — 1998. — № 3.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 1999.
Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб., 2003.
Jourard S. M. Self-Disclosure: an Experimental Analysis of the Transparent Self.-N.Y., 1971.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора........................................................................................ 3
Г л а в а 1. Семейная психология как теоретическая и практическая
наука................................................................................ 7
1.1. История семейной психологии и семейной психотерапии............... 7
1.2. Системный подход в семейной психологии.................................. 10
1.3. Структурно-функциональные характеристики семьи..................... 14
1.4. Сплоченность и гибкость как интегративные параметры семейной системы 24
1.5. Удовлетворенность браком как индикатор функционирования семейной системы 29
Г л а в а 2. Общая типология методик психологического обследования
семьи.............................................................................. 34
Глав а 3. Диагностика родительско-детских отношений................. 42
3.1. Типология методик диагностики родительско-детских отношений 42
3.2. Методики для детей (подростков)................................................ 44
3.2.1. Методика «Рисунок семьи»................................................ 44
3.2.2. Методика «Семья животных»............................................. 50
3.2.3. Методика «Межличностные отношения ребенка»
Рене Жиля...................................................................... 57
3.2.4. Различные варианты методики «Незавершенные предложения» 62
3.2.5. Модификация оценочно-самооценочной методики............... 70
3.2.6. Детский апперцептивный тест............................................. 71
3.2.7. Детский тест «Эмоциональные отношения в семье»
Е. Бене-Антони.............................................................. ....72
3.2.8. «Альбом моей жизни» — проективная методика для старшеклассников 88
3.2.9. Диагностическая беседа Т. Ю. Андрущенко «Мой круг общения» 100
3.2.10. Опросник «Подростки о родителях»................................ 106
3.2.11. Методика «Детско-родительские отношения подростков» П.Трояновской 114
3.2.12. Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка Н.Я.Семаго 121
3.3. Методики для взрослых............................................................ 122
3.3.1. Анамнестический опросник.............................................. 122
3.3.2. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка» ... 127
3.3.3.Опросник родительских отношений Варги—Столина 142
3.3.4.Опросник стиля родительского воспитания АСВ
Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса......................... 146
3.3.5.Опросник родительских установок PARY................ 168
3.3.6.Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой (методика ОДРЭВ) 179
3.3.7.Опросник Е.О.Смирновой и М. В. Быковой «Структура родительского отношения» 183
3.3.8.Шкала родительской озабоченности......................... 187
3.3.9.Методика Р. Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе» 190
3.4. Методики для обследования диады родитель—ребенок... 195
3.4.1.Методика «Архитектор—строитель»............ >......... 195
3.4.2.Совместное складывание куба Линка родителем
и подростком............................................................... 197
3.5. Методики, одинаково пригодные как для детей, так и для
взрослых............................................................................... 201
3.5.1.Цветовой тест отношений А. Эткинда...................... 201
3.5.2.Методика «Модель личностной сферы» Р. Шмидека 205
3.5.3.Семейная социограмма.............................................. 206
3.6. Методики, имеющие связанные друг с другом шкалы (формы)
для родителей и для детей.................................................. 208
3.6.1. Опросник для изучения взаимодействия родителей
с детьми И. Марковской.............................................. 208
3.6.2.Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т. Ю.Андрущенко и Г.М.Шашловой............................................................ 220
3.6.3.Опросник родительского отношения к детям — «зеркало»
для АСВ........................................................................ 229
Г л а в а 4. Диагностика супружеских отношений.......................... 237
4.1............................................................................................... Ролевая структура семьи 237
4.1.1.Семейные роли и опросник распределения ролей в семье ... 237
4.1.2.Семья в структуре ролевых паттернов взрослого человека.... 245
4.1.3.Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре.
Методика «Ролевые ожидания партнеров» Н.Волковой 256
4.2.Особенности общения между супругами........................... 269
4.3.Супружеские конфликты и их диагностика........................ 279
4.3.1.Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозмана, Е.М.Дубовской 280
4.3.2.Опросник «Реакции супругов на конфликт» А. С. Кочаряна... 287
4.4. Диагностика совместимости................................................ 293
4.4.1. Опросник «Измерение установок в супружеской паре»
Ю.Е.Алешиной............................................................ 293
4.5............................................................................................... Диагностика сексуальных отношений и поведения супругов..................................................................................... 301
4.5.1.Опросник сексуальности Айзенка............................. 302
4.5.2.Методика «Каков ваш коэффициент интимности?» Г.Алена, К.Мартина 313
4.5.3. Методика оценки сексуального профиля................. 322
4.6. Вариант методики «Незавершенные предложения» —
«Мое письмо о супруге» С. А. Белорусова........................ 330
4.7.Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде..... 334
4.8. Ограничения в возможностях так называемых «обыденных», популярных семейных тестов 339
4.8.1.«Семейные психологические тесты» из популярных журналов — «за» и «против» 339
4.8.2.Примеры «обыденных» семейный тестов................. 341
Г л а в а 5. Психологическое обследование семьи как целого 346
5.1. Исследования семейной истории........................................ 346
5.1.1. Генограмма.................................................................. 346
5.1.2.Методика «Линия жизни семьи»................................ 350
5.2. Семейная реконструкция и семейные расстановки........... 353
5.2.1.Обзор техник семейной реконструкции в семейном консультировании и семейной психотерапии 353
5.2.2.Методика «Семейная доска»..................................... 365
5.2.3.Системный тест Геринга............................................ 375
5.3. Опросники удовлетворенности браком.............................. 379
5.3.1. Опросник удовлетворенности браком В. В. Столина,
Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко.................................. 379
5.3.2.Опросник Ю. Е.Алешиной......................................... 384
5.3.3.Рассказ «О-том-как-мы-встретились» и косвенные показатели удовлетворенности браком (методика ДжТоттмана)................................................................ 388
5.4. Семейный стресс и семейная тревога................................. 392
5.4.1. Семья в пространстве стрессогенных жизненных событий
по оценкам подростков (исследование О.А.Идобаевой) 392
5.4.2. Опросник «Список неприятных событий» П.М.Левинсона 396
5.5............................................................................................... Диагностика сплоченности и гибкости семейной системы...................................................................................... 408
Литература................................................................................. 423