Бюджеты прямых затрат.
Для точного определения прямых затрат необходимы три бюджета» первым из которых является бюджет прямых затрат на материалы, или, как его еще называют, бюджет закупок сырья и материалов. В каждом бизнесе набор таких бюджетов может быть свой, причем единственный и неповторимый. В производственных структурах предстоит разрабатывать максимально полный набор операционных бюджетов: бюджеты производства, прямых затрат на сырье и материалы, прямых затрат на оплату труда, а также бюджеты производственных накладных расходов, ремонтов и другие - в зависимости от того, какие виды затрат являются критическими. В строительстве скорее всего не будет бюджета прямых затрат на оплату труда и бюджета ремонтов, зато возможен бюджет аренды строительной техники, а вместо бюджета запасов появится бюджет незавершенных капитальных вложений или строительных работ. В торговле отсутствуют бюджеты прямых затрат на оплату труда, ремонтов, а бюджет прямых затрат на сырье и материалы превращается в бюджет закупки товаров, объединенный с бюджетом запасов. В сфере услуг может не быть бюджета прямых затрат материалов, зато появляются бюджеты прямых затрат на услуги и работы внешних поставщиков и подрядчиков, прямых затрат на оплату труда.
Бюджет прямых затрат на материалы предназначен для определения затрат сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и других продуктов, необходимых для производства готовой продукции, стоимость которой целиком относится на объем продаж и изменяется прямо пропорционально объему продаж (производства). Для непроизводственных структур (предприятия торговли и другие организации сферы услуг, например) в качестве прямых затрат могут фигурировать приобретаемые для последующей продажи товары или услуги сторонних организаций, стоимость которых прямо пропорционально связана с объемом реализации. Кроме того, в рамках данного бюджета предстоит определить нормативный (переходящий) запас сырья и материалов, а также график погашения так называемой кредиторской задолженности, т.е. установить условия и порядок взаиморасчетов с поставщиками сырья, комплектующих и т.п.
Для определения объема закупок сырья и материалов на предстоящий бюджетный период необходимо знать объем продаж и(или) объем производства на весь бюджетный период и внутри него (по месяцам). Информация из бюджета прямых затрат на материалы (товары), как и в случае с бюджетом продаж, может быть представлена в виде плана-графика и графика оплаты приобретаемых материалов (погашения кредиторской задолженности). Но для определения режима закупок вначале предстоит определить желаемый запас сырья и материалов на начало и конец каждого периода (для производственных структур).
При составлении бюджета прямых затрат на материалы в производственных структурах предстоит определить необходимый (нормативный или целевой) уровень запаса сырья и комплектующих. С учетом изменения этого уровня и использования материалов в производстве (списания) будут определяться в дальнейшем объемы закупки у поставщиков. В торговых компаниях, как отмечалось выше, бюджет прямых затрат на материалы трансформируется в бюджет закупки товара для реализации. Проблема определения уровня запасов здесь не производственно-технологическая (обеспечение бесперебойного снабжения производства), а сбытовая (нужно иметь достаточное количество товаров для поставки потребителям).
По аналогии может быть составлен бюджет закупок товаров для предприятий торговли. В этом случае в формате бюджета вместо количества изготовляемых изделий указывается количество товаров, подлежащих продаже в соответствующем месяце бюджетного периода (в натуральных единицах измерения). Вместо ставки прямых затрат на материалы (одного вида) будет показана покупная цена единицы товаров каждого вида.
По аналогии могут быть составлены другие варианты бюджетов прямых затрат (закупок) на материалы (товары). Кроме того, целевые остатки (запасы) сырья и материалов на конец бюджетного периода могут быть рассчитаны в натуральных единицах измерения, а затем умножением на среднюю цену закупки материалов может быть определена стоимость конечных остатков (целевых запасов) сырья и материалов.
Наряду с планом-графиком закупок материалов в бюджете прямых затрат должен быть представлен график оплаты поставок, или, как его еще называют, график погашения кредиторской задолженности. Здесь уже стоимость поставок предстоит превратить в исходящий поток денежных средств. При необходимости формат графика погашения кредиторской задолженности может быть усложнен. Так, можно детализировать платежи по видам сырья или поставщиков в зависимости от того, какие финансовые показатели нуждаются в более жестком контроле.
Период, в течение которого ожидается полная оплата ранее поставленных (закупленных) сырья и материалов, также принято называть сроком сверки счетов, но уже с кредиторами, а не с дебиторами (как в случае бюджета продаж).
Период, в течение которого счета сверяют с кредиторами, определяется индивидуально на каждом предприятии. Для улучшения финансового положения промышленного предприятия необходимо иметь наибольший период сверки счетов и наименьшую величину предоплаты.
В обоих случаях эти предприятия и фирмы обеспечиваются дополнительными оборотными средствами. Однако добиваться этого нужно так, чтобы не поссориться с поставщиками, чтобы в один прекрасный момент они не прекратили поставки. Вот почему и каждом конкретном случае предстоит искать баланс интересов. И условия этого баланса определяются главным образом не нормативами и формулами по планированию оборотных средств, а сложившейся ситуацией. Одни и те же поставщики могут работать на разных условиях с различными потребителями. Если поставщикам нужна более полная загрузка своих производственных мощностей, то делать нечего, придется работать с отсрочкой платежа, чтобы не потерять крупного потребителя.
После составления бюджета прямых затрат на материалы и товарно-материальные ценности или одновременно с ним могут составляться два других бюджета прямых затрат.
Данный бюджет предназначен для определения прямых (переменных) издержек на заработную плату в соответствии с составленным ранее бюджетом производства (продаж). В соответствии с канонами экономической науки обычно здесь учитываются только прямые издержки на оплату труда, т.е. основного производственного персонала или рабочих.
Составление данного бюджета, прежде всего, необходимо производственным структурам, поскольку на большинстве предприятий торговли и сферы услуг заработная плата не является частью прямых (переменных) затрат.
Для определения прямых затрат труда необходимо рассчитать затраты рабочего времени (в часах и (или) человеко-часах), идущих на изготовление единицы объема выпуска продукции (объема продаж), и стоимость 1 человека-часа рабочего времени (по базовой средней и (или) средневзвешенной тарифной ставке плюс премиальные выплаты). Естественно, также нужно знать объемы производства (продаж) на предстоящий бюджетный период (например, на один год) и их распределение в течение бюджетного периода (по месяцам). Информация бюджета прямых затрат на оплату труда, как и в случае с бюджетом прямых затрат на материалы, может быть представлена в виде плана-графика и графика выплаты заработной платы (погашения задолженности по оплате труда).
Составление таких графиков необходимо прежде всего в том случае, когда речь идет, во-первых, о прямых затратах труда (нормируемые затраты), во-вторых, о динамичном производстве, где быстро увеличиваются объемы производства и соответственно прямые затраты на оплату труда. При стабильных объемах производства значения показателей плана-графика и графика погашения задолженности будут совпадать.
Для определения среднечасовой ставки необходимо, кроме базовой оплаты (тариф, условный тариф), включать премиальную часть (в том случае, если она рассчитывается исходя из объема производства). При составлении графика погашения задолженности по оплате труда премиальная часть может выплачиваться по иной схеме, чем базовая (тарифная). Например, базовая часть обычно выплачивается два раза в месяц. Премиальная же может выплачиваться один раз в квартал или полугодие (ситуация впрочем не очень типичная для наших предприятий и фирм). При начислении затрат на оплату труда (определении этих издержек в составе себестоимости продукции) базовая и премиальная части фонда оплаты труда должны быть увязаны с объемами произведенной продукции.
В непроизводственных компаниях премиальная часть заработной платы может быть согласована с объемом реализованной продукции, но выплачиваться она должна по схеме, отличной от выплаты оклада (тарифной ставки) сотрудника. И в этом случае все издержки на оплату труда как часть условно-переменных затрат будут начисляться в зависимости от объемов продаж, а выплаты основной и премиальной частей оплаты труда будут существенно различаться. Важной особенностью планирования фонда оплаты труда в России является учет выплат установленных начислений на заработную плату (единый социальный налог, отчисления в Пенсионный фонд и т.п.). В отличие от других стран у нас все социальные выплаты возложены на работодателя.
Почасовая тарифная ставка может меняться (например, с учетом инфляции).
Наряду с планом-графиком прямых затрат труда должен быть составлен график выплаты заработной платы в соответствии с принятыми в компании кассовыми днями, т.е сроками выплаты авансов и основной части заработной платы.
Этот бюджет предназначен для определения издержек, связанных с теми категориями производственных или операционных затрат, которые прямо пропорционально зависят от изменения объемов производства (продаж). К числу таких производственных затрат в зависимости от специфики производства могут быть отнесены: электроэнергия, вода, некоторые сопутствующие материалы. Прямые операционные затраты включают страхование грузов, экспедиторские и другие расходы (обычно торговых фирм), связанные с доставкой груза.
В теории обычно эти категории расходов (и производственных, и операционных) принято учитывать в составе накладных общепроизводственных затрат. Но если для компании данные затраты являются критическими (достаточно важными, составляющими весомую долю общей себестоимости продукции), то планировать их необходимо отдельно от накладных расходов. В табл.4.8 приведен примерный формат бюджета прямых производственных (операционных) затрат. Особенностью их планирования является отсутствие запасов, хотя график оплаты и погашения кредиторской задолженности (особенно в России) может составляться для более точного планирования этой категории издержек и движения соответствующих денежных средств.
Особенность бюджета прямых производственных (операционных) затрат состоит в отсутствии учета движения запасов, поскольку последние здесь просто отсутствуют. Состав операционных расходов в разных бизнесах неодинаков. Например, в производственных структурах к прямым производственным расходам относятся затраты на электроэнергию. Для торгово-закупочных фирм в эту категорию затрат могут входить экспедиторские расходы, страхование грузов, транспортные расходы, если все они привязаны (в виде определенного процента от стоимости) к общей стоимости партии товара, закупленного для последующей перепродажи.
При составлении графика оплаты прямых операционных расходов необходимо иметь в виду, что часть этих издержек может быть оплачена в режиме 100%-ной предоплаты (например, страховка), а часть - после использования конкретных ресурсов (например, электроэнергии) для производства определенного объема выпуска конечной продукции.
Для небольших предприятий и фирм составление бюджетов прямых затрат (на материалы, производственные затраты, затраты труда и т.п.) часто вызывает затруднения, особенно когда необходимо использовать не один-два, а десятки видов сырья и материалов, когда велико число и размеры операционных расходов. Поэтому может быть применен упрощенный порядок составления всех трех перечисленных выше бюджетов прямых затрат
Упрощенный порядок составления бюджетов прямых затрат.
Шаг 1. Определить наиболее важные (критические) виды сырья и материалов, необходимых для изготовления изделий, подлежащих производству, и тех прямых материалов, стоимость закупки которых будет определена суммарно (как «прочие прямые затраты на материалы», например).
Шаг 2. Рассчитать нормы расхода отдельных видов прямых затрат на единицу или на весь объем продаж (долю прямых затрат в стоимости отгружаемой продукции) за бюджетный период или бюджетный подпериод (например, за один месяц).
Шаг 3. Если ожидается, что в течение бюджетного периода произойдут изменения в структуре (соотношении) прямых затрат (например, поставщики могут поднять цены на какой-либо вид сырья, материалов, производственных ресурсов или нужно будет индексировать заработную плату рабочим), то необходимо в конкретный месяц бюджетного периода пересмотреть (скорректировать) нормы расхода соответствующих ресурсов.
Шаг 4. Для составления графика оплаты за основу могут быть взяты формат и данные плана-графика расходов и скорректированы с учетом различных факторов, например:
- создание нормативного запаса сырья и материалов (для этого к стоимости материалов за соответствующий месяц плана-графика в график оплаты должна быть добавлена стоимость создаваемого нормативного запаса);
- отсрочка платежа за поставляемые материалы или производственные расходы (для этого стоимость материалов за соответствующий месяц плана-графика в графике оплаты должна быть уменьшена на соответствующую величину);
- кассовые дни выплаты заработной платы (на сумму той части заработной платы, которая начисляется в данном месяце, а выплачивается в следующем, соответствующая статья плана-графика должна быть уменьшена, а статья графика оплаты - увеличена).
4. 5. Бюджеты накладных, коммерческих иуправленческих расходов.
Назначение данного бюджета - определить часть условно-постоянных издержек, необходимых для производства запланированного объема продукции. Обычно, в состав таких расходов включаются различные виды общецеховых расходов, либо расходов структурного подразделения или бизнеса в целом. Это издержки и затраты: на вспомогательные материалы; на заработную плату вспомогательного и обслуживающего персонала; на доплату за сверхурочные работникам, занятым посменно; на капитальный и текущий ремонт оборудования цеха; на охрану труда; амортизация оборудования цеха; по содержанию производственных и вспомогательных площадей для хранения внутрицеховых запасов; также прочие условно-постоянные расходы.
Планирование этих расходов осуществляется по месяцам бюджетного периода, например, в виде плана-графика. Во многих случаях план-график начисления этих расходов совпадает с графиком списания денежных средств с расчетного счета предприятия или фирмы. Ряд статей накладных расходов (например, амортизационные отчисления) с движением денег вообще не связан. Поэтому для этих расходов отдельный график движения денежных средств можно и не составлять. Если же расхождение между начислением и списанием составляет более одного месяца и уровень самих расходов в течение бюджетного периода быстро возрастает, то график погашения кредиторской задолженности для определенных статей накладных расходов может быть составлен.
Все эти расходы зависят от различных факторов, не связанных непосредственно (тем более прямо пропорционально) с изменением объемов производства или продаж.
В современной России особое место занимает составление бюджета ремонтов. Обычно принято все расходы по ремонту основных фондов включать в бюджеты накладных расходов. Но для многих промышленных предприятий России бюджеты ремонтов могут составляться отдельно от бюджетов других накладных расходов. Это связано со значительной изношенностью основных фондов на многих промышленных предприятиях (созданных еще на заре советской власти, если не ранее), нарушением нормальных циклов расширенного воспроизводства основного капитала и невозможностью своевременной планомерной технической реконструкции и модернизации производства. В результате доля расходов на различные ремонты может доходить до 35-40% себестоимости продукции, а кроме того, сложность ремонта и технического обслуживания требует привлечения внешних подрядчиков. Вот почему расходы на проведение ремонта могут стать отдельным объектом бюджетирования.
После того как составлены все бюджеты, входящие в производственный бюджет, можно сосчитать (скалькулировать) то, что принято называть производственной себестоимостью (себестоимостью отдельного бизнеса), включающей три основные категории затрат:
- основные материалы;
- заработная плата основного производственного персонала;
- общепроизводственные накладные расходы.
После калькуляции производственной себестоимости можно приступать к составлению двух других операционных бюджетов и планированию коммерческих и управленческих расходов. Эти бюджеты, прежде всего, относятся к планированию и нормированию общеорганизационных (или, как их еще принято называть, общехозяйственных) расходов.
Этот бюджет предназначен для более точного определения затрат на мероприятия по стимулированию сбыта.
В состав коммерческих расходов принято включать расходы по доставке готовой продукции (транспортировке), заработную плату персонала, занятого сбытом, комиссионные посредникам (агентам и брокерам), а также премиальные собственному персоналу, занятому сбытом (выплачиваемые в виде комиссионных), издержки на вспомогательные упаковочные материалы, маркетинговые исследования, рекламу и продвижение продукции на рынке.
При этом традиционно коммерческие расходы принято разделять на условно-переменные и условно-постоянные. Принцип разделения все тот же: зависимость тех или иных коммерческих расходов от объемов продаж.
В случае централизации сбыта, рекламной и маркетинговой деятельности в целом (что характерно для подавляющего большинства крупных организаций) основная часть коммерческих расходов будет отнесена к общеорганизационным расходам (осуществляемым и планируемым) для предприятия или фирмы в целом, а не для отдельного бизнеса, проекта или структурного подразделения.
При составлении бюджета наряду с планом-графиком распределения коммерческих расходов в течение бюджетного периода (по месяцам) также предстоит показать постатейное распределение этих расходов по отдельным видам бизнеса.
В Российской практике применяют три подхода к планированию коммерческих расходов:
- в виде определенного процента от объема продаж (наихудший подход, получивший наибольшее распространение в России);
- по принципу «планирование от достигнутого» (несколько лучший подход, характерный преимущественно для новых коммерческих структур);
- по принципу конкурентного паритета.
Данный бюджет предназначен для точного определения общих и административных расходов, необходимых для функционирования предприятия или фирмы как организации или юридического лица.
В состав управленческих расходов, как правило, включают расходы на содержание и оплату труда (заработная плата и премии) высшего и среднего управленческого звена организации, содержание центрального офиса (связь, коммунальные и арендные платежи т.п.), услуги сторонних организаций (юридические, страхование, аудиторские и др.), содержание офисной техники, канцелярские товары и т.д.
При составлении бюджета наряду с планом-графиком распределения управленческих расходов на протяжении бюджетного периода (по месяцам) предстоит показать (на основе определения доли каждого бизнеса или структурного подразделения в сумме общеорганизационных расходов компании) постатейно распределение этих расходов по отдельным видам бизнеса.
При планировании управленческих расходов необходимо иметь в виду, что доля управленческих расходов (заработная плата всех категорий ИТР и АУП) в фонде оплаты труда должна увеличиваться для обеспечения роста эффективности производства и повышения конкурентоспособности предприятия на основе роста его технологического уровня. А в общем объеме продаж доля этих же расходов должна оставаться стабильной и медленно снижаться.
Однако проблема распределения общеорганизационных коммерческих и управленческих расходов может возникать не только в динамике, но и в связи с распределением их базовой (первоначальной) величины. Допустим, организация начинает новый вид бизнеса, и ей предстоит определить варианты распределения той части коммерческих и управленческих расходов этого бизнеса, которые пойдут на финансирование общеорганизационных мероприятий в области маркетинга и на содержание центрального аппарата управления.
Рассмотренные процедуры - это лишь возможные способы контроля за эффективным использованием коммерческих и управленческих расходов. Их величина может и не быть привязана (по крайней мере на какой-то период) к динамике объемов продаж бизнеса, а может изменяться в зависимости от нефинансовых стратегических или тактических установок высшего руководства организации. Например, для завоевания нового рынка сбыта организация в течение нескольких лет может осуществлять большие коммерческие и управленческие расходы независимо от динамики объемов продаж или уровня прибыли, Однако в этом случае, во-первых, часть коммерческих и управленческих расходов необходимо проводить по статьям плана капитальных (первоначальных) затрат или инвестиционного плана; во-вторых, нужно знать или устанавливать пределы (лимиты), до которых следует наращивать эти расходы при реализации нефинансовых целей бизнеса.
Для небольших предприятий и фирм составление подобных бюджетов коммерческих и управленческих расходов может представлять известные методологические и технические проблемы. На начальных стадиях постановки бюджетирования такие предприятия или фирмы могут применять более практичный подход к планированию всех видов накладных расходов.
Упрощенный порядок составления бюджета накладных (коммерческих и управленческих) расходов:
Шаг 1. Определить наиболее важные (критические) виды накладных расходов, которые должно понести предприятие или фирма для производства и реализации продукции
Шаг 2. Распределить эти расходы на управленческие (общие и административные) и коммерческие (расходы по реализации).
Шаг 3. Выделить в составе коммерческих и управленческих расходов условно-переменные (прямые) и условно-постоянные.
Шаг 4. Определить, какие расходы в составе условно-постоянных коммерческих и управленческих расходов следует отнести к расходам отдельных бизнесов организации (проекта, структурного подразделения), а какие -к общеорганизационным расходам.
Шаг 5. Составить план-график распределения условно-переменных накладных расходов в соответствии с изменением динамики продаж (нормирование осуществить в виде установленного процента от стоимости продаж или доли этих расходов в стоимости продаж) на протяжении бюджетного периода (например, по месяцам) или учесть все эти расходы в составе бюджета прямых производственных (операционных) затрат. В случае запланированного изменения, доли этих затрат в объеме продаж необходимо скорректировать значения начиная с соответствующего месяца.
Шаг 6, Составить план-график условно-постоянных накладных расходов (коммерческих и управленческих), относимых к расходам отдельного бизнеса или структурного подразделения, на протяжении бюджетного периода. Скорректировать при необходимости величину этих расходов по месяцам (подпериодам).
Шаг 7. Определить долю общеорганизационных накладных расходов, которая приходится на отдельный вид бизнеса или отдельное структурное подразделение организации, и с учетом ее составить план-график этих расходов.
Шаг 8. Составить график оплаты всех видов коммерческих и управленческих расходов (погашения кредиторской задолженности) на протяжении бюджетного периода (по месяцам) с учетом условий заключенных договоров на оказание услуг внешними поставщиками (реклама, маркетинг, транспорт, содержание зданий и т.п.) и установленных кассовых дней внутри организации.
Инвестиционный бюджет показывает соотношение стартовых затрат бизнеса и внешних источников их финансирования. Его, как правило, отождествляют с планом капитальных (первоначальных) затрат, а также называют бюджетом развития. Наряду с планом капитальных затрат в инвестиционный бюджет целесообразно включать план, отражающий источники и условия привлечения внешних финансовых средств, например кредитный план.
4.6. Бюджет (план) капитальных (первоначальных) затрат.
При наличии каких-либо инвестиционных проектов на предстоящий бюджетный период разрабатывают соответствующие планы капитальных (первоначальных) затрат и составляют предварительную заявку на внешнее финансирование.
Бюджет или план капитальных (первоначальных) затрат, или, как его еще называют, инвестиционный план, отражает распределение финансовых средств, выделяемых для начала ведения бизнеса в виде различных стартовых затрат (под представленный бизнес-план либо на создание нового или модернизацию действующего производства). В этом документе приводится распределение капиталовложений в строительство или на покупку оборудования, других первоначальных затрат (на лицензирование, стартовую рекламу, сертификацию, оформление прочих разрешительных документов) как по статьям расходов, так и по месяцам (декадам) бюджетного периода. Бюджет первоначальных затрат обычно разрабатывают до составления бюджета доходов и расходов или одновременно с ним. Набор статей этого бюджета определяется индивидуально не только для компании, но и для любого отдельного проекта исходя из его специфики.
К инвестиционным расходам (т.е. в состав бюджета развития бизнеса) относятся все виды стартовых и первоначальных затрат, которые предприятию или фирме предстоит осуществить до начала функционирования нового или модернизированного производства либо нового вида бизнеса (отсюда и название «стартовые»). Кроме того, под стартовыми часто понимают затраты, которые предстоят организации в случае временного (например, вследствие плохой конъюнктуры) прекращения какого-либо бизнеса (издержки свертывания и замораживания производства) и на последующее его возобновление.
Но есть и еще одна особенность затрат, относимых к первоначальным, или инвестиционным. Данные затраты, как правило, не окупаются в течение одного года. Это может относиться не только к оборудованию, зданиям и сооружениям, но и к лицензиям, некоторым видам затрат на продвижение продукта (так называемая «раскрутка бренда») и другим видам вложений в нематериальные активы компании (с последующим начислением амортизации на них). Последние также могут рассматриваться как часть капитала (стоимости) фирмы. Причем в последние десятилетия доля всех видов нематериальных активов (особенно если абстрагироваться от их чисто бухгалтерской оценки) в общей стоимости активов возрастает во всех отраслях обрабатывающей промышленности и в сфере услуг.
Вначале при разработке плана капитальных затрат составляется общая смета расходов с максимальной детализацией основных видов первоначальных затрат и без их распределения во времени.
При составлении сметы капитальных (первоначальных) затрат можно распределить их по структурным подразделениям (видам бизнесов) компании. Для этого определяются виды затрат, которые будут финансироваться за счет организации (централизованно), и виды затрат, финансируемые в рамках отдельного бизнеса или структурного подразделения. При составлении плана капитальных затрат необходимо выделять денежную и неденежную (физическую) части стартовых (инвестиционных) затрат. Денежная часть - это капитальные (первоначальные) затраты, финансируемые за счет внешних или внутренних источников денежных средств бизнеса, и потому они составляют часть бюджета движения денежных средств. Неденежная часть - это затраты на машины, оборудование, строительство и т п , которые вносятся в бизнес (партнером, инвестором, вышестоящей организацией, спонсором и др) в натуральном виде. Эти затраты отражаются только в расчетном балансе как прирост основного капитала. В новой смете со сгруппированными позициями обе категории затрат должны быть показаны отдельно.
После этого определяются ориентировочные сроки проплаты отдельных видов затрат (когда необходимо оплатить оборудование и ремонтные работы, в какое время получить разрешение и т п.).
По каждой строке сметы, в которой сгруппированы отдельные виды затрат, определяются сроки списания денежных средств. Таким образом, в БДДС найдут свое отражение только те позиции, которые предстоит оплачивать организации и структурному подразделению.
Как правило, план капитальных затрат не корректируют, поскольку смета и график этих расходов отдельно утверждаются руководителями организации. Для консолидации и правильности учета тех или иных статей затрат этого плана их лучше представлять в формате, аналогичном тому, как эти стартовые (инвестиционные) затраты будут представлены в бюджете движения денежных средств и в расчетном балансе.
В России возможен также иной вариант группировки статей плана капитальных затрат, например по статьям формы № 4.
1. Позиция «На выдачу авансов» отражает затраты на различные виды нематериальных активов, необходимых для реализации бизнес-проекта:
- разрешительные документы;
- лицензии и сертификаты;
- стартовая реклама и маркетинговые исследования;
- проектно-сметная документация, разработка ТЭО и бизнес-плана;
- экспертиза и консультирование.
2. Позиция «На оплату долевого участия в строительстве» показывает предстоящие расходы на строительные работы (оплата услуг строительных фирм-подрядчиков и строительных материалов), а также на оплату услуг и работ собственных структурных подразделений (вспомогательных цехов и производственных участков) по возведению новых зданий, сооружений, коммуникаций, проведению ремонтных работ. Сюда же должны быть включены собственно расходы по долевому участию в строительстве.
3. Позиция «На оплату машин и оборудования» показывает расходы на закупку основного и вспомогательного оборудования (включая шеф-монтаж, пусконаладочные работы), транспортных средств, офисной техники и т.п.
4. Позиция «На финансовые вложения» отражает все прочие затраты для начала проекта (оплата долей участия в других бизнесах), включая частичное размещение временно свободных средств в различные высоколиквидные активы для защиты их от инфляции. Затем все виды затрат в смете группируются в соответствии с классификацией формы № 4. Число строк сметы уменьшается за счет группировки затрат. Если все указанные расходы предполагается финансировать только на уровне организации, то их можно показать в бюджетах структурных подразделений двумя способами:
- не отражать совсем (в этом случае план капитальных затрат для структурного подразделения не составляется, а БДДС будет содержать нулевые значения по соответствующим плану статьям);
- распределить расходы плана капитальных затрат для организации по отдельным структурным подразделениям с учетом реальной доли каждого структурного подразделения в программе технического перевооружения компании.
Кредитный план.
Первоначальный вариант кредитного плана обычно составляют после разработки плана капитальных (первоначальных) затрат. При этом определяют размер кредита, вероятную ставку процентов за кредит (с учетом состояния финансового рынка в стране) и условия возврата или погашения (с какого месяца, какими частями и т.п.). Окончательный вариант кредитного плана составляют после разработки бюджета движения денежных средств.
4.7. Последовательность составления основных бюджетов.
Составление трех основных бюджетов (бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и расчетного баланса) можно начинать только после того, как будет собрана вся или основная часть данных операционных и вспомогательных бюджетов. Даже если по каким-либо причинам нецелесообразно составлять все или некоторые операционные бюджеты, все же необходимо иметь всю информацию, которая в них должна быть представлена до начала составления основных бюджетов. Операционные бюджеты позволяют собрать прежде всего данные о текущих затратах и о состоянии некоторых балансовых счетов на начало и конец бюджетного периода. План капитальных затрат, кредитный план и прочие бюджеты позволяют определить инвестиционные расходы (бюджет развития) и расходы по их обслуживанию.
При составлении трех основных бюджетов (БДиР, БДДС и расчетного баланса) на практике применяются два основных подхода: прямой и косвенный. Оба подхода различаются порядком составления БДДС. В рамках прямого подхода БДДС и БДиР составляются одновременно или независимо друг от друга. При косвенном подходе вначале составляется БДиР, а затем на его основе - БДДС.
Очень многие и не самые слабые российские компании используют прямой подход к составлению основных бюджетов. При таком подходе не имеет особого значения совместимость форматов БДиР и БДДС, учет специфики бизнеса при определении набора операционных бюджетов. Мало того, если в БДиР нет какой-либо статьи, которая появится в БДДС (например, объем продаж показан без НДС в БДиР, а в БДДС предстоит определить график оплаты этого налога), то в рамках прямого подхода это не имеет значения. Правда, тогда организации предстоит позаботиться о наборе дополнительных бюджетов, чтобы увязать данные финансовые планы. Основной проблемой при прямом подходе является составление расчетного баланса. Но нашим организациям данный бюджет часто и не нужен.
В промышленно развитых странах подавляющее большинство компаний (более 90%) применяет косвенный подход. Почему? Дело в том, что при первоначальном составлении БДиР компания определяет структуру себестоимости своей продукции, выделяет наиболее важные (критические) статьи затрат, которые предстоит сделать объектами управления издержками, задается другими важными для эффективного управления финансами контрольными показателями. Таким образом, формат БДиР должен максимально учитывать специфику конкретного бизнеса. Формат БДДС в рамках косвенного подхода составляется с учетом формата БДиР. Например, если какие-либо затраты выделены в компании в качестве критических, то в БДДС целесообразно выделить режим финансирования этих статей расходов. Таким образом обеспечивается достаточно тесная взаимосвязь между форматами БДиР и БДДС и составление расчетного баланса превращается в технически несложную задачу.
Для определения последовательности составления основных бюджетов важным является не только сумма тех или иных затрат и их распределение во времени, но и вводимая этими затратами система ограничений. При составлении основных бюджетов необходимо соблюдать сбалансированность:
• текущих затрат и текущих поступлений;
• капитальных (первоначальных) затрат и внешних источников денежных средств;
• прочих вложений (например, на финансирование) и других источников поступления.
Процесс составления основных бюджетов призван обеспечить такую сбалансированность. При этом необходимо иметь в виду, что процесс составления операционных и основных бюджетов всегда имеет итеративный характер, т.е. после разработки одного документа часто приходится возвращаться и пересматривать предыдущий, ранее составленный документ для внесения в него корректив. Например, после составления бюджета доходов и расходов можно разрабатывать первый вариант (проформу) бюджета движения денежных средств, затем возвращаться к бюджету доходов и расходов, бюджету продаж или кредитному плану, чтобы уточнить их отдельные параметры.
Все основные бюджеты тесно взаимосвязаны, так что опытный финансовый аналитик или аудитор может быстро установить достоверность тех или иных цифр.
Это нужно учитывать и при определении порядка составления основных бюджетов. В наших условиях лучше всего начинать с бюджета доходов и расходов, и вот почему.
Во-первых, этот документ (в виде отчета о прибыли и убытках, о финансовых результатах) более привычен для наших руководителей и, главное, для бухгалтеров, чем, например, бюджет движения денежных средств.
Во-вторых, бюджет доходов и расходов (план финансовых результатов) не только показывает предполагаемую рентабельность бизнеса, но и задает структуру издержек производства и текущих затрат бизнеса. Именно здесь приходится сталкиваться с распределением расходов и затрат на переменные и постоянные, с валовой и чистой прибылью и т.п.
В-третьих, в этом документе динамика продаж обычно представляется «по отгрузке» (т.е. в нем показано, какой объем продукции поставлен потребителям).
Хотя, если продукция действительно нужна на рынке, деньги у потребителя для ее оплаты всегда найдутся. Нужно всегда помнить, что у бизнеса есть потребители, т.е. на него всегда имеется платежеспособный спрос. Если у вас есть станки, оборудование и высококвалифицированный персонал и вы выпускаете никому не нужную продукцию, то вы занимаетесь чем угодно , но не бизнесом. А вот если вы строите финансовую или консалтинговую пирамиду и вам за ваши услуги люди охотно несут последние деньги, то вы занимаетесь самым настоящим бизнесом.. После бюджета доходов и расходов можно составить предварительный вариант (проформу) бюджета движения денежных средств.
По результатам ее анализа можно внести корректировки и изменения в ранее составленные бюджеты, прежде всего в бюджет доходов и расходов. Соответственно затем вновь потребуется пересчитать данные бюджета движения денежных средств. И наконец, в последнюю очередь составляется расчетный баланс, в котором помимо прочего находят отражение расхождения между другими основными бюджетами.
Напомним, что важны не прогнозы сами по себе, а сопоставление запланированных показателей с фактическими для проведения соответствующих корректировок и управленческих воздействий. При этом всегда нужно иметь в виду, что составлять строго все указанные на блок-схеме бюджеты конкретной организации вовсе не обязательно. В принципе можно ограничиться инвестиционным и основными бюджетами или только основными. А весь шлейф операционных бюджетов нужен тогда, когда определение доходов и калькуляция затрат, и их последующий перевод на язык движения денежных средств, представляют собой для организации серьезную методологическую и техническую проблему.
План действий по определению технология бюджетирования.
1. Выбор форматов операционных бюджетов
2. Определение последовательности их составления в соответствии со спецификой бизнеса.
3. Установление порядка (технологии) составления инвестиционного бюджета и движения активов.
4. Определение технологии составления основных бюджетов.