Бюджет продаж.
В условиях рынка первым показателем, с которого необходимо начинать любое планирование, является прогноз продаж. Вот почему лучше начинать с составления бюджета продаж, который составляется на основании прогноза сбыта и отражающего динамику общего оборота предприятия или организации в предстоящем бюджетном периоде (сколько организация может продать и сколько денег выручить).
Бюджет продаж может составляться различными способами в зависимости от специфики хозяйственной деятельности организации. Общим при любом подходе к составлению бюджета продаж является определение в стоимостном выражении объема реализованной продукции или прогноза выручки от реализации.
Очень часто в литературе и на практике возникает терминологическая путаница в отношении того, что предстоит подсчитать при составлении бюджета продаж: общий оборот, объем отгруженной или реализованной продукции, выручку от реализации, объем продаж и т.д. Какие бы термины не использовались, речь идет именно о реализованной (отгруженной или поставленной) потребителям продукции, о прогнозируемой ее стоимости или о выручке от ее реализации. При составлении той части бюджета продаж, которая приведена в плане-графике, ни о каких денежных средствах речь не идет. Имеется в виду только стоимость продаж.
Общий объем продаж компании может быть подсчитан двумя способами: по контрактам (заказам) или по продуктам (изделиям и услугам).
Главное в бюджете продаж - итоговая строка (см. табл. 4.1), в которой показан общий объем продаж за определенный период (декаду, месяц, квартал). Все остальное (выбор формата бюджета или способа получения отдельных данных для него) должно быть направлено на получение именно этой итоговой информации.
Формат бюджета продаж (см.табл.4.1) наиболее характерен для производственных структур или небольших организаций с ограниченным ассортиментом продуктов. Натуральные показатели объемов продаж нужны, во-первых, для того, чтобы отразить сезонные или иные колебания в сбыте отдельных видов продукции, во-вторых, создать основу для составления бюджета производства, который разрабатывается в натуральных показателях.
Причины колебаний в конъюнктуре сбыта продукции в различных отраслях могут быть разные. Соответственно в плане-графике продаж меняются натуральные и стоимостные объемы продаж.
Цена за единицу изделия также должна определяться при учете инфляции или изменения валютных курсов.
Общий оборот определяется умножением количества предполагаемой к продаже продукции (в натуральном выражении) на отпускные цены предприятия (отдельно по каждому виду изделий). Наряду с планом-графиком физического объема продаж (в натуральных показателях) необходимо составлять такой же график для отпускных ценпредприятия. Это приходится делать прежде всего в условиях высокой инфляции.
Одновременно для руководителей предприятия было бы неплохо определить так называемые чистые продажи(именно они скорее всего могут быть названы доходом от реализации или выручкой от реализации) или ту часть объема продаж, которая остается в распоряжении предприятия после расчетов с бюджетом, вычета всех выплат в бюджет с общего оборота(невозмещаемого НДС, местных налогов, акцизов, сборов и других налогов, взимаемых с оборота).
Чистые продажи = Общий объем продаж - Налоги с оборота - Полуфабрикаты.
По сути, налоги с оборота являются разновидностью условно-переменных расходов. И пока в России такие налоги не отменены, при составлении бюджетов их нужно нормировать. Это можно осуществить двумя способами:
1) скорректировать (уменьшить) на соответствующую величину отпускную цену(в этом случае в структуре цены необходимо выделять долю указанных выше выплат в бюджет);
2) установить резерв (норматив резервирования) для расчетов с бюджетом по общему обороту.
Корректировать отпускные ценылучше в том случае, когда есть уверенность, что на предстоящий бюджетный период правила налогообложения в части налогов с оборота останутся неизменными. В противном случае придется корректировать бюджеты после каждого такого изменения.
Устанавливать резерв,в виде определенного процента от общего оборота для расчета с бюджетом по невозмещаемому НДС и другим налогам, следует тогда, когда налоговое законодательство непредсказуемо (как, например, в России). В этом случае необходимо установить более жесткое ограничение (более высокий процент), так сказать, с «запасом прочности», чтобы представлять, на какие доходы (в виде чистых продаж) реально может рассчитывать предприятие или фирма в данный период.
При этом нужно помнить, что запланированный результат - это совсем не то, что потом будет отражено в бухгалтерской отчетности. Бюджетирование и бухгалтерский учет - разные вещи. Если впоследствии окажется, что лимит превысил реальные потребности организации по расчетам с бюджетом, то ничего плохого в этом нет. Гораздо хуже, если приходится искать деньги для непредвиденных платежей.
Для производственных структур, где есть определенный объем незавершенного производства и выпускающие цехи одновременно производят полуфабрикаты для других цехов того же предприятия, при определении чистых продаж необходимо учитывать также стоимость полуфабрикатов и комплектующих для других цехов.Аналогично можно учитывать и поставки дочерним (аффилированным) структурам организации по так называемым трансфертным (внутренним) ценам.
Конечно, всегда существует проблема правильного определения стоимости этих полуфабрикатов или уровня трансфертных цен. В одних случаях за базу может быть принята стоимость одного нормо-часа рабочего времени на изготовление какого-либо узла или комплектующего для последующего использования его во внутризаводском обороте. Такой подход является достаточно приемлемым в тех случаях, когда цех-потребитель не имеет возможности приобретать аналогичные комплектующие на стороне и тем самым определять цены на основе рыночных принципов и соотношения спроса и предложения.
Может быть и иной подход, основанный на внутренних установках руководителей головной (материнской) организации, когда трансфертные цены спускаются сверху вне зависимости от реальной цены. Такая «цена», естественно, не имеет никакого смысла, кроме предельной минимизации налогов на соответствующем уровне управления.
При планировании продаж в производственных структурах может возникнуть проблема незавершенного производства. Это особенно характерно для предприятий с длительным циклом изготовления конечной продукции. Незавершенное производство - это нереализованная продукция, а с другой - объем выпуска продукции за определенный период и имеет стоимость, т.е. на ее изготовление осуществлены определенные затраты (особенно условно-переменные - сырье, материалы, заработная плата). Все это дает возможность рассчитывать себестоимость продукции на определенном этапе выполнения заказа. Это тем более важно, если заказ оплачивается по этапам и выполнение каждого этапа связано с движением денежных средств. В таком случае заказ можно разбить на этапы, определить стоимость объема незавершенного производства на каждом этапе, т.е. затраты на его выполнение. План-график бюджета продаж может быть составлен с учетом выполнения определенного объема заказа, соответствующего этапу, с разбивкой этого объема по месяцам и начислением соответствующих затрат.
Условный формат плана-графика может быть использован также в торговых организациях. Основным отличием здесь является объект планирования. В торговле принято планировать от сделки (стоимости контракта или поставки), а не от единицы выпускаемой продукции, поскольку последнее здесь просто невозможно.
Условный формат бюджета продаж для такой организации (табл.4.3), где объектом планирования является партия товара, закупаемая у одного поставщика. Стоимость партии товара в бюджете продаж принята в отпускных ценах (ценах реализации), а не по цене закупки.
Однако приведенный выше формат плана-графика бюджета продаж подходит не для всех организаций оптовой торговли. Если ассортимент изделий одной организации составляет 5000 видов, то в другой области он превышает 7000-8000. Но дело даже не в более широком ассортименте, а в масштабах и логистике бизнеса. В этом случае можно спланировать только общую стоимость продаж. Другими словами, при составлении бюджета продаж действуют как бы по принципу «от противного». В приложении табл. 4.4 приведен формат такого варианта бюджета продаж.
Кроме того, для крупной организации может быть составлен сводный бюджет продаж на основе консолидации ее отдельным структурным подразделениям, видам продукции, регионам или сегментам сбыта.
Какой бы формат ни был выбран, при составлении бюджета продаж главное - получить данные о стоимости реализации всех товаров и услуг организаций за определенный период.
Данные плана-графика являются исходной информацией при заполнении соответствующих статей БДиР.
Наряду с планом-графиком в бюджете продаж должен быть представлен график поступлений денежных средств от проданной (отгруженной, поставленной) продукции. Стоимость продаж предстоит превратить в денежные средства.
Одной из важных проблем, которые приходится решать при составлении графика поступления денежных средств, является оптимизация величины дебиторской задолженности. Решить ее только на основе составления графика поступлений сложно. Сам по себе рост дебиторской задолженности не является плохим. Любой быстро растущий бизнес или бизнес, связанный с увеличением масштабов операций (например, распространением на новые регионы сбыта), сопряжен с увеличением абсолютной величины дебиторской задолженности. Вопрос в ограничении ее размеров. Считается, что рост объемов продаж организации на 20% и более за год (в реальном исчислении) свидетельствует о том, что ее бизнес является быстро растущим. При таких темпах роста объемов продаж (20% и более) организации не обойтись без привлечения краткосрочных кредитов для пополнения оборотных средств. Какой бы ни была рентабельность бизнеса, угроза разрыва ликвидности при высоких темпах роста продаж существует всегда.
Дебиторская задолженность возникает не только в результате некорректного поведения потребителей, их сознательного нежелания платить (следование одному из правил американского богача Рокфеллера: «если можно не платить, надо не платить»). Рост масштабов операций часто объективно ведет к задержке платежей и увеличению дебиторской задолженности.
График поступлений необходим для более точного составления БДДС, поскольку окончательное решение о том, какую дебиторскую задолженность может позволить себе предприятие или организация, будет принято только после составления этого бюджета. В России предстоит определять не только сроки и размеры оплаты отгруженной продукции, но и структуру денежных средств или их аналогов - финансовых суррогатов. В этом случае в формат графика поступлений необходимо вводить новые строки и по строке, соответствующей каждому месяцу поступлений, указывать, какие это будут поступления: в виде «живых» денег или финансовых суррогатов.
Поскольку условия функционирования конкретного бизнеса в каждой организации различные, то и форматы графика поступлений у них также будут разные. Определение такого формата - одна из проблем, которую предстоит решать руководителям организации при постановке бюджетирования. Так, в формате графика поступлений могут быть дополнительно детализированы отдельные строки, например отдельной строкой показаны поступления «живыми» деньгами, и отдельно в виде финансовых суррогатов. Также можно разбить поступления по потребителям, чтобы строже контролировать платежи наиболее важных (крупных) из них.
После того как необходимые формы бюджета продаж будут составлены, можно переходить к следующему этапу - составлению бюджетов производства и запасов готовой продукции. Но необходимо помнить, что составленный бюджет продаж - всего-навсего проект или проформа, которую, возможно, придется корректировать после составления других операционных бюджетов, а возможно, и позднее - после составления БДиР и БДДС или всех трех основных бюджетов. Так что процесс составления бюджета продаж можно считать выполненным на данной стадии едва ли наполовину. Вопросы оптимизации бюджета продаж с учетом различных факторов влияния можно осуществить также, только зная параметры основных бюджетов (структуру себестоимости, ограничения по ресурсам, ликвидности и т.п.). Наряду с двумя рассмотренными формами при составлении бюджета продаж могут потребоваться также дополнительные (специальные) бюджеты, например график отгрузки, если поставка товара потребителю сопряжена с перевозками на значительное расстояние, а оплата товара зависит от того, будет ли доставленный товар оприходован на складе потребителя.
Для малых и средних предприятий и фирм не всегда можно составить подробный бюджет продаж. Поэтому возможно применение упрощенного порядка составления такого бюджета.
Упрощенный порядок составления бюджета продаж.
Шаг 1. Определить объем продаж каждого продукта (изделий, услуг) на первый месяц бюджетного периода в натуральном выражении (штуках, кг, комплектах, экземплярах и т.п.).
Шаг 2. Установить цену каждого продукта на первый месяц бюджетного периода.
Шаг 3. Умножить объемы продаж в натуральных единицах на цену, установленную по каждому продукту, и в результате получить месячный объем продаж для каждого продукта.
Шаг 4. Определить возможную динамику цен и (или) динамику сбыта на бюджетный период.
Шаг 5. Умножить объем продаж каждого продукта за первый месяц бюджетного периода на соответствующий темп роста и в результате получить динамику продаж каждого продукта по месяцам.
Шаг 6. Просуммировать за все месяцы бюджетного периода значения в каждом месяце (шаг 5) и в результате получить объем продаж за год по каждому продукту.
Шаг 7. Просуммировать по каждому продукту значения в каждом месяце (шаг 5) и в результате получить объем продаж по всем продуктам и всем месяцам бюджетного периода.
Шаг 8. Если в динамике объема продаж в течение бюджетного периода запланированы (возможны) колебания, то их необходимо учесть и скорректировать значения бюджета продаж за соответствующие месяцы.
Шаг 9. Для составления графика поступлений денежных средств за отгружаемую продукцию определить долю продукции, которая будет реализована за наличный расчет или по предоплате, и период сверки счетов, т.е. время, в течение которого будет оплачена вся отгруженная потребителям продукция.
Шаг10. Определить распределение поступления денежных средств за реализованную продукцию по периодам.
При расчете себестоимости производства, как правило, составляют следующие операционные бюджеты: бюджет запасов готовой продукции, бюджет производства, бюджет прямых затрат на материалы, бюджет прямых затрат на оплату труда, бюджет прямых производственных (операционных) расходов и бюджет общепроизводственных накладных расходов. Это бюджеты тех затрат, которые могут быть рассчитаны исходя из объемов производства (выпуска) продукции.
Как уже отмечалось, бюджетирование для производственных структур - наиболее сложный процесс. Для торговых компаний и предприятий сферы услуг технологии бюджетирования существенно упрощаются (меньше число операционных бюджетов, проще их взаимосвязи). Еще проще бюджетирование для финансовых и банковских структур. Во всех бизнесах, кроме производства, затраты могут определяться в расчете на бюджет продаж, а не на бюджет производства.
4.3. Бюджет запасов готовой продукции и бюджет производства
Назначение бюджета производства - определить производственную программу предприятия (для производственных структур) или план закупок товаров для последующей перепродажи (для торговых предприятий) на предстоящий бюджетный период (например, на один календарный год). При этом необходимо узнать не стоимость произведенной продукции, а издержки ее производства. Если известны производственная программа (для предприятия) или объем закупок товаров для реализации (для коммерческих торговых структур) и величина запасов, то можно установить как производственную себестоимость продукции или расходы на закупку товаров для перепродажи, так и издержки от хранения запасов.
Для определения объемов производства необходимо знать общий объем продаж и его распределение внутри бюджетного периода (в соответствии с бюджетом продаж), товарные остатки на начало бюджетного периода (года) и установить такие целевые нормативы, как товарные остатки и запас готовой продукции на начало и конец каждого бюджетного подпериода (месяца) и всего периода (года). Поэтому вначале составляют бюджет запасов готовой продукции, а затем на базе двух операционных бюджетов (бюджета продаж и бюджета запасов готовой продукции) можно разработать бюджет производства.
Определенный уровень запасов готовой продукции необходим для повышения ритмичности поставок, хотя это сопряжено с дополнительными издержками производства и реализации. Бюджет запасов готовой продукции составляют для того, чтобы точнее отразить эти запасы в расчетном балансе.
Для небольших предприятий и фирм часто трудно бывает составить бюджет запасов готовой продукции. Поэтому может быть применен упрощенный порядок составления такого бюджета.
Бюджет запасов готовой продукции, как и бюджет производства, составляется только в натуральных единицах измерения, а затем на его основе определяются соответствующие затраты в стоимостном выражении. Целевой норматив запаса готовой продукции устанавливается на каждый месяц в размере 10% объема продаж в следующем месяце. Запас готовой продукции на начало месяца всегда равен запасу в предыдущем месяце, а запасы на конец года, естественно, будут равны запасам на конец декабря.
Если известны объемы производства по месяцам или другим под-периодам бюджетирования, а также нормативы затрат сырья, материалов, труда и т.п., то можно рассчитать производственную себестоимость, включающую прямые затраты труда и материалов (сырья, комплектующих и др.), а также часть накладных расходов (общецеховые, накладные расходы ЦФО или бизнеса), необходимых для запланированного выпуска. Нормативы затрат определяются по каждому виду изделия и затем суммируются. Для более точного расчета производственной себестоимости продукции компания должна составить бюджет прямых затрат труда, бюджет материалов и бюджет общепроизводственных накладных расходов.
Затем необходимо установить, какие виды затрат и расходов предстоят предприятию или фирме для того, чтобы обеспечить запланированный объем продаж (общий оборот или чистые продажи), и определить их в расчете на единицу реализованной продукции. Далее нужно рассчитать общий объем расходов и затрат. Для этого также составляют все перечисленные выше операционные бюджеты.
Упрощенный порядок составления бюджета производства
Шаг 1. Определить стоимость запасов готовой продукции по каждому изделию (в стоимостном выражении) в первый и последний месяцы бюджетного периода и просуммировать полученные величины. Результат даст общую стоимость запасов на начало и конец бюджетного периода.
Шаг 2. Определить месяцы бюджетного периода, в которых планируется изменить уровень запасов готовой продукции, т.е. когда возможны отклонения от начального уровня (рост или снижение).
Шаг 3. В соответствии с составленным ранее бюджетом продаж рассчитать ежемесячные объемы производства каждого продукта с учетом помесячного изменения уровня запасов.