Апелляция к силе, угроза последствиями в случае несогласия, отказа и т. д.
Ошибка «круг в доказательстве», когда смысл тезиса раскрывается через аргументы, а
204
Окончание табл.
эпихейрема), его посылками должны быть истинные суждения | аргументы поясняются через тезис. Так, доказывается тезис «лабораторная не сдана» и аргументируется тем, что «пропускал занятия». В ответ студент доказывает, что «пропускал занятия», т. к. «лабораторная не сдана» | |
III. Правила демонстрации | 1. Любая логическая форма саязи аргументов и тезиса должна быть правильной. Разные виды демонстрации (дедуктивные, индуктивные) влияют на логический статус доказательства или опровержения | Ошибка «мнимого следствия», «видимости доказательства». Сюда относятся все ошибки выводного знания: неправильного модуса силлогизма; поспешного обобщения; ложной аналогии и др. |
Итак:
> логика выступает не только средством познания, но и средством убеждения;
> в коммуникативном аспекте она выступает рациональной основой аргументации;
> в ходе аргументации приходится доказывать и опровергать различные утверждения;
> доказательство и опровержение - одинаковые по структуре и правилам и противоположные по смыслу логические операции;
> то, что доказывается или опровергается, называется тезисом;
> то, при помощи чего доказывается или опровергается, называется аргументом;
> доказательства и опровержения бывают прямыми и косвенными;
> ошибки аргументации связаны с нарушением правил, адресованных отдельно тезису, аргументам и демонстрации;
> необходимость аргументации обосновывается законом достаточного основания. Знание не доказанное не считается истинным.
Контрольные вопросы
Что такое аргументация? Каковы ее важнейшие аспекты? Каковы задачи аргументации в логическом аспекте? Каковы задачи аргументации в коммуникативном