Вопрос - особая форма мысли

Традиционно вопрос предстает в виде вопросительного пред­ложения. Однако, во-первых, не всякое вопросительное предло­жение означает вопрос (к ним относятся, например, риториче­ские вопросы), а во-вторых, вопрос не всегда выражается в во­просительной форме (вопросы плана курсовой, дипломной рабо­ты, экзаменационные вопросы могут не иметь вопросительной формы, но требуют ответа).

Риторический вопрос, хотя и выражен в форме вопро­сительного предложения, ответа не требует. По сути он является утверждением в вопросительной форме. Форма служит ритори­ческим, т. е. искусным, приемом высказывания. Выражения: «Какой же русский не любит быстрой езды?», «Кто признается, что не готовился к экзаменам?», «Какой он музыкант?» не ждут ответа. Поскольку по смыслу риторический вопрос выражает ут­верждение и вопросом не является, он является суждением.

Существуют и другие виды вопросительных предложений, не являющиеся вопросами. Они могут выражать:

приглашение: «Не пойти ли нам в кино?» просьбу: «Не могли бы вы передать мне эту книгу?» предложение: «Не передохнуть ли нам?»


побуждение: «Может быть, подвинетесь немного?» запрещение: «Что это еще за прическа?» призыв: «Не пора ли начать думать?» и др.

Правильный и неправильный вопрос

Поскольку вопрос не является суждением, то он не является ни истинным, ни ложным. Вопрос можно оценивать по-разным критериям. Он может быть длинным и коротким, интересным и неинтересным, тактичным и бестактным, простым и сложным. Логическаяже оценкавопроса сводится к установлению его корректности или некорректности, правильности или неправильности. Даже бестактный вопрос, увы, может быть корректным.

Как правильно спрашивать?

Смысловая правильность вопроса связана с его структурой. Любая форма мысли имеет структуру. Вопрос как особая форма мысли также имеет свою структуру. Структура вопроса складывается из формы вопроса (построения вопроса) и содержания вопроса (его значения). Синтаксический аспект структуры указывает на строй вопроса. В общем виде вопрос можно изобразить следующим образом:

 

 

 

 

Кто9   Когда? Зачем? Почему? Предшествующее знание (логическая предпосылка вопроса), которое необходимо уточнить, дополнить
Что? Какой? (?)
Сколько?   Оком?

Справа - известное. Слева - неизвестное.

С точки зрения структуры вопрос состоит из двух частей: из того, что уже известно, но не до конца, и того, что хотелось бы узнать. Первая часть вопроса образует предпосылку вопроса и его содержание. Она определяет «тему» вопроса и существенно влияет на результат вопросно-ответной ситуации. Вторая часть вопроса выражает обращение или запрос при помощи вопросительных слов «кто?», «что? » и т. д.


 


 



Однако определение «правильности» вопроса связано прежде всего с семантическим аспектом его структуры. Конечно, правильное построение вопроса влияет на качество ответа. Однако и правильно «построенный» вопрос может оказаться неправильным, если он основан на ложной предпосылке. Например, вопрос: «Кто открыл Берингов пролив?» является правильным. А вопрос: «Кто открыл Минское море?» является неправильным.

Итак, правильность вопроса зависит прежде всего от его содержания, от соответствия предпосылки вопроса (исходного знания) реальному положению вещей. Вопрос: «Почему карлики не едят рыбу?» - неправильный, ибо основан на ложной предпосылке «Карлики не едят рыбу». И «остается» лишь уточнить, «почему?».

Хотя вопрос в целом не является суждением, однако логическая предпосылка вопроса по смыслу соответствует суждению, которое может быть истинным или ложным. Вопрос, основанный на истинной предпосылке, называется в логике правильным, корректным.И наоборот, вопрос, основанный на ложной предпосылке, называется неправильным, некоррект­ным.

Неправильный вопрос может быть как паралогическим (непреднамеренным), так исофистическим (сознательно вводящим в заблуждение). Паралогические вопросы связаны с некомпетентностью («Несведущ - не спрашивай»). Софистиче­ские вопросы формулируются сознательно. К ним относятся, например, «провокационные» вопросы. Неосторожный ответ на «провокационный» вопрос может поставить отвечающего в нелепую ситуацию.

Л. Кэрролл выразил такую ситуацию в поэтической форме1: Вопрос: «Блуждал его взор, был вид его дик, И дыбом стояли волосы, Когда он спросил: «А много ль гвоздик Растет на Северном полюсе?»

«Число гвоздик ты хочешь знать, Растущих на морозе ? Изволь: оно равно числу Бананов на березе».


 

Подумайте.

и попробуйте ответить на древнейший вопрос софистов "Ты перестал бить своего отца?».

Практическое значение вопроса

раскрывается через его функции