ФОРМЫ И ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ

Формы мысли

Возвращаясь к идеальной природе мышления, следует сказать, что этот идеальный процесс строго структу­рирован. Элементами мышления выступают его формы, а переход от одной формы к другой оп­ределяется законами мышления. Каждая из логических форм иг­рает определенную роль в мышлении, а значит и в познании ми­ра. Отдельные определения форм мысли будут понятны, если будет понятно, что такое логическая форма или форма мысли вообще.

Форма мысли- это способ связи частей мыслимого содер­жания. Какие же части могут быть у невидимого мышления? Только такие же идеальные образования. Ими являются призна­ки. т. е. свойства предметов, процессов, явлений.

Форма мысли- это способ связи частей мыслимого содержания

Три коробочки

Мышление представляет собой раз­нообразные сочетания мыслей. Из простых, элементарных, мысленных форм образуются более сложные. Пользуясь метафорой, можно сказать, что все наши мысли укла­дываются в три коробочки, вложенные одна в другую. Если их нарисовать, то получится следующая схема:


 




Б1БЛ1ЯТЭКА ШП


1. Понятие = признак + признак...

2. Суждение - понятие + понятие...

3. Умозаключение = суждение + суждение...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Умозаключение  
    Суждение  
Понятие  
     
   
       

1 2 3

Абстрагируясь от упрощений, свойственных любой схеме, можно заметить, как усложняется мысль от одной ее формы к другой.

Понятие - отражает общие существенные признаки предме­тов. При помощи понятий мышление кодирует предметы реаль­ного мира и создает его идеальную модель. В уме мы говорим о мире на языке понятий. Понятия как бы фотографируют мир в его существенных признаках и служат для различения предметов (футляр - это не-ручка, а лекция - не-экзамен).

Суждение позволяет высказываться о наличии или отсутст­вии этих признаков у предметов (Мухомор не является съедоб­ным). Это более сложная форма мысли, она состоит уже не из признаков, а из понятий и может быть истинной либо ложной.

Умозаключение - самая сложная форма человеческой мысли, образованная из суждений. Благодаря умозаключению мы полу­чаем знание о новых признаках на основании тех, которые уже известны (Все цитрусовые - теплолюбивы, а мандарин - цитру­совый. Значит, мандарин - теплолюбивое растение).

Рождение логики связывают с фиксированием формальной природы мышления, с установлением факта, что разные по со­держанию мысли могут иметь одну и ту же логическую форму. Например, суждение имеет структуру: S есть Р, подставляя вме­сто S (то, о чем говорится) и вместо Р (то, что говорится) раз­личные конкретные значения, можно получить бесконечное раз­нообразие суждений:

2000-й год является високосным. Арбат - любимая улица Б. Окуджавы. Некоторые грибы бывают ядовитыми.


Все эти суждения имеют одну и ту же структуру: S есть Р. Логику стали называть формальной именно по предмету ее ис­следования - анализу форм человеческой мысли. «Оформить» мысль — значит выразить ее в виде понятия, суждения или умо­заключения. Заслуга выявления форм мышления, а также основ­ных законов, связывающих эти формы, принадлежит Аристоте­лю (IV в. до н. э.). Логику Аристотеля называют дедуктивной (от лат. deductio — выведение), поскольку в н^й выведение нового знания есть переход от общего положения к частному случаю. Главный труд Аристотеля «Органон» являлся каноном дедук­тивного способа рассуждения. Он соответствовал типу преобла­давших в античности наук и выступал их логико-методоло­гическим основанием. В современной логике рассматриваются и другие формы мысли: вопрос, проблема, гипотеза и др.

«Органон» включает шесть трактатов: «Категории», «Об истол­ковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «О софистических опровержениях».

Законы логики

Аристотель сформулировал ос­новные законы правильного мыш­ления: закон тождества, закон не­противоречия, закон исключенно­го третьего. Позднее был сформулирован четвертый закон - за­кон достаточного основания. Данные законы имеют силу для всех форм мысли и выступают условиями правильности мышле­ния. (Их подробное рассмотрение будет сделано в главе 4.) В це­лом закон логики определяется как существенная связь мыслей. Правильная связь делает мышление правильным, а нарушение правил сочетания мыслей между собой делает мышление непра­вильным. В дальнейшем мы рассмотрим разницу между поня­тиями правильности мышления и истинности мышления, а также ошибки, связанные с неправильным употреблением этих поня­тий. С момента возникновения задача логики как науки заключа­ется в выявлении правильных форм рассуждения, гарантирующих истинный результат при условии истинности исходного знания.

ш

\£/

Аристотель сформулировал основные зако­ны правильного мышления: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего.Позднее был сформулирован четвер­тый закон - закон достаточного основания



Дальнейшее развитие логики связано с именем Ф. Бэкона (1561 - 1626) и его работой «Новый органон», которая стала ма­нифестом индуктивной логики и методологии эксперименталь­ного исследования. Поскольку Новое время - опытный, экспе­риментальный этап в истории науки, он нуждался в переработке методологического аппарата и разработке новых логических процедур, удовлетворяющих нужды научной практики. Таким образом, у дедуктивной логики появилась родная сестра - ин­дуктивная логика, смысл которой сводился к теоретическому обобщению частных знаний и формулированию общих положе­ний, гипотез, законов.

Диалектическая логика стремилась быть универсальным по­знавательным «органоном», отражающим сложный, противоре­чивый процесс познания мира с точки зрения его динамики, те­кучести, изменчивости. Она была создана Г. Гегелем (1770 — 1831) в русле идеалистической философии и в авторском исполнении «работала» в сфере Духа, Разума. Позднее, в традиции материа­листической философии, ее применение было расширено на об­ласть природных и социальных процессов.

В середине XIX в. возникла математическая логика. Ее рож­дение связывают с именем Дж. Буля (1815 - 1864) и его работа­ми «Математический анализ логики» (1847) и «Исследование за­конов мысли» (1854). Математическая, или символическая, ло­гика была логикой по предмету и математикой по методу. Она активно включилась в обсуждение возможностей формализации мышления и его практического приложения.

К этому этапу развития логики относятся труды Г. В. Лейб­ница (1646 - 1716), О. де Моргана (1806 - 1871), Э. Шредера (1841 - 1902), Р. Грассмана (1815 - 1901), П. Порецкого (1846 - 1907), Г. Фреге (1848- 1925), Б. Рассела (1872 - 1970).

Современная логика исходит из невозможности полной фор­мализации знаний и возможности в рамках неклассической ло­гики оперировать не двумя значениями логики, а множеством значений. Примерами таких логических систем является «вооб­ражаемая» логика Н.А. Васильева (1880 - 1940), трехзначное ис­числение Я. Лукасевича (1878 - 1956), интуиционистская (кон­структивная) логика, аксиологическая логика, временная логика, интеррогативная логика, эпистемическая логика, логика микро­мира, логика причинности, деонтическая логика и многие дру­гие.


Значительные усилия и перспективы современной логики связаны с проблемой искусственного интеллекта, с анализом и моделированием человеческих рассуждений, влияющих на целе­направленное и прогнозируемое поведение. Являясь теоретиче­ской основой программирования, логика непосредственно участ­вует в создании искусственного интеллекта, который способен совершать такие, исконно человеческие действия, как индуктив­ные обобщения, распознавание образов, метафорическое мыш­ление, творчество, перевод с одного языка на другой, рассужде­ние по аналогии, вывод здравого смысла и др. Подобного типа естественные рассуждения необходимы при создании разнопро­фильных экспертных систем, например в медицинской диагно­стике.