Использование моделей и эскизов

 

Делать ошибки и исправлять их лучше на модели, чем непосредственно на готовой скульптуре. Модель по возможности должна быть выполнена такого же размера, как и готовое изделие. Точное копирование возможно с помощью циркуля. Метки наносят тушью и защищают лаком. Сначала они служат указателем для удаления основной массы ненужного материала в процессе черновой формовки. В дальнейшем наносят новые метки, выделяя важные детали, пока работа над скульптурой не продвинется настолько, что копирование «на глазок» уже сможет испортить окончательную форму изделия.

Для облегчения формовки модели могут быть изготовлены из глины, замешанной до консистенции густой пасты. Может быть использовано мягкое мыло в брусках.

Для плоских резных изделий обычно делают не модели, а эскизы, обходя дефекты материала, которые в дальнейшем удаляются.

 

 

Принципы резьбы по камню и гравирования

 

Как и в других процессах обработки камня, удаление лишнего материала при резьбе и гравировании также осуществляется абразивами, как свободными, так и связанными (в кругах или отрезных дисках). При черновой формовке удаляется максимальное количество лишнего материала с помощью мощной пилы. Мягкий материал можно пилить ножовками по металлу, ювелирными лобзиками или подрезными пилами. При работе с твёрдыми материалами используются алмазные пилы или пилы со свободным абразивом.

Резные и гравированные изделия всегда имеют углубления. Для придания им окончательной формы необходимо применять много мелких вращающихся инструментов, абразивных головок, миниатюрных пил и других инструментов, с помощью которых можно создать поверхность любой кривизны. Небольшой размер инструментов позволяет сформировать углубления и обработать их.

Поверхности выравнивают с помощью деревянных, кожаных или других эластичных кругов с применением свободного абразива. Полирование осуществляют на аналогичных кругах, используя обычные полировальные порошки.