Драгоценных камней

 

Открытие самоцветов и цветных камней растянулось на несколько тысячелетий. Кремень– первый из камней, освоенных первобытным человеком более 300 тысяч лет назад, а один из последних широко известных камней – чароитоткрыт в 1977 году.
В 2007 году был открыт новый камень – разновидность берилла, обладающий уникальными свойствами, названный параиба.

Кроме необходимых для жизнеобеспечения камней, первобытный человек использовал 10 цветных: кремень, роговик, обсидиан, яшму, нефрит, жадеит, серпентинит, янтарь, кварц, горный хрусталь(приведены их современные названия). Древние цивилизации (шумеро-аккадская, вавилоно-ассирийская, египетская, критско-микенская) добавили ещё 18 самоцветных камней: малахит, амазонит, гематит, аметист, сард, агат, оникс, сардоникс, изумруд, гранат-альмандин, халцедон, лазурит, хризолит, бирюзу, берилл, стеатит, жемчуг, коралл.К концу античности греки и римляне знали уже 77 минералов и 27 пород. Кроме названных самоцветов, использовались опал, топаз, рубин, сапфир, сердолик, плазма, хризопраз, гелиотроп, празем, гиацинт, алмаз, гагат.К началу средневековья мир знал 40 видов драгоценных и цветных камней.

Изучение природных соединений химическими методами с XVIII века и физическими – с конца XIX привело к резкому увеличению числа новых минералов, в том числе и самоцветов. Сейчас известно более 3000 минералов. Ежегодно к ним добавляется ещё 20–30. В ювелирном деле используется около 100 камней.

Драгоценные и поделочные камни издавна применяются в прикладном искусстве для выполнения деталей убранства интерьеров, ювелирных украшений, предметов культа, парадного оружия и символов власти. Первые изделия из янтаря в виде подвесок с примитивным изображением фигурок людей и геометрическим рисунком относятся к мезолиту (20 тысяч лет до н.э.). В поселениях позднего палеолита (13 тысяч лет до н.э.) встречаются скребки и наконечники копий из яшмы и горного хрусталя. Для неолита (5–2-е тысячелетие до н.э.) характерно широкое использование кварца, яшм, нефрита, обсидиана, халцедона, оникса и янтаря. Эти камни служили украшениями, из них вырезали омулеты-обереги, фигурки богов. В эпоху бронзы камень стали помещать в металлическую оправу. В Индии и Бирме носили украшения из камня и украшали камнями оружие и бытовые предметы 7,5–10 тысяч лет назад. Это были халцедоны, агаты, нефрит. Изумруды в Индии появились за 2000 лет до н.э., сапфиры и рубины из россыпей на Цейлоне – за 600 лет до н.э., алмазы в Индии – за 1000–500 лет до н.э.

В цивилизациях Древнего Востока(в бассейнах рек Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг) обработка и использование драгоценных и поделочных камней достигли высокого уровня. К концу 4-го тысячелетия до н.э. в Шумере находят распространение цилиндрические печати с геометрическим узором, вырезанным на агатах и халцедонах. Уникальными памятниками ювелирного искусства шумеров являются украшения из захоронения царицы Шубад (середина 3-го тысячелетия до н.э.) – многорядное ожерелье из золотых листьев и бусин из глазурированных паст, сердолика и лазурита.

Ювелирное искусство Египта в период Древнего царства (3-е тысячелетие до н.э.) представлено браслетами и фигурками-амулетами из гробниц близ Абидоса и Нагады. Золото этих украшений сочетается с линейным узором из аметистов, лазуритов и бирюзы. В начале 2-го тысячелетия до н.э. с захватом территории Нубии, увеличивается приток драгоценных и поделочных камней. Высокого совершенства достигла обработка горного хрусталя и цветных камней, освоена техника огранки кабошонов и «холодной эмали», при которой маленькие кусочки цветного камня и цветных стеклянных паст помещали между золотыми перегородками узора. Особой утончённостью отделки и высоким техническим совершенством отличаются изделия мастеров Нового царства (XVI–XI века до н.э.). Сокровища гробницы фараона Тутанхамона (XIV век до н.э.) известны прекрасными украшениями из обсидиана, горного хрусталя, голубой и зелёной бирюзы, лазурита, сердолика, амазонита и коралла в сочетании с золотом и многоцветными пастами. Достигла совершенства и обработка драгоценных камней. Например, несмотря на высокую твёрдость изумруда (известен в Египте с ХIX века до н.э.), египтяне могли гравировать его, используя в качестве резных камней для перстней.

Богатство и разнообразие драгоценных и поделочных камней Индиии соседних с ней стран Юго-Восточной Азииобусловили их раннее и широкое использование. Традиционно в индийских украшениях камни преобладают над материалом оправы из-за большого масштаба их добычи. В VIII–IX веках н.э. осваивается огранка и гравирование камней. В украшениях знати начинают использоваться рубины и сапфиры из Бирмы и Таиланда, индийские изумруды и алмазы. Часто драгоценным камням резчики придавали форму многолепестковой розетки.

В Китаеискусство резьбы по камню известно со 2-го тысячелетия до н.э. Широко использовались нефрит и разновидности кварца. Особое внимание уделялось выявлению декоративных возможностей фактуры камня.

У народов Центральной и Южной Америкикультура использования драгоценных и поделочных камней насчитывает многовековую традицию. На территории современной Бразилии, Мексики, Колумбии и Чили задолго до прихода европейцев использовались нефриты различных оттенков, лазурит, бирюза, горный хрусталь, розовый кварц и изумруд. Техника резьбы по нефриту, считавшемуся священным, известна племенам майя с IX века до н.э. Остатки архитектурных памятников, обнаруженных в культовом центре на берегу озера Титикака, украшены каменной мозаикой. В Мексике известны монолитные культовые фигуры фантастических животных, изготовленных из неотёсанных глыб порфира и нефрита. Они датируются культурой тольтеков – V век н.э. Для культуры ацтеков (XIV – начало XIX века) характерны высокая техника и совершенство отделки ювелирных изделий из обсидиана, агата, горного хрусталя и бирюзы, сочетание необычных материалов – дерево и камень и т.п.

Эгейская культура Средиземноморья(Кипр, Родос, Сицилия, побережье Греции и Малой Азии, 3–2 тысячелетие до н.э.) находилась под влиянием восточных цивилизаций, особенно Древнего Египта. Сюжеты изображений на геммах (резных камнях с изображением), выполненных из сердолика, агата и стеатита, связаны
с природными мотивами. Искусство глиптики (резьбы по драгоценным и поделочным камням) классического периода (V–IV века до н.э.) представлено геммами на агате, сердолике, ониксе.

В эпоху эллинизма(конец IV–I века до н.э.) произошли большие изменения в обработке камня. Высокого совершенства достигло искусство резьбы и гравировки на аметистах и гранатах. Из них изготавливались инталии (геммы с углублённым изображением) для печатей и камеи (геммы с выпуклым изображением). Поверхность золотых изделий изобиловала драгоценными и поделочными камнями, вставками из цветного стекла и эмалей. Искусство древних резчиков по камню достигало высокого мастерства. Они пользовались станками с вращением резцов при помощи ножной педали с приводом. Абразив – корунд, измельчённый алмаз. В качестве полировального материала использовали толчёные раковины. Считается, что станки с большой скоростью вращения резца существовали уже в 3–2-ом тысячелетиях до н.э. При этом применялись металлические, обсидиановые и алмазные резцы. Останки мастерских резчиков найдены на Крите и в Помпеях. Техника эгейских мастеров была утрачена. В VI веке до н.э. камнерезный станок был изобретён вновь мастерами Ройком и Теодором Самосскими.

Широкое применение драгоценных и поделочных камней в Древнем Римеотносится к III веку н.э. В изделиях сочетаются драгоценные камни и другие материалы, размер металлической оправы минимален. Широкий спрос на изделия из драгоценных и поделочных камней привёл к развитию ювелирного искусства. Впервые начинается специализация мастеров, работающих с драгоценными и поделочными камнями (шлифование, полирование, резьба и моделирование ювелирных изделий). К этому времени относится и создание первых имитаций драгоценных камней. С концом Римской империи в значительной степени была утрачена прежняя культура камня.

В ювелирном искусстве Европыувлечение цветом камня (шпинель, альмандин, сердолик) было привнесено в V–VII веках племенами варваров. Драгоценные и поделочные камни в изделиях того времени использовались в виде слегка подшлифованных галек неправильной формы.

С развитием межрегиональной торговли в Средиземноморье и на Балтике в XIII–XV веках в Европу ввозятся восточные самоцветы. В Саксонии, Богемии и Моравии увеличивается добыча драгоценных и поделочных камней, которые служат материалом для развивающихся художественных ремёсел. Широкое распространение получают пиропы, добывающиеся в Среднечешских горах с XIII века, и прибалтийский янтарь. На базе местных агатов с XIV века развивается камнерезный промысел в Германии и Идар-Оберштайне. В XIV–XV веках совершенствуется и огранка драгоценных камней. С конца XV века происходит значительное совершенствование огранки, связанное с увеличением притока драгоценных камней в эпоху Великих географических открытий. Крупнейшие центры огранки – Милан, Венеция, Париж, Брюгге и др. Большинство ювелирных изделий XVI века украшено драгоценными камнями, огранёнными в форме таблицы. Часто для усиления яркости цвета в каст под камень подкладывали цветную фольгу или атлас. Среди излюбленных типов ювелирных изделий эпохи Возрождения – драгоценные нагрудные подвески и украшения к шляпам. Нередко материалом для них служили драгоценные камни в виде кабошона причудливой формы или необычная жемчужина. Камеи, выполненные итальянскими резчиками во второй половине XVI века, свидетельствуют о высоком уровне их мастерства. В эпоху правления Медичи расцветает искусство флорентийской мозаики (инкрустации чёрного мрамора цветными поделочными камнями). К созданию ювелирных изделий конца XV начала XVII века обращались великие мастера Д. Гирландайо (1449–1494), А. Дюрер (1471–1528), X. Хольбейн Младший (1497–1543), Бенвенутто Челлини (1500–1571). Увеличение притока самоцветов из Цейлона, Индии, Сиама и Бирмы, алмазов из Индии и Бразилии, изумрудов из Колумбии, совершенствование бриллиантовой огранки предопределили последующее преобладание огранённого драгоценного камня, особенно бриллианта, в ювелирном искусстве середины XVII – конца XVIII века. Для декорирования интерьеров наряду с драгоценными камнями и металлами стали использоваться перламутровые раковины, скорлупа кокосового ореха и страусового яйца. Со второй половины XVII века повсеместно в Европе возрождается интерес к янтарю. В 1701–1765 годах создаётся шедевр мозаичного искусства – знаменитая янтарная комната, утерянная во время Второй мировой войны и воссозданная в конце ХХ века русскими мастерами. В середине XVIII века наступает время расцвета западноевропейской глиптики и повсеместного увлечения камеями.

Культура использования драгоценных и поделочных камней Древней Русиобладает многовековой традицией. В славянских захоронениях При-днепровья встречаются ожерелья и серьги из сердоликов, светлого кварца и янтаря. Памятники домонгольской Руси украшают местные (светлые аметисты Кандалакши, янтарь и речной жемчуг) и привозные драгоценные и поделочные камни из Византии, Средней Азии и Китая. На изделиях XI–XIII веков работы русских мастеров драгоценные и поделочные камни встречаются в основном в виде подшлифованных кабошонов неправильной формы. На изделиях златокузнецов XII–XV веков наряду с объёмной глухой оправой встречается изящная, окаймлённая фестонами золотой ленты и невесомая узорчатая, образованная завитками скани, оправа. Она позволяла оттенить глубину и яркость цвета камня. Жемчуг и просверлённые камни закрепляли на шпеньке или крапановой закрепкой. При необходимости симметричного расположения кабошонов примитивной формы их помещали в каст необходимой конфигурации.

С укреплением централизованного государства растёт богатство Московского двора. При всей роскоши изделий они отмечены ясностью форм и лаконичным благородством декорирования. Мастерами-резчиками искусно использованы тончайшие переходы сложной окрашенности камня.

Наряду с огранёнными драгоценными камнями, закупавшимися в Западной Европе, русские мастера применяли и камни московской огранки. В 1635 году в Кремле начала работу Алмазная палата, где производилась огранка драгоценных камней. Для ювелирного дела XVII века характерно применение дорогих драгоценных камней (алмазов, изумрудов и рубинов), цвета которых соперничали с полихромными эмалями. В противовес цвету на первый план выдвинуто иное декоративное качество драгоценного камня – его блеск. Реформы Петра I оказали влияние на поиск отечественного минерального сырья, а также создание первых гранильных предприятий.

В ювелирном искусстве русского барокко первой половины XVIII века используется вся палитра драгоценных камней. «Веком бриллианта» называют ювелиры XVIII столетие. Бриллианты доминируют в парадных ювелирных украшениях, почти неприметной становится оправа.

В эпоху классицизма (конец XVIII – начало XIX века) особое значение придавалось качеству огранки камней и виртуозной чистоте их крепления. Для дневных украшений предпочитали агаты, ониксы, сердолики, авантюрин и бирюзу. Увлечение искусством античности нашло яркое проявление в распространении украшений с камеями.

Забытое с XII века искусство мозаики в России было возрождено только в XVIII веке М.В. Ломоносовым. В XVIII веке в России началось бурное развитие камнерезного и ювелирного искусства, обусловленное открытием месторождений цветных камней на Урале и в Сибири. С открытием уральских малахитов и лазуритов Прибайкалья рождается искусство русской мозаики – облицовка сложнопрофильных изделий из мрамора или змеевика тонкими плитками подобранного по узору малахита или бархатисто-синего лазурита. Мастера Урала владели и секретами флорентийской мозаики.

В XIX веке в Петербурге и Москве возник ряд крупных, хорошо оснащённых ювелирных предприятий. С 80-х годов XIX века мировой известностью пользовался петербургский ювелир Карл Фаберже. Ассортимент камнерезных и ювелирных изделий в то время был очень обширен. После выставки в 1904 года в Лондоне, где Фаберже представил разнообразные камнерезные фигурки зверей, началось массовое увлечение анималистическим направлением. К началу XX века в петербургском отделении фирмы (основана в 1842 году) работала камнерезная мастерская.

XX век – век войн и революций. Он характеризуется упадком камнерезного и ювелирного искусства в России. С конца 60-х годов начался подъём камнерезного и ювелирного производства. В настоящее время эта отрасль в России на подъёме.

На рубеже XIX–XX веков начался выпуск синтетических камней, что во много раз увеличило стоимость природных ювелирных камней.

Сегодняшний день характеризуется широчайшим применением драгоценных камней в промышленности. Это алмазные инструменты, широчайшая номенклатура абразивов, ядерная техника, лазерная техника, оптика, радиоэлектроника.