I. Введение
Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия
ВОЕННАЯ КАФЕДРА
Экземпляров _________
Экземпляр №_________
ЛЕКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ТАКТИКЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ
для студентов, обучающихся по ВУС –901000, 904700, 905601, 909900
Программа 2011 г. (Основная)
ТЕМА №4: «Организация лечебно-эвакуационных мероприятий»
Обсуждена на заседании ПМК
Протокол № 18 от «16» января 2012 г.
Уточнена пр. «___»______________20__г.
«___»______________20__г.
По книге учета методических документов кафедры № ______
Г. Шымкент
Утверждаю
Начальник военной кафедры ЮКГФА
Полковник А. Айтов
«____»_____________20___г.
ЛЕКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ТАКТИКЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ
для студентов, обучающихся по ВУС –901000, 904700, 905601, 909900
Программа 2011 г. (Основная)
Тема №4: «Организация лечебно-эвакуационных мероприятий»
Учебная цель:
- раскрыть сущность современной системы лечебно-эвакуационного обеспечения войск и зависимость его от конкретных условий боевой обстановки, характера санитарных потерь и условий деятельности медицинской службы;
- изложить организационные основы оказания медицинской помощи раненым и больным в действующей армии, их медицинской сортировки, лечения и медицинской эвакуации;
- показать особенности организации лечебно-эвакуационных мероприятий и деятельности медицинской службы при применении противником оружия массового поражения.
Время: 2 часа (100 минут)
Учебно-материальное обеспечение:
А) Литература
1. “Программа подготовки офицеров запаса из числа студентов мед. Вузов”, Астана., 2009 г.
2. “Наставление по медицинскому обеспечению СВ на военное время”, М., Воениздат, 1987, стр. 22-28
3. “Организация медицинского обеспечения частей и соединений”, Л., 1988,
4. ВМЖ, выпуск 37, М., 1980. ВМЖ, выпуск 10,М., 2006г., ВМЖ, выпуск 2,М., 2007г.
5. Основы военной медицины под ред. Ф.И.Комарова. М. 1984г.
7. Организация и тактика медицинской службы И.М. Чижа, СПБ 2004г.
8. Учебник военного фельдшера. В.Б. Корбута, СПБ 2000г.
9. пр. МО РК от 19.04.2004г. № 150 «Правила по мед. обеспечению ВС РК» (на мирное время) том I,II.
б) Материальное обеспечение:
Схемы:
- “Принципиальная схема развертывания этапа медицинской эвакуации”
- “Схема эвакуационного направления”
- “Виды медицинской помощи”
- “Организационные основы медицинской сортировки”
- “Организация лечебно-эвакуационных мероприятий, проводимых медицинской службой при ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения в условиях отсутствия угрозы выхода противника в район очага поражения”
- “Организация лечебно-эвакуационных мероприятий, проводимых медицинской службой при ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения в условиях угрозы выхода противника в район очага поражения”
- “Принципиальная схема лечебно-эвакуационных мероприятий в современных условиях”
в) Технические средства обучения:
- Мультимедийный проектор.
ПЛАН ЛЕКЦИИ
№ п/п | Наименование занятия | Вид занятия | Время |
I | Введение | ||
II | Основная часть | ||
1. Содержание и цель лечебно-эвакуационных мероприятий. Характеристика систем лечебно-эвакуационных мероприятий. Сущность современной системы лечебно-эвакуационных мероприятий, ее основополагающие принципы. 2. Понятие об этапе медицинской эвакуации, возлагаемые на него задачи, требования, предъявляемые к месту развертывания и принципиальная схема развертывания. Виды и объем медицинской помощи. 3. Медицинская сортировка, ее виды и организация на этапах медицинской эвакуации. Роль Н.И.Пирогова в разработке основ медицинской сортировки. Организация медицинской эвакуации. 4. Особенности организации лечебно-эвакуационных мероприятий при ликвидации последствий применения оружия массового поражения. | Лекция | ||
III | Заключение |
I. Введение
В повышении боевой готовности Вооруженных Сил важная роль принадлежит военно-медицинской службе. Это вытекает из глубокого анализа роли военно-медицинской службы в поддержании боеспособности действующей армии в войнах, которые ввиду совершенствования вооружения, применения автоматического оружия, артиллерии, высокоточного оружия, авиации характеризовались высокими санитарными и безвозвратными потерями.
Так, огромные потери, которые несла русская армия в ходе I мировой войны требовали постоянной мобилизации все новых и новых контингентов призывников, что с каждым годом становилось все труднее и труднее.
Россия и другие участники войны оказались на грани истощения людских ресурсов. Уже в ноябре 1916 года Государственная дума обратилась к царскому правительству с предупреждением об истощении людских ресурсов и предложила изыскать ресурсы в самой армии путем улучшения состояния санитарной службы. В этих условиях все большее значение приобретали возвращаемые в строй раненые и больные.
Уже в период первой мировой войны отчетливо проявилась важная закономерность: “В кризисных войнах, ведущихся массовыми армиями, медицинское обеспечение приобретает значение фактора, направленного непосредственно на восстановление обороноспособности армии, восполнение ее потерь” (Д. Д. Кувшинский).
В Великой Отечественной войне военная медицина располагала передовой системой лечебно-эвакуационных мероприятий, было возвращено в строй 72,3% раненых и 90,6% больных. Медицинская служба, возвращая обратно в строй раненых и больных после излечения, выполняла огромную задачу государственной важности и этим способствовала победе.
В современной войне, если она будет развязана, даже если ядерное оружия не будет применяться, основной особенностью работы медицинской службы является резкое несоответствие имеющихся сил и средств масштабам санитарных потерь, на первое место встанет необходимость проведения массовых лечебно-эвакуационных мероприятий в отношении раненых и пораженных. Поэтому от медицинского состава потребуется четкая организация всех лечебно-эвакуационных мероприятий, твердое знание характера и особенностей современной боевой травмы, наличие необходимых практических навыков по оказанию медицинской помощи при различных поражениях, проведению четкой медицинской сортировки и медицинской эвакуации.
Целью данной лекции является ознакомление студентов с современной системой лечебно-эвакуационных мероприятий, проводимых в военное время, ее принципы и содержание.