Борьба с помыслами с помощью молитвы

 

"— Как бросить курить? Я делал много попыток, но все было напрасно.

— Всякий раз, когда к тебе приходит желание закурить, говори: «Господи, помилуй мя». Молитвенное обращение ко Христу — это решение любой возникающей у нас проблемы."[221]

 

Свят. Игнатий пишет: "Но когда страсти взвол­нуются, ум омрачится и растеряется пред громадностию искушения, помыслы нападут с настойчивостью и неистовством, тогда не только против блудных помыслов, но и против помыс­лов гнева, печали, уныния, отчаяния, словом, про­тив всех греховных помыслов самое надежное орудие — молитва с участием в ней тела. При­мер этого показал и это заповедал нам опять Сам Господь. Объятый предсмертною тоскою, Спаси­тель мира молился, преклоняя колена, в саду Гефсиманском, и ученикам, не понимавшим прибли­жавшейся великой скорби, сказал: Бдите и молитеся, да не внидите в напасть."[222]

 

Старец Порфирий: "Вами овладевает страх и разочарование? Обратитесь ко Христу. Возлюбите Его просто, смиренно, без каких-либо требований, и Он Сам освободит вас. Обратитесь ко Христу и со смирением и надеждой скажите, как апостол Павел: Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 24). Начните двигаться ко Христу, и тогда Он придет тотчас. Тут же подействует Его благодать."[223]

 

"Зло приходит с этой стороны? Отстранитесь оттуда, спокойно переводя ваше внимание в другую сторону. То есть зло приходит, чтобы нанести вам оскорбление, обиду? А вы предайте свою внутреннюю силу добру, Христу. Помолитесь: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Он знает, как, каким образом помиловать вас. И когда вы исполняетесь благом, тогда уже не обращаетесь ко злу. Вы сами по благодати Божией становитесь хорошими. Где тогда злу найти место? Оно исчезает! Со Христом возможно все."[224]

 

"Священный Августин пишет: Помыслы занимают меня, и я впутываюсь с ними в беседу. Видите, здесь ветхий человек говорил с новым, с человеком по Христу, вел беседу. Не люблю разговаривать с ветхим человеком. То есть он дергает меня сзади, тащит за рясу, но я тут же простираю руки ко Христу и таким образом выказываю ветхому человеку по благодати Божией презрение, не думаю о нем. Как малыш простирает свои руки и устремляется в объятия своей матери, так же поступаю и я. Это тайна, не знаю, понимаете ли вы всю тонкость темы. Когда вы, не имея благодати, пытаетесь избежать ветхого человека, то не преуспеваете в этом. Но при благодати он вас уже не трогает. В глубине он есть. Все живет в нас, и самое плохое, оно не пропадает. Но по благодати изменяется, преображается, превращается. Да ветхиго отложивше человека, в новаго облецемся: и Тебе поживем, нашему Владыце, — разве не говорит молитва девятого часа?"[225]

 

"Общение со Христом, когда происходит мягко, просто, без нажима, прогоняет диавола. При давлении сатана не уходит. Он удаляется по причине кротости и молитвы. Отступает, когда видит, как душа презирает его и обращается ко Христу с любовью. Он не может вынести презрения, потому что высокомерен. Но когда вы насилуете себя, злой дух узнает вас и начинает сражаться с вами. Не занимайтесь диаволом и даже не молитесь, чтобы он ушел. Чем больше вы просите, чтобы он ушел, тем больше он заключает вас в свои объятия. Презирайте диавола. Не сражайтесь с ним в лобовую.

Когда упрямо воюешь с диаволом, тогда и он нападает, как тигр, как дикая кошка. Когда ты выпускаешь в него пулю, он кидает в тебя гранату. Когда ты бросаешь в него бомбу, он выстреливает в тебя ракетой. Не смотрите на зло. Смотрите на объятия Божии, бросайтесь в них и продолжайте подвизаться. Предайтесь Ему, возлюбите Христа, бодрствуйте. Бодрствование для человека, любящего Бога, совершенно необходимо."[226]

 

"Что хочу этим сказать? В час искушения вам предоставляется прекрасная возможность обратиться к любимому вами лицу, обратиться к Богу, смотреть туда с живостью и желанием, и к вам тотчас придет сила, к вам придет добро. То есть когда вы видите, что идет зло, чтобы захватить вас, как только почувствуете его издали, пренебрегите им и устремитесь в объятия Божии. Достаточно успеть сначала туда повернуться. И тогда, пойдя к добру, вы не вспомните о зле. В этом таинство, как презирать зло. Но вы не сможете сделать это, если не обратитесь ко Христу. Иногда мы говорим: «Презирай зло!» Да, это легко говорить, но нелегко нам сделать. Это презрение требует большого умения.

Пренебрежение злым духом может произойти лишь по благодати Божией. Обращайтесь ко Христу, бегите к Нему, простирайте ко Христу свои руки, постарайтесь познать Христа, возлюбить Его, ощутить Христа в этом устремлении. Когда побуждения, движущие вами, непорочны, чисты и искренни, тогда благодать открывает вашу душу и говорит вам: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5, 14). Там, в этом Божественном свете, мы будем жить всегда, при условии, что душа наша будет любить Бога и горячо Его желать. Так, по благодати Христовой, легко всё и истинны все слова Христа, сказавшего: Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 30)."[227]

 

"Все просто и легко в духовной жизни, в жизни во Христе, нужно лишь иметь рассуждение. Когда вам что-то досаждает, какой-либо помысел, какое-нибудь искушение, нападение, презирая все это, обращайте свое внимание, свой взор ко Христу. Он Сам поднимет вас. Он возьмет вас за руку и подаст вам в изобилии Свою Божественную благодать. Вы приложите небольшое усилие. Возьмем миллион и разделим его на частички. Возьмем одну миллионную часть. Одна миллионная от миллиона — вот усилие человека, то есть небольшой вклад. Сделайте шаг к Богу, и в долю секунды придет Божественная благодать. Вы лишь подумали, а Святой Дух уже пришел. Вы не делаете ничего. Делаете шаг в том направлении, и тотчас приходит Божественная благодать. Лишь только вы восстенали, она приходит и действует. Что говорит апостол Павел? ...ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26). Великая мудрость! Это не простые слова, а живое Слово Божие.

Когда видите, как супротивный дух приходит, чтобы утопить вас, не бойтесь, даже не смотрите на него и не старайтесь изгнать его из себя. Что делать? Самое лучшее средство — это презрение. То есть раскройте свои объятия, прострите свои руки ко Христу, подобно ребенку, который видит какое-нибудь дикое животное и не боится, потому что рядом — его отец, в объятия которого он устремляется. Этот способ используйте при каждом прилоге лукавого, при каждом помысле, то есть используйте презрение.

В тот момент, когда ваша душа испытывает нужду, когда вы боритесь, восклицайте: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Всё предупреждайте молитвой. Это великое таинство. В час искушения, когда вы собираетесь выказать лукавому свое презрение, он вас топит, парализует и душит, делает то, что желает он, а не то, чего хотите вы. Вы должны успеть открыться Богу. Но чтобы преуспеть в этом, нужно, чтобы вас просветила Божественная благодать. Если это не произойдет сразу же, тогда лукавый овладевает вами. И хоть вы и будете пытаться выгнать его, но он уже схватил вас. Послушайте один пример.

Одного человека я просил, чтобы он сделал для меня одну вещь. Он отказывался, говоря, что наука говорит об этом иначе. Я настаивал, но он — ни в какую. Я поймал себя на том, что начал возмущаться. Тогда я тотчас обратился ко Христу и предупредил зло."[228]

 

Как я понимаю старец Порфирий говоря: "обращайте свое внимание, свой взор ко Христу", "Сделайте шаг к Богу", "То есть раскройте свои объятия, прострите свои руки ко Христу", "Тогда я тотчас обратился ко Христу и предупредил зло." имеет ввиду, что при нападении лукавого помысла надо обращаться к молитве.