КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА. ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

Кондуктивные и нейросенсорные нарушения слуха. Тугоухость и глухота. Глухие слабослышащиедети. Компенсаторные возможности. Особенности речи: фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения.

Известно, что слух играет исключительную роль в развитии детской речи. Нарушения в развитии речи, связанные с недостаточностью слуха, в значительной степени определяются временем потери слуха и спецификой речевого дефекта.

По характеру дефекта все нарушения слуха делятся на кондуктивные и нейросенсорные. При кондуктивных отмечается нарушение проведения звука в среднем или наружном ухе. При нейросенсорных имеется поражение внутреннего уха, слухового нерва, его ядер или слуховых зон коры головного мозга.

Нарушения слуха подразделяются также на тугоухость и глухоту. Глухие дети - это дети с тотальным (полным) выпадением слуха, который не может быть самостоятельно использован ими для накопления речевого запаса. Слабослышащие (тугоухие) - это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора.

Ранняя глухота резко ограничивает возможность овладеть словесной речью и приводит к глухонемоте, т.к. ребенок не может разборчиво воспринимать ее и подражать окружающим. Поэтому для детей с нарушениями слуха характерны нарушения коммуникативного поведения. Термин “глухонемота” отражает наличие причинной зависимости между поражением уха и отсутствием речи. При этом у глухонемых, как правило, не наблюдается каких-либо органических (первичных) поражений речевого аппарата. Отсутствие речи является вторичным отклонением в развитии и влечет за собой целый ряд различных отклонений психического развития. Из-за невозможности воспринимать словесную речь такой ребенок обедненно осознает внешний мир, реакции его на внешние раздражители упрощены и сужены. Следовательно, частичный периферийный дефект вызывает своеобразное аномальное развитие, характеризующееся не только отсутствием речи, но и интеллектуальным недоразвитием, заметными затруднениями в обучении.

Компенсаторные возможности глухих детей помогают им в преодолении своего основного дефекта - нарушения функции слухового анализатора. Сохранные анализаторы используются неслышащими детьми для познания окружающей действительности, ориентировки в быту. Наглядно - зрительные формы познания преобладают над словесно - логическими. Чтение и письменная речь в основном формируют словесно - речевую систему глухого ребенка. Потребность в общении с окружающими не может быть реализована с помощью речь. Неслышащий ребенок ищет другие способы и средства общения с помощью предметов, действий, рисунков, обращается к вынужденной форме общения – мимико - жестикуляторной (жестовой) речи, основанной на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение. Комплекс образов, представлений в сочетании с жестовыми средствами составляет основу развития мышления глухих, не овладевших словесной речью.

Необходимо развивать словесную речь ребенка, т.к. она способствует переходу от наглядно - образного к словесно - логическому мышлению, во многом формирует личность ребенка, расширяет его социальные возможности.

Устная речь воспринимается слышащими на слух. Глухие используют для этой цели зрение, то есть так называемое чтение с губ. Навыки чтения с губ формируются в связи с обучением речи. Воспроизведение устной речи, произносительной ее стороны, опирается на сохранные зрительный, кожный, тактильный анализаторы. Всевозможне специальные технические средства и пособия, предназначенные для использования сохранных анализаторов, содействуют развитию устной словесной речи.

Из-за отсутствия слухового контроля за собственным произношением звучащая речь неслышащего ребенка отличается нечеткостью, невнятностью, смазанностью. Для глухих детей типичны различные нарушения голоса: слабая звучность, неадекватная высота голоса, фальцет, гнусавость, резкость, неестественность тембра. Поэтому постановке голоса, исправлению недостатков речевого дыхания, артикуляционной и дыхательной гимнастике уделяется особое внимание.

Таким образом, можно сделать вывод, что недостаточность слуха приводит к нарушению развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической, смысловой, а в ряде случаев и вовсе к полному отсутствию речи. Кроме того, могут встречаться нарушения речи, не связанные с сенсорным дефектом: заикание, ринолалия, алалия, ранняя детская афазия, нарушения темпа речи, дизартрия, механическая дислалия.