Задания для домашней контрольной работы

1.Раскройте взаимосвязь терминов «управление» и «менеджмент».

2.Выскажите общее суждение о процессе управления, субъ­екте и объекте управления.

3.Опишите классификацию функций менеджмента, объясните их взаимосвязь. Выскажите общее суждение об особенностях конкретных функций менеджмента.

4.Раскройте сущность и значение функции планирования.

5.Раскройте сущность функции организации, ее взаимосвязь с другими функциями.

6.Раскройте сущность функции контроля: виды контроля в системе управления, принципы эффективного контроля, процесс управленческого контроля.

7.Охарактеризуйте принципы менеджмента.

8.Выскажите общее суждение об уровнях управления.

9.Назовите основные этапы развития менеджмента. Выскажите общее суждение об особенностях донаучного периода развития менеджмента.

10.Охарактеризуйте основные школы управления, оцените их вклад в развитие менеджмента как науки.

11.Объясните особенности процессного, системного и ситуационного подходов к менеджменту.

12.Раскройте понятие структуры управления, охарактеризуйте элементы структуры управления. Назовите общие принципы построения ор­ганизационных структур.

13.Охарактеризуйте типы иерархических структур, изложите особенности построения иерархических структур, их преимущест­ва, недостатки.

14.Охарактеризуйте типы адаптивных структур управления, назовите причины их появления, область применения, преимущества и недостатки.

15.Раскройте сущность методов управления и их изложите их классификацию.

16.Раскройте сущность, значение и опишите основные инструменты административных методов управления.

17.Раскройте сущность, значение и опишите основные инструменты экономических методов ме­неджмента.

18.Раскройте сущность, значение и опишите основные инструменты социально-психологических методов.

19.Выскажите общее суждение о целях организации (миссия, ге­неральная цель, общеорганизационные и специфические цели), структуре «дерева целей», о требованиях, предъявляемым к целям организации.

20.Охарактеризуйте основные виды управленческих стратегий.

21.Раскройте суть понятия «стиль руководства» ,изложите факторы, влияющие на выбор стиля руководства, опишите особенности, преимущества и недостатки основных стилей руководства.

22.Раскройте сущность понятие «влияния» и опишите способы управленческого влияния на подчиненных.

23.Раскройте сущность понятия «власть» и опишите формы власти.

24.Раскройте сущность понятия «лидерство».

25.Раскройте сущность понятия «авторитет менеджера».

26.Выскажите общее суждение о стилях руководства, выделенных в управленческой сетке (управленческая решетка ГРИД) Р. Блейка и Дж. С. Моутон.

27.Раскройте сущность мотивации в системе управления

28.Опишите содержательные теории мотивации: сущ­ность, основные представители и их положения, изложите преимуще­ства, недостатки и область применения со­держательных теорий мотивации.

29.Опишите процессуальные теории мотивации, их сущность, основные положения, изложите преиму­щества и недостатки, область применения.

30.Раскройте сущность конфликта в организации, назовите виды конфликтов. Опишите структуру и причины возникновения конфликта.

31.Опишите последст­вия конфликта, объясните необходимость управления конфликтами и осветите основные стратегии поведения менеджера в конфликтных си­туациях.

32.Раскройте сущность и роль решений в управлении, выскажите общее суждение о видах управленческих решений, требованиях, предъявляемым к управленческим решениям и подходах к их принятию.

33.Осветите основные этапы процесса принятия управленческих решений.

34.Осветите основные методы принятия управ­ленческих решений

35.Раскройте сущность понятий «персонал», «кадры». Выскажите общее суждение о структуре кадров, ее разновидностях.

36.Выскажите общее суждение о функциях кадровой службы. Приложите Положение о кадровой службе организации, в которой Вы трудитесь.

37.Осветите порядок набора и отбора персонала.

38.Осветите методы и проблемы оценки персонала.

39.Выскажите общее суждение о текучести кадров.

40.Изложите функции и задачи менеджера.

41.Выскажите общее суждение о требованиях к менеджеру.

42.Выскажите общее суждение о планирование личного труда руководителя.

43.Раскройте сущность делегирования полномочий и объясните его необходимость.

44.Выскажите общее суждение о порядке проведения бесед, собраний, совещаний, приеме посетителей.

45.Раскройте сущность, критерии и показатели эффективности управления.

46.Охарактеризуйте методы расчета экономической эффективности управленческого труда.

47.Охарактеризуйте методы расчета эффективности системы управления.

48.Опишите методику определения экономической эффективности внедрения мероприятий по совершенствованию управления.

49.Объясните, какие упущения были допущены в системе работы с персоналом в следующих ситуациях:- на предприятии подбор кандидатуры на ту или иную руководящую должность начинается в момент возникновения острой необходимости в этом;

50.Определите изменения, которые могут произойти в организационной структуре управления под влиянием следующих факторов:

- увеличение объемов и усложнение производства:

- повышение уровня механизации и автоматизации производства:

- повышение уровня механизации и автоматизации управления.

51.Вас назначили руководителем структурного подразделения торговой организации. После знакомства и изучения коллектива Вы пришли к выводу, что в коллективе есть неформальный лидер. Прокомментируйте возможные педагогические приемы работы с ним.

52.Укажите, какие следует применить методы управления в каждом из следующих случаев:

- назначение нового руководителя;

- введение новых должностных инструкций в действие;

- наказание работников за нарушение трудовой дисциплины;

- объединение двух отделов в один;

- повышение работника в должности

53.Сделайте обоснованный вывод о стиле работы руководителя в данной ситуации, предложите Ваш вариант более эффективных действий руководителя.

Ситуация: контроль за выполнением принятых решений осуществляется руководителями на предприятии эпизодически, от случая к случаю. Проанализируйте практику осуществления контроля за выполнением принятых решений в Вашей организации и сделайте вывод о стиле работы Вашего руководителя.

54.Сделайте обоснованный вывод о стиле работы руководителя в данной ситуации, предложите Ваш вариант более эффективных действий руководителя.

Ситуация: на предприятии плохо поставлена работа по развитию починов, начинаний и инициативы работников. Проанализируйте данную работу в Вашей организации и сделайте вывод о стиле работы Вашего руководителя.

55.Какие средства социального и психологического воздействия можно применить к работнику, который постоянно нарушает трудовую дисциплину? Проранжируйте их от менее сильного к более сильному с точки зрения воздействия. Проанализируйте социально-психологические средства воздействия, которые применяются к нарушителям трудовой дисциплине в Вашей организации и оцените их эффективность.

56.Сделайте обоснованный вывод о стиле работы руководителя в данной ситуации, предложите Ваш вариант более эффективных действий руководителя:

Ситуация: при принятии коллективных решений, затрагивающих интересы всего коллектива, руководитель не советуется со специалистами. Проанализируйте практику принятия решений в Вашей организации и сделайте вывод о стиле работы Вашего руководителя.

57.Оцените с позиции менеджера следующую ситуацию, встречающуюся в практике работы организаций и предприятий и предложите пути устранения недостатков.

Ситуация: в организации издается большое количество письменных приказов по одним и тем же вопросам, причем многие приказы повторно.

58.Оцените с позиции менеджера следующую ситуацию, встречающуюся в практике работы организаций и предприятий и предложите пути устранения недостатков. Ситуация: в коллективе сложился неблагоприятный психологический климат.

59.Напишите деловую характеристику на руководителя или специалиста предприятия, где Вы работаете (проходили практику).

60.К каким группам управленческого персонала относятся работники следующих должностей: начальник цеха, начальник отдела маркетинга, начальник участка, бухгалтер, технолог, мастер, машинистка, экономист по труду, техник-конструктор, табельщик, начальник планово-экономического отдела, чертежник, кассир, энергетик цеха, экономист по сбыту, товаровед.

61.Объясните следующие ситуации с точки зрения основ менеджмента:

- некоторые документы в отделе теряются, и невозможно определить, кому они переданы;

- у руководителя на столе постоянно находится большое количество документов. при поиске нужного документа он каждый раз перебирает все бумаги, находящиеся на столе;

- руководитель отчитывает своего заместителя в присутствии подчиненных.

62.К каким группам управленческого персонала относятся работники следующих должностей: директор, начальник коммерческого отдела, программист, секретарь-машинистка, экономист по ценам.

63.Предложите различные варианты рационального устройства и планировки служебного помещения отдела (сделайте эскиз). Для отдела выделено помещение площадью 42,5 кв. м (8,5 x 5). В отделе работает 7 человек, включая начальника отдела, рабочее место которого рекомендуется отделить от общего помещения. На оставшейся площади надо разместить 6 рабочих столов, 2 стеллажа для хранения документов размером (1,5x 0,6), пользуясь требованиями и рекомендациями к размещению рабочих мест и соблюдению санитарно-гигиенических условий труда. В служебном помещении имеется 3 окна, расположенных по долевой стене помещения, дверь находится с противоположной стены на расстоянии 2,5 м от торцевой стены.

64. Изобразите организационную структуру управления предприятием, которое осуществляет в районном центре розничную торговлю (10 магазинов), имеет кафе и цех по производству овощных салатов.

65. Один из лучших сотрудников сказал, что ему предложили более высокооплачиваемую работу. Вы не уверены, что можете что-либо противопоставить. Укажите, какие мотивы Вы можете задействовать и какие стимулы предложить для того, чтобы сотрудник остался в Вашей организации.

66. Используя квалификационную характеристику составьте должностную инструкцию по управленческой должности (в зависимости от специальности, по которой Вы обучаетесь в колледже;

-экономиста;

-товароведа;

-бухгалтера.

67. Определите виды власти, используя следующие высказывания:

а) менеджер может влиять на других, если он контролирует вели­чину наказания;

б) менеджер имеет власть над другим человеком, если этот чело­век верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом;

в) менеджер воспринимается как носитель специальных полезных знаний;

г) руководитель настолько хорош своими качествами, что испол­нитель хочет быть похож на менеджера;

д) право человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации.

68.Определите виды псевдоавторитета, используя сле­дующие высказывания:

а) руководитель считает, что его авторитет возрастет, если он бу­дет официально себя вести;

б) руководитель прибегает к мелочной опеке, тем самым сковывая творческую инициативу подчиненных;

в) руководитель хвалится бывшими заслугами;

г) менеджер прибегает к угрозам, лишает людей уверенности, инициативы;

д) добрый дядюшка

69. На рисунке 1 представлена структура управления предприятия «Омега»:

Рис.1 – Структура предприятия «Омега»

Определите, к какому типу управленческих структур относится структура управления данного предприятия и опишите ее основные черты.

70. В таблице 1 приведены основные принципы управле­ния, сформированные А. Файолем. Покажите, каким образом данные принципы могут использоваться в практике управления организа­циями.

Таблица 1 -Основные принципы управления

Принципы управления Краткое толкование принципа
Разделение труда  
Власть и ответственность  
Дисциплина  
Единоначалие  
Единство руководства  
Подчинение частных интересов общим  
Вознаграждение персонала  
Централизация  
Скалярная цепь  
Порядок  
Справедливость  
Стабильность рабочего места для персонала  
Инициатива  
Корпоративный труд  

71.Три школы (научного управления, человеческих отношений и поведенческих наук) заложили основу современного менеджмента. Правильно ли, по Вашему мнению, это утверждение? Составьте для доказательства Вашего ответа сравнительную таблицу положительных сторон и недостатков теорий этих школ по форме:

Наименование школы Положительные достижения Недостатки теории