КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИИ

Осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированноси операций письма.

О.А.Токарева выделяет 3 вида дисграфии:

· акустическую при которой, отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Частыми являются смешения, замены, пропуски букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме;

· оптическую, которая обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме;

· моторную, для которой характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами.

Выделенные М.Е. Хватцевым виды дисграфий также как и виды Токаревой не удовлетворяют сегодняшнее представление о нарушениях письма.

1.Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха. При этом виде списывание сохранно.

Физиологическим механизмом дефекта является нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом, наблюдается пропуски букв, перестановки, замены букв, слияние двух слов в одно, пропуски слов.

2. Дисграфия на почве расстройств устной речи (графическое косноязычие). По мнению Хватцева, она возникает на почве неправильного звукопроизношения. Замены одних букв другими, отсутствие звуков в произношении вызывают соответствующие замены и пропуски букв на письме. М.Е. Хватцев выделяет и специфическую форму вследствие «пережитого» косноязычия когда нарушение звукопроизношения исчезло до начала обучения грамоте или после начала овладения письмом. Чем более тяжелым является нарушение произношения, тем грубее и разнообразнее ошибки письма.

3. Дисграфия на почве расстройства произносительного ритма. Автор считает, что в результате расстройства произносительного ритма на письме проявляются пропуски гласных, слогов окончаний. Ошибки могут быть обусловлены либо недоразвитием фонематического анализа и синтеза, либо искажениями звуко-слоговой структуры слова

4. Оптическая дисграфия. Вызывается нарушением оптических речевых систем в головном мозге. Нарушается формирование зрительного образа буквы слова. При литеральной дисграфии у ребенка нарушается зрительный образ буквы, наблюдаются искажения и замены изолированных букв. При вербальной дисграфии написание изолированных букв является сохранным, однако с трудом формируется зрительный образ слова, ребенок пишет слова с грубыми ошибками, не различает сходные графически рукописные буквы: п- н, п- и, с- о, и- ш, л- м.

5. Дизграфия при моторной и сенсорной афазии проявляется в заменах, искажениях структуры слова, предложения и обусловливается распадом устной речи вследствие органического поражения головного мозга

Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена). Выделяются следующие виды дисграфий:

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия во многом сходна с выделенной М. Е. Хватцевым дисграфией на почве расстройств устной речи.

Ребенок пишет так как произносит. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв и звуков в устной речи. Чаще всего наблюдается при дизартрии, ринолалии, дислалии полиморфного характера.

2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия). Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-т, ч-щ, ц-т, ц-с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В ее основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового фонематического анализа и синтеза. Наиболее характерны следующие ошибки : пропуски согласных при их сочетании (диктант-«дикат»), пропуски гласных (собака-«сбака»),перестановки букв (окно-«коно»), добавление букв (таскали-«тасакали»), пропуски добавления перестановки слогов (комната-«кота»), слитное написание слов, особенно предлогов, с другими словами, раздельное написание приставки и корня слова. Нарушения письма вследствие несформированности фонематического анализа и синтеза широко представлены в работах Р. Е. Левиной, Н.А Никашеной, Д.И. Орловой, Г.В. Чиркиной.

4. Аграматическая дисграфия (охарактеризована в работах Р.Е. Левиной, И.К. Колповской, Р.И. Лалаевой, С.Б. Яковлева). Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса – лексико-грамматического нелоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых. Отмечаются трудности в установлении логических языковых связей между предложениями. На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, изменении падежных окончаний, нарушении предложных конструкций, изменении падежа местоимений, числа существительных, нарушении согласования; отмечается также нарушение синтаксического строя речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

5. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

При литературной дисграфии наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, однако при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера. К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях головного мозга.