Актуализация опорных знаний
А класс Геометрия
30.12.2014
Урок № 30
Тема урока:
Подобие прямоугольных треугольников. Пропорциональные
Отрезки в прямоугольном треугольнике. Свойство биссектрисы
Угла треугольника
Записать в тетради число, тему урока
Актуализация опорных знаний
Вопросы:
1. Какое число называют средним арифметическим двух чисел a и b?
2. Чему равно среднее арифметическое чисел 12 и 8?
3. Какое число x называется средним пропорциональным чисел a и b?
4. Чему равно среднее пропорциональное чисел 9 и 36?
5. Сформулируйте признаки подобия прямоугольных треугольников.
Изучение нового материала;
Соотношение между элементами прямоугольного треугольника
Вопросы и задания:
1. Укажите подобные треугольники на рис. 1.
2. Почему подобны треугольники ADC и ACB? треугольники ACB и CDB?
3. Докажите подобие треугольников ADC и CDB.
4. Запишите соответствующие пропорции.
;
Из выделенных равенств получим:
AC2 =AB⋅AD; CB2 =AB⋅DB; CD2 =AD⋅DB.
5. По данным рис. 2 сформулируйте полученные равенства, используя термины: среднее пропорциональное, катеты, гипотенуза, проекции катетов на гипотенузу. Запишите формулировки в тетрадь.
c
Из приведенных равенств также получаем, что
Интересно будет рассмотреть и такое следствие из полученных
результатов.
Пусть точка A (рис. 3) — произвольная точка окружности, описанной на диаметре BC. Соединив с этой точкой концы диаметра, получим прямоугольный треугольник ABC (∠A =90º). Пусть AD ⊥BC. Из полученных выше соотношений следует, что перпендикуляр, опущенный из какой-либо точки окружности на диаметр, есть среднее пропорциональное между отрезками, на которые основание перпендикуляра делит диаметр, а хорда —
среднее пропорциональное между диаметром и проекцией этой хорды на диаметр.