Общее представление о психологической науке

ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

 

Психология – одна из самых древних и интересных, сложных и важ­ных для человека наук. Уже на протяжении многих веков человек явля­ется предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человече­ство познает собственную историю, происхождение, биологическую при­роду, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит со­вершенно особое место. Ведь самое удивительное и загадочное явление в окружающем нас мире – мы сами. Лозунг, выдвинутый древнегреческим философом Сократом две тысячи лет назад «Познай самого себя», напол­нен глубоким смыслом и для современного человека. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе челове­ческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми. В настоя­щее время невозможно осуществление многих видов деятельности на про­изводстве, в науке, медицине, искусстве, образовании и спорте без зна­ния и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.

Однако человек является объектом комплексного исследования средствами различных наук, каждая из которых имеет свой специфи­ческий круг проблем. При исследовании социальных процессов гуманитарными науками возникает необходимость в учете психологических факторов. Но каждая наука отличается от другой особенностями своего к предмета. Еще С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» писал: «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т.п. – т.е. все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано...» Первая характерная особенность психического – принадлежность индивиду непосредствен­ных собственных переживаний – проявляется лишь в непосредственном ощущении и никаким иным способом не приобретается. Ни из какого описания, как бы ярко и красочно оно ни было, слепой не познает красочности мира, а глухой – музыкальности его звучаний без непосредственного их восприятия: никакой психологический трактат, не заменит человеку, самому не испытавшему любви, всей гаммы этого чувства, не передает увлечения борьбы и радости творчества, словом, всего, что человек может пережить только сам.

Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он не ошибся. Однако трудность выделения особенностей психологии как науки состоит в том, что они, с одной стороны, давно вошли в нашу жизнь, стали важной ее частью, а с другой – осознавались человеческим умом как из ряда вон выходящие явления. Совершенно очевидно, что образ, существующий в нашем со­знании, в корне отличается от реальности. Это представление нашло отражение в глубоко укоренившемся представлении о существовании души как особого существа, отдельного от тела. Оно возникло в связи с невозможностью объяснить, отчего умирают люди и животные, почему человек видит сны, отчего бывают галлюцинации. В этой связи и воз­никло верование, что человек состоит из двух частей: осязаемой – тела, и неосязаемой – души. Пока человек жив, его душа находится в теле, а когда она покидает тело – человек умирает. Когда же человек спит, душа покидает тело на время и переносится в какое-либо другое место. Таким образом, задолго до того, как психические процессы, свой­ства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось жи­тейское психологическое знание людей друг о друге.

Определенное представление о психике дает человеку и его личный жизненный опыт.Нередко можно услышать, как о ком-то говорят: «Он хороший психолог, он про любого сразу скажет, что за человек». При этом под «психологом» подразумевают человека, который благода­ря своим жизненным наблюдениям может многое заметить, почувство­вать, объяснить другим. Поэтому каждый из нас в определенной степе­ни «психолог»: так, живя и общаясь с окружающими, мы вынуждены представлять себе внутренний мир этих людей, различать причину и смысл их высказываний и поступков, предсказывать их отношение к нам и другим людям и проч.

Житейские психологические сведения, почерпнутые из личного опы­та и опыта других людей, образуют донаучные психологические зна­ния, обусловленные необходимостью понимать другого человека в про­цессе совместного труда, совместной жизни, правильно реагировать на его действия и поступки. Эти довольно обширные знания могут спо­собствовать ориентировке в поведении окружающих людей, могут быть правильными. Но в целом они лишены систематичности, глубины, до­казательности, мы усваиваем их не только благодаря собственному опыту, но и из художественной литературы, пословиц, поговорок, сказок, ле­генд.

Что же представляет тобой психология как наука? Что входит в предмет ее научного знания? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него, необходимо обра­титься к истории психологической науки, к вопросу о том, как на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии. Психология и очень старая, и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисцип­лины едва насчитывает столетие, но основная проблематика занижает философскую мысль с тех пор, как существует философия. Известный психолог конца XIX – начала XX вв. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно: у психологии, огромная предыстория и очень короткая история., Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией соб­ственного экспериментального метода. Это произошло в последней чет­верти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.