Общее представление о психологической науке
ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Психология – одна из самых древних и интересных, сложных и важных для человека наук. Уже на протяжении многих веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место. Ведь самое удивительное и загадочное явление в окружающем нас мире – мы сами. Лозунг, выдвинутый древнегреческим философом Сократом две тысячи лет назад «Познай самого себя», наполнен глубоким смыслом и для современного человека. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми. В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, образовании и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.
Однако человек является объектом комплексного исследования средствами различных наук, каждая из которых имеет свой специфический круг проблем. При исследовании социальных процессов гуманитарными науками возникает необходимость в учете психологических факторов. Но каждая наука отличается от другой особенностями своего к предмета. Еще С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» писал: «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т.п. – т.е. все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано...» Первая характерная особенность психического – принадлежность индивиду непосредственных собственных переживаний – проявляется лишь в непосредственном ощущении и никаким иным способом не приобретается. Ни из какого описания, как бы ярко и красочно оно ни было, слепой не познает красочности мира, а глухой – музыкальности его звучаний без непосредственного их восприятия: никакой психологический трактат, не заменит человеку, самому не испытавшему любви, всей гаммы этого чувства, не передает увлечения борьбы и радости творчества, словом, всего, что человек может пережить только сам.
Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он не ошибся. Однако трудность выделения особенностей психологии как науки состоит в том, что они, с одной стороны, давно вошли в нашу жизнь, стали важной ее частью, а с другой – осознавались человеческим умом как из ряда вон выходящие явления. Совершенно очевидно, что образ, существующий в нашем сознании, в корне отличается от реальности. Это представление нашло отражение в глубоко укоренившемся представлении о существовании души как особого существа, отдельного от тела. Оно возникло в связи с невозможностью объяснить, отчего умирают люди и животные, почему человек видит сны, отчего бывают галлюцинации. В этой связи и возникло верование, что человек состоит из двух частей: осязаемой – тела, и неосязаемой – души. Пока человек жив, его душа находится в теле, а когда она покидает тело – человек умирает. Когда же человек спит, душа покидает тело на время и переносится в какое-либо другое место. Таким образом, задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге.
Определенное представление о психике дает человеку и его личный жизненный опыт.Нередко можно услышать, как о ком-то говорят: «Он хороший психолог, он про любого сразу скажет, что за человек». При этом под «психологом» подразумевают человека, который благодаря своим жизненным наблюдениям может многое заметить, почувствовать, объяснить другим. Поэтому каждый из нас в определенной степени «психолог»: так, живя и общаясь с окружающими, мы вынуждены представлять себе внутренний мир этих людей, различать причину и смысл их высказываний и поступков, предсказывать их отношение к нам и другим людям и проч.
Житейские психологические сведения, почерпнутые из личного опыта и опыта других людей, образуют донаучные психологические знания, обусловленные необходимостью понимать другого человека в процессе совместного труда, совместной жизни, правильно реагировать на его действия и поступки. Эти довольно обширные знания могут способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, могут быть правильными. Но в целом они лишены систематичности, глубины, доказательности, мы усваиваем их не только благодаря собственному опыту, но и из художественной литературы, пословиц, поговорок, сказок, легенд.
Что же представляет тобой психология как наука? Что входит в предмет ее научного знания? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории психологической науки, к вопросу о том, как на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии. Психология и очень старая, и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но основная проблематика занижает философскую мысль с тех пор, как существует философия. Известный психолог конца XIX – начала XX вв. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно: у психологии, огромная предыстория и очень короткая история., Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.