ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ РИНОЛАЛИИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Начиная с середины 90-х годов Министерством образования Российской Федерации в качестве приоритетной выдвигается задача создания системы ранней помощи детям с проблемами в развитии. Ее функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, а именно ранней, медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления отклонений в развитии ребенка, начиная с первых дней жизни.

Сложился ряд условий, важных для создания федеральной системы ранней помощи. На государственном уровне принят ряд принципиальных решений (ратифицированы Конвенции ООН, обсуждается Закон о специальном образовании и многие другие законы, и нормативные акты об инвалидах). Накоплен опыт региональных практик и инициатив, получены результаты более чем 20-летних научных исследований, которые ярко высвечивают потребность и актуальность создания системы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии. Высокий уровень научной разработанности проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии у детей раннего и дошкольного возраста позволяет быстро трансформировать научные исследования в технологии ранней помощи проблемному ребенку и его семье, в создание модульных программ подготовки и переподготовки кадров.

Особенно актуальна проблема раннего вмешательства и ранней логопедической помощи детям с ринолалией. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При нормальной функции во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Эти полости разделяются небно-глоточным смыканием, осуществляемым сокращением мышц мягкого неба, боковой и задней стенок глотки. Одновременно с движением мягкого неба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту задней поверхности мягкого неба с задней стенкой неба.

Во время речи мягкое небо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и от беглости речи. Сила небно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое небно-глоточное смыкание наблюдается при согласном в, самое сильное – при с, обычно в 6 – 7 раз сильнее, чем при а. При нормальном произношении начальных звуков м, м¢, н, н¢ воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.

Идея раннего вмешательства очень проста: помощь наиболее эффективна, если она начата как можно раньше. Современные научные исследования выявили критическое значение в развитии ребенка первых двух - трех лет жизни, роль семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребенка и развитии его мозга. В связи с этим программы раннего вмешательства являются семейно – центрированными, направленными на помощь всей семье, а не только ребенку с нарушениями. Междисциплинарная команда специалистов, состоящая из врачей, физических терапевтов, педагогов, психологов, логопедов и социальных работников, помогает семье создать оптимальные условия для развития ребенка, поддерживает родителей в их усилиях оставить ребенка в семье, а не отдать в сиротское учреждение.

Логопедическая работа различна при открытой и закрытой формах. При открытой форме ринолалии нарушение определяется следующим образом:

1. Отсутствием небно-глоточного затвора и вследствие этого нарушения противопоставлений звуков по признаку ротовой – носовой.

2. Изменением места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого неба, вялостью кончика языка, губ, отодвиганием языка в глубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в артикуляции мышц глотки и гортани.

Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонений в формировании других речевых процессов.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста, имеющих отклонение только с фонетической стороны, ведется по следующим направлениям: нормализация деятельности артикуляционного аппарата (различными приемами в зависимости от состояния врожденного дефекта); формирование артикуляции звуков; устранение назального оттенка голоса; дифференциация звуков с целью предупреждения нарушения звукового анализа; нормализация просодической стороны речи; автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста, имеющих фонетико – фонематическое недоразвитие, включает перечисленные выше направления, а также систематические упражнения по коррекции фонематического восприятия.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста с общим недоразвитием речи включает формирование полноценной фонетической стороны речи, развитие фонематических представлений. У данной категории детей наблюдается сложный комплекс анатомических и факторных нарушений, со стороны жизненно важных систем требующих коррекции сразу после рождения ребенка.

В условиях роддома обеспечиваются безотлагательные меры по разобщении полости рта с полостью неба при помощи специальных аппаратов, что способствует и создает условия для вскармливания ребенка и выживания ребенка.

Особое внимание в период двух лет жизни уделяется вопросам психо -физиологического стимулирования, в том числе и речевых факторов. В период с 2 – 3 лет проводится обследование речи ребенка с целью выявить уровень его развития, а так же наличие и степень нарушения факторов дыхания, слуха, внимания.

Маленькие дети бывают очень напуганы и в кабинете логопеда ведут себя сковано, отказываются отвечать на вопросы, либо плачат и кричат. Очень редко удается установить контакт в течение первого посещения. Первое посещение логопеда носит ориентировочно – ознакомительный характер, собираются анамнестические данные. В ходе беседы логопед периодически обращается к ребенку, пытаясь вызвать у него эмоциональные реакции.

Главная задача дать возможность ребенку адаптироваться к этой обстановке. Чтобы установить хороший контакт, нужно провести до пяти встреч. Логопед получает данные об особенностях звуконарушения. Составить полное впечатление о качестве имеющихся звуков сложно, так как у детей раннего возраста не проводится уранопластика, у некоторых детей и хейлопластика.

Практика показывает, что обследование следует проводить с ортопедическим аппаратом, а затем без него. Затем сравнивается два результата и обнаруживается различие двух видов: 1) изменение всех звуков; 2) изменение только определенной группы. Лист обследования делится на две части (с аппаратом, без него).

Записи:

1. Звукопроизношение с аппаратом и без него – существенных различий не наблюдается.

2. Звукопроизношение с аппаратом значительно лучше, гласные звучат без носового оттенка.

3. Звукопризношение с аппаратом несколько хуже.

На последнем этапе обследования проводится осмотр строения артикулярного аппарата.

1. Осмотр губ (форма, величина), если губы после хейлопластики – характер рубцов.

1.1. Изучается возможность артикулярных движений и длительность удержания артикулярной позы (улыбка – заборчик - улыбка). Если хейлопластика не произведена, отмечается испытание фрагментов губы для произношения губных и губно-зубных звуков.

2. Форма носа – выявляется наличие асимметрии и утолщение крыльев носа.

3. Обследование полости рта.

3.1. Наличие или отсутствие зубов, строение зубного ряда, характер расщелины, степень выраженности укорочения мягкого неба.

3.2. Обследование языка (величина, поза в состоянии покоя) – язык оттянут кзади, приподнят весь вверх, либо спинкой или кончиком смещен в сторону, лежит внизу от нижних зубов.

3.3. Состояние уздечки – возможности совершения действий (поднять язык, вытянуть кончик языка вверх).

Более сложные задачи данная категория детей выполнить не может и при требовании выполнить, дают отрицательную реакцию. То же самое возникает при попытках логопеда добиться улучшенного качества путем за любую попытку поощрения. Если ребенок может выполнять инструкции и осуществлять их, с ним начинается подготовка к проведению коррекционной работы. В зависимости от результатов обследования ставятся конкретные задачи устранения. При грубом проявлении ЗРР ребенок должен быть направлен к невропатологу и психиатру, а при выраженном нарушении слуха к отоларингологу и лишь затем подбирается ряд специальных заданий на стимулирование развития речи, для неговорящих детей лепетные реакции с пониманием звукопроизношения. Для детей с малым багажом словаря логопед дает задания на обогощение и уточнение словарного запаса.

При нарушениях фонематического восприятия ребенка учат дифференцировать неречевые звуки, силу и характер звучания, постепенно подводя к умению вслушиваться в звук речи. Параллельно детей готовят к самому сложному виду работы – формированию правильного звукопроизношения. В этом возрасте задания подбираются с учетом артикулярной возможности ребенка, на занятиях должна быть постоянная смена видов деятельности, небольшие занятия (10 – 15 мин). Подготовка органов артикуляции начинается с артикуляционной гимнастики. Самые простые задания с постепенным улучшением качества их выполнения. Задача подготовить ребенка к выполнению более сложных заданий.

Артикуляционная гимнастика может быть разделена на 2 – 3 этапа, в которых упражнения объединяются по степени сложности, концентрации усилий, внимания и умение регулировать действия своих органов артикуляции.

Первый этап:

1. Окошко. 2. Лопатка.

3. Заборчик. 4. Трубочка. 5. Мостик.

Второй этап:

1. Блинчик. 2. Змейка.

3. Укол из положения змейка. 4. Борьба.

5. Желобок.

Третий этап:

1. Чашечка. 2. Киска прыгает. 3. Грибок.

Цель артикуляционной гимнастики: научить элементам нормального произведения движений, сформировать умение контролировать свои органы артикуляции, точность движений. Одновременно начинается обучение навыкам регулировки носовой струи. Дети плохо понимают требования, как нужно вдыхать и выдыхать. Следует научить детей нюхать и высмаркиваться.

Перед началом каждого занятия нужно попросить ребенка сжать зубы, губы и подуть носом в платок. Логопед (мама) сначала должна закрыть одну половинку, затем вторую половинку носа. Задание высморкаться, которое дает ощущение выдоха через нос сначала осуществляется с аппаратом, который разделяет рот и нос, а затем без него. Научить ребенка нюхать: просят закрыть рот и кладут перед ребенком предмет с острым запахом (лимон, апельсин, духи), следует чередовать приятные и неприятные запахи, предлагая ребенку выбрать, что лучше пахнет. После того, что вы убедились, что ребенок сделал вдох носом, предложите другое задание. Логопед нюхает вату, смоченную духами и высушенную, открывая рот и произнося – а -, как хорошо пахнет. Ребенку предлагается сделать то же самое. При повторе вата под реакцией воздушной среды отлетает, поэтому логопед предлагает поиграть с ватным шариком. При этом носом вдыхая воздух ребенок пытается выдохнуть и направить воздушную струю на убегающую вату. Во время выполнения этого задания ребенок должен сидеть так, чтобы комочек ваты находился чуть ниже его рта. При выдохе не поднимать плечи, не сжимать крылья носа, не вызывать напряжения мышц лица и плечевого пояса. Выдох легкий – рот раскрыт широко. Верхняя губа максимально приподнята и в процессе образования воздушной струи не участвует. В работу добавляются гласные звуки – и, о, у, э. Регулирует данное занятие формирование делать носовой вдох и ротовой выдох, произносить гласные звуки на ротовом выдохе, что является базовым компонентом для снятия назальности.

Данные виды работы выполняются при снятом аппарате. Рекомендуются игры с водой, так как вода более плотное вещество и активнее раздражает чувствительные зоны ротовой полости.

Упражнения:

1. Набрать в рот воду и подержать.

2. Набрать и прополоскать рот.

3. Набрать + сплюнуть и широко открыть рот выбрасывается с воздухом, так как способствует формированию ощущения наличия воздуха и способности регулировать его перемещение.

Эти виды работ совмещены с произношением гласных звуков, что обеспечивает озвучивание выдоха. Отрабатывается качество произношения и артикуляции. При отработке артикуляции познается особое внимание на звуки [и, ы, у] - дети плотно смыкают челюсти, для предотвращения чего шпатель деревянный или пластмассовую палочку, трубочку 18 – 10 мм - Æ). Материал для контроля воздушной струи следует менять (вата перья и т. д.).

Правило: воздушная струя при выдохе не должна встречать никаких препятствий.

Когда у ребенка не получается чистый гласный звук без назальности следует эти задания отрабатывать на шепоте, наращивая силу голоса, напоминая об улыбке и положении верхней губы. Когда ребенок научился произносить изолированно гласные звуки, а воздушная струя стала протяжной и целенаправленной. Начинается автоматизация звуков. С начала отрабатывается в двойных цепочках. В этом случае не используются йотированные гласные [е, ё, ю, я]. Затем в тройных цепочках:

а – э – а а – ы – а а – и – а а – о – а а – у – а

аэыиоу – сохраняется как в двойных, так и в тройных цепочках.

Постепенно осуществляется автоматизация в словах (в начале слова затем в ударных позициях – затем в безударных позициях). Дети легко усваивают смысловые и правила произношения слов, но следует брать в работу более двух звуков и более пяти слов.

Оля Аня Овощи Алеша Осень Алиса

Ослик Арбуз Окна Альбом Апельсин.

Данные слова отвечают артикулярным возможностям детей и понятны по смыслу первый слог протягивается и пропевается, даже если не стоит под ударением. После закрепления изолированных гласных звуков к работе подключают ряд согласных, которые ребенок может произнести изолированно.

В работе с согласными звуками следует придерживаться правила: сначала ребенок принимает правильную позу заданных звуков, регулирует дыхание (носовой вдох и ротовой выдох с произнесением звуков). После закрепления изолированных согласных проводится автоматизация в слогах. Очень важно добиться четкого произношения гласных звуков в позиции после согласного.

Гласный звук является стержневым в слове и от качества его произношения зависит качество звучания слога и слова, наличие или отсутствие носового оттенка. Работа над согласным звуком включает два раздела – отработку твердых и мягких пар. В некоторых случаях введение мягких звуков требует дополнительной подготовки артикуляционного аппарата, хотя в большинстве случаев уточнение нарушения мягких пар осуществляется в аналогии с работой над твердым звуком.

Работа над согласными звуками делится на три этапа.

Первый этап: и, х, х¢, в, в¢, ф, ф¢.

Второй этап: м, к, к¢, г, г¢, п, п¢, б, б¢, т, т¢, д, д¢.

Третий этап: л, с, с¢, з, з¢, ц, ш, ж, ч, щ, р, р¢.

Данная последовательность дает возможность ставить звуки на основе артикуляции предыдущих, постепенно усложняя. В зависимости от особенностей артикуляционного аппарата, меняется очередность звуков. Носовые согласные (м, н, м¢, н¢) у детей с врожденной расщелиной неба не нуждается в постановке, но требуется корректировка в словах и предложениях. Одним из самых легких согласных является [х]. После закрепления проводится автоматизация в слогах, словах. Речевая моторика должна быть хорошо знакома ребенку. При работе с парой глухих звуков у детей лучше получаются глухие звуки, но только после закрепления глухих звуков начинают постепенно включать голос и формировать произношение звонких звуков.

Выше перечисленные формы работы могут успешно проводиться с детьми имеющими расщелину губы и неба. Полноценное восстановительная терапия до проведения уранопластики может проводиться не только по устранению нарушений лексико – грамматической стороны, но и по звукопроизношению. Данные виды работы очень важны, так как позволяют значительно облегчить работу по коррекции звука в послеоперационный период.

Раннее начало логопедической работы предупреждает формирование патологических стереотипов, которые усугубляются, закрепляются и значит усложняют проведение восстановительных мероприятий. Раннее начало коррекционных мероприятий приводит к их завершению в более сжатые сроки. Логопедическая работа с детьми раннего возраста является первой ступенью, которая обеспечивает своевременную подготовку детей к школе, к общению со сверстниками, сглаживает многие отрицательные последствия, приводящие к снижению социального статуса у детей с данной патологией.

 

ТЕСТ

1. Ринолалия - это:

А. изменение тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;

Б. нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо – физиологическим дефектом речевого аппарата;

В. нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

2. Ранняя помощь детям с отклонениями в речевом развитии подразумевает:

А. диагностику нарушения непосредственно после рождения, помощь направляется не только на ребенка, но и на все его социальное окружение;

Б. диагностика нарушения начинается с момента, когда у ребенка начинают появляться в речи первые слова;

В. диагностику нарушения начинают с момента обращения родителей к специалистам, помощь направлена непосредственно на ребенка.

3. Для нормального произношения звуков речи необходимым условием является:

А. только слабое небно-глоточное смыкание;

Б. отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой;

В. отделение мягкого неба от носовой полости.

4. Для успешности коррекционной работы в раннем возрасте задания должны:

А. строиться по принципу частой смены видов деятельности;

Б. длиться 20 – 25 мин.;

В. проводиться один раз в неделю.

5. Коррекционные занятия должны начинаться с:

А. повторением упражнений, заданных на дом;

Б. артикуляционной гимнастики;

В. игр на концентрацию внимания.

6. Выберете правильную последовательность этапов коррекционной работы:

А. подготовительный, дифференцировка звуков в словах, постановка звуков, автоматизация звуков;

Б. подготовительный, постановка звука, автоматизация звука;

В. подготовительный, постановка звука, автоматизация звука, дифференцировка звуков в словах.