Делегирование полномочий и ответственность

Сущность и особенности делегирования полномочий. Распределение ответственности при делегировании полномочий. Порядок делегирования полномочий. Следствия делегирования полномочий. Осуществление контроля при делегировании полномочий. Влияние делегирования полномочий на мотивацию персонала.

Средством для достижения нормальных взаимоотношений между уровнями управления является делегирование полномочий, что означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.

Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.

Ответственность – это обязательство выполнить поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. При делегировании полномочий ответственность не делегируется, не снимается с самого руководителя, хотя и распространяется на подчиненного.

Полномочия – это организационно закрепленные ограниченные права использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение определенных задач. Полномочия бывают линейные (передаваемые от начальника к подчиненному) и штабные (право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу).

Порядок делегирования полномочий:

1. Поручение работникам индивидуальных конкретных заданий.

2. Предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным.

3. Формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.

Следствия делегирования полномочий:

а) Руководитель освобождается от выполнения рутинной работы и получает время для решения творческих вопросов.

б) Делегирование полномочий является своеобразной формой повышения квалификации сотрудников и способствует максимальному использованию их знаний и опыта.

в) Делегирование является большим стимулом в работе подчиненных, которые начинают чувствовать себя хозяевами на участках работы, поощряет инициативу, приучает к самостоятельности и готовит людей к перемещению на более высокие должности. Делегирование полномочий - это тот случай, когда убивают сразу несколько зайцев.

Особо деликатный аспект принципа делегирования — организация контроля за действиями подчиненных. Постоянная опека только вредит. Отсутствие контроля может привести к срыву работ и анархии. Решение проблемы контроля — в четко налаженной обратной связи, в свободном обмене информацией между коллегами и, конечно, в достаточно высоком авторитете и управленческом мастерстве руководителя.

Главная практическая ценность принципа делегирования полномочий состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел, рутинных операций и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня. Одновременно этот метод является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников, способствует мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности.

 

Планирование как функция менеджмента

Понятие «цель», «план». Сущность, цель и задачи планирования на предприятии. Планирование, как управленческая функция. Планирование, как способ принятия управленческого решения. Виды планов. Виды планирования.

Понятие целей и планов – неотъемлемая часть любого общества.

Цель – это желаемое состояние будущего, достичь которого, и пытается организация. Значение целей определяется тем, что каждая организация существует ради некого результата, а цели позволяют как определить его, так и довести информацию до сотрудников и общества. План является маршрутом движения организации к поставленным целям, включающим в себя схемы распределения ресурсов, различные графики, промежуточные задачи. Цели – конечные результаты; планы – имеющиеся в распоряжении на текущий момент средства. Термин планирование объединяет цели и планы то есть это процесс определения целей организации и средств их достижения.

Планирование – одна из общих функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения, заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.

Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Этапы планирования:

1. Организационно-подготовительный этап, на котором создаются организационно-методические предпосылки для успешной плановой деятельности (определяются разработчики плана, сроки разработки, методическое обеспечение, информационное обеспечение).

2. Этап разработки проекта плана, на котором редактируются цели и задачи плана, выбираются его форма и структура, определяются формы и методы деятельности, определяются сроки проведения мероприятий и их исполнители, оформляется проект плана.

3. Этап согласования и утверждения плана. План необходимо согласовывать со всеми заинтересованными лицами.

Этапы планирования могут быть универсальными, однако методы планирования и прогнозирования существенно отличаются.

Виды планов классифицируются по:

- степени охвата (общее и частичное);

- содержанию (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей, оперативное - реализация данной возможности);

- предмету (объекту) планирования (целевое, программное);

- сферам функционирования (производство, маркетинг и сбыт, НИОКР, финансы, материально-техническое снабжение);

- охвату (глобальное, детальное);

- срокам (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное);

- жесткое и гибкое;

- по организационной структуре организации (производственного отделения, дочерней компании и т.д.).

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое, тактическое, оперативное.

Стратегическое (долгосрочное или перспективное) планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности компании и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-20 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Тактическое (среднесрочное) планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.

Операционное (оперативное или текущее) планирование предполагает разработку планов-графиков и обеспечивает выполнение тактических планов.