Автоматизация
Автоматизация звука [х] осуществляется в следующей последовательности. Звук [х'] автоматизируется аналогично.
1.Прямые слоги
Ха-ха-ха-ха-ха
хо-хо-хо-хо-хо
ху-ху-ху-ху-ху
хы-хы-хы-хы-хы
хи-хи-хи-хи-хи
хо-хо-ху-хи-хи
хо-ха-хы-хи-ху
ху-хы-хи-ха-хо
хы-ха-хо-ху-хи
2.Слова с прямыми слогами со звуком [х] в начале, конце и середине слова:
Хата, халва, халат, холм, хомяк, хор, хитрость, хижина, хурма, хулиган, хутор, мох, мех, петух, лапух, духи, нахал, поход, муха, мухомор.
3.Слоги со стечением согласных:
хва-хво-хву-хвы
хво-хву-хвы-хва
хву-хвы-хва-хво
хвы-хва-хво-хву
хла-хло-хлу-хлю-хлы-хле
хло-хлу-хлю-хли-хле-хла
хлу-хлю-хли-хле-хла-хло
хлы-хле-хла-хло-хлу-хлю
4.Слова со стечением согласных:
Хватка, хвоя, хвост, хвощ, хворь, хлам, хлопок, хлюпать, хлеб, прохлада, вахта
5. Словосочетания (проговаривание, выборочное спряжение)
Хватать петуха. Хвалить художника. Ходить по холму. Хочется хлеба. Нюхать духи. Холодная хурма. Похрустеть халвой. Отмахнуться от мухи.
6. Работа с фразой
Договаривание предложений на [х]:
Картинку нарисовал ………… (музыкант, артист, художник).
Продукты хранятся в …………(комоде, холодильнике, столе).
В хлебнице лежит …………(молоко, хлеб, маргарин).
7. Работа в связной речи
Составление рассказов по картинкам:
Кухня, холодильник, хлеб, муха.
Охотник, хомяк, мох, холм.
Заучиванеие стихотворений
Хомяк зимою, в холод лютый
Не хочет мерзнуть ни минуты.
Хитрец холодною порой
Храпит в хоромах под землей. (В. Лунин)
Дифференциация
В случае хитизма работа над звуком [х] заканчивается этапом автоматизации ввиду отсутствия замен или смешений искомого звука. При парахитизме после автоматизации нарушенного звука необходимо проведение работы по дифференциации [х] от зуков-заменителей [к], [с], [т]. Логопед обращает внимание ребёнка на различия не только в звучании, но и в артикуляции. Дифференциация проводится в слогах, словах, предложениях, стихотворениях и рассказах. Работу можно будет считать законченной лишь тогда, когда будет постоянно правильно употреблять эти звуки в самостоятельной речи.
ЛИТЕРАТУРА
1.Зиндер Л.Р. Общая фонетика, М.– Академия, 1979.
2.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика, М. – Владос., 2003
3.Дьякова Е.А. Логопедический массаж, М. – Академия, 2003
4.Ковшиков В.А. Исправление нарушения различения звуков, Спб. – САТИС., 1995
5.Логопедия под ред. Л.С. Волковой, М. – Владос., 2006
6.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов, М. – Владос., 1999
7.Российская Е.Н. Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи, М. – АРКТИ., 2003
ТЕСТ
1. Артикуляции звука [x] характерно:
А. Кончик языка опущен и значительно отдалён от нижних зубов, а задняя часть спинки языка смыкается с нёбом.
Б. Кончик языка находится за нижними резцами, средняя часть спинки языка образует щель с нёбом.
В. Кончик языка опущен и отдален от нижних зубов, задняя часть языка приподнята к нёбу, образуя с ним щель.
2. Какие наиболее оптимальные артикуляционные упражнения подходят для постановки звука [x]:
А. «Заборчик», «Трубочка», «Чашечка», «Лопаточка».
Б. «Прятки», «Горка», «Катушка», «Киска сердится».
В. «Вкусное варенье», «Качели», «Иголочка», «Горочка».
3. Механический способ постановки звука [x] заключается в следующем:
А. от [с] или [са]
Б. от [т] или [та]
В. от [з] или [за]
4. Способ постановки звука [х] по подражанию:
А. “покашляем “
Б. “ погреем ручки”
В. “сдуваем шарик”
5. Мягкий звук [х’] отличается в артикуляции от парного твёрдого звука перемещением щели, образуемой языком и нёбом:
А. вперёд, к средней части,
Б. к передней части,
В. к задней части.
Ответы: 1- В; 2 – Б; 3 – А; 4 – Б; 5 - А.