Автоматизация
Автоматизация включает прямые слоги, слова с прямыми слогами, слоги со стечением согласных, слова со стечением согласных и д.т. На конце слова звук [г] оглушается и произносится как [к] или [х], поэтому слова заканчивающиеся на [г], для автоматизации этого звука не используются.
Автоматизация звука[г¢] проводится только в прямых слогах, словах и фразах с ними, поскольку обратные слоги с мягким звуком [г¢] не употребляются в фонетической системе русского языка.
1. Автоматизация звука в открытых слогах:
Маленькие гусята гогочут:
ги-ги-ги (ге-ге-ге)
га-га - га-га-га га-го-гу-гы
го-го - го-го-го го-гу-гы-га
гу-гу - гу-гу-гу гу-гы-га-го
гы-гы -гы-гы-гы гы-га-го-гу
2. Автоматизация звука в начале слова перед гласным звуком:
газета, газон, голова, голубь, горох, губы, Галя, гуси, гири, герб, губка, гул.
3.Автоматизация звука в закрытых слогах:
аг, уг, ог, иг, ыг
4. Автоматизация звука в конце и середине слова:
дорога, книга, бумага, телега, кольчуга.
бигуди, выгода, коготь, загар, лягушка.
5.Слоги со стечением согласных:
гда-гдо-гду-гды гва-гво-гву-гвы гна-гно-гну-гны
гма-гмо-гму-гмы агн-огн-угн-ыгн мга-мго-мгу-мгы
6.Слова со стечением согласных:
глаза, гладиолус, глобус, гном, гвоздь, грабли, грач, штанга
7.Словосочетания:
голубой вагон, белая бумага, вкусная ягода, молодой юнга, горит огонь
8. Работа над предложением: составить предложение из слов:
Гоша, герой, голуби, гонял.
9. Автоматизация в связной речи с использованием стихотворений и рассказов:
В небе гром, гроза,
Закрывай глаза.
Грома нет, трава блестит,
В небе радуга горит.
В огороде гуси ущипнули Люсю, и болела долго у неё нога.
- Я вам, злые гуси! - погрозила Люся.
А они в ответ ей "Га-гага!".
Лиса и гусята
Галя гонит гусей и гусят на поляну. Галя пасёт гусей и гусят. Гуси и гусята наелись и улеглись спать. А лиса тут как тут. Галя, береги гусей и гусят. А гуси не видят лису. Лиса хватает одного гусёнка и несёт его голодным лисятам. Лисята наелись и стали веселы и довольны.
Скороговорка.
Говорила им горилла, приговаривала.Говорила, говорила, приговаривала.
Дифференциация
При дифференциации [г] от [д] логопед обращает внимание ребёнка на различия не только в звучании, но и в артикуляции. Дифференциация проводится в слогах, словах, предложениях, стихотворениях и рассказах. Работу можно будет считать законченной лишь тогда, когда будет постоянно правильно употреблять эти звуки в самостоятельной речи.
ЛИТЕРАТУРА
10. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи. М. 1991.
11. Игры в логопедической работе с детьми/ под ред. В.И. Селиверстова. М. 1998
12.Исправление недостатков речи у дошкольников / Под. ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1971. - 145 с.
13.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. - М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1998. - 136 с.
14. Логопедия / Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1999. - с. 86-131.
15. Логопедия/ под ред. Л. С. Волковой. М. 2006.
16. Мелеховд. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1999. - с. 86-131.
15. Логопедия/ под ред. Л. С. Волковой. М. 2006.
16. Мелехова Л.В., Фомичёва М.Ф. Речь дошкольника и её исправление. - М.: Просвещение. - 1967. - 97 с.
17. Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения// Основы теории и практики логопедии. М. 1968.
18. Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 1985. - 132 с.
19. Тимонен Е. И. Формирование лексико-грамматических навыков. СПб 2004.
20. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. - М.: Просвещение. - 1993. - 99 с.
21. Фомичёва М.Ф. Воспитание правильного произношения. - М.: Просвещение. - 1971.- с. 38-87.
22. Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959. - 197 с.
ТЕСТ
1.Артикуляция мягкого [г¢] отличается от твердого тем, что:
А. Язык, образует смычку с небом, подвигается вперед;
Б. Задняя часть спинки языка не образует смычку;
В. Кончик языка плотно прижат к альвеолам нижних зубов.
2. При каком виде нарушения произношения акустическим эффектом является хлюпающий звук:
А. Проторном произношении;
Б. Боковом произношении;
В. Гортанном произношении.
3. Упражнение «Горка» применяется с целью:
А. Выработки подъёма задней части языка к нёбу;
Б. Укрепления мышц челюсти;
В. Выработки широко распластанного языка.
4.При произнесении звука [г] голосовые связки
А. Разомкнуты;
Б. Сомкнуты;
В. Сомкнуты и вибрируют.
5.Какие слова для автоматизации звука [г] не используются:
А. Пирог;
Б. Игра;
В. Герой.
Ответы: 1- А; 2 – Б; 3 – А; 4 – В; 5 - А.