Автоматизация
Автоматизация звука [к] начинается с прямых слогов (ка, ко, ку, кы), затем в обратных слогах (ак, ок, ук, ык). Для многократного их повторения логопед подбирает соответствующие звукоподражания и картинки-образы, например: ко-ко-ко – кудахчет курица: ку-ку, ку-ку – кукует кукушка. Затем происходит автоматизация звука в словах. Для этого логопед рисует изображения предметов, животных, в названиях которых звук [к] находится в начале слова (камень, колесо кабан), в конце (мак, сок, совок), в середине (акула, юбка, собака).
С отработанными словами логопед вместе с ребенком придумывает фразы и предложения. Например, Колесо скатилось в канаву. Продолжить предложения: У кошки родились… (котята, поросята, лисята). Катя качается на… (велосипеде, качели, скамье). На пальме растет… (кокос, ананас, огурец).
Заучиваются скороговорки: Купи кипу пик. Около кола колокола. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Затем автоматизация звука [к] проводится в стихотворениях, рассказах. Например, составить рассказы со словами: тарелка, клубника, девочка; клоун, цирк, акробат, дрессировщик. Составление рассказа по сюжетной картинке, например, «цирк».
После автоматизации [к] начинается работа над [к¢] сразу в сочетании с гласными и, е, я. Например, подражая пению различных птиц, ребенок говорит: ки-ки…, ке-ке…(при этом логопед следит, чтобы губы растягивались в улыбку).
Когда будет усвоено произношение этих слогов, следует переходить к автоматизации [к¢] в словах. В первую очередь берут слова, в которых звук [к¢] стоит в начале (кисель, кит, кепка); потом в середине (маки, яблоки, ботинки). Употребление звука [к¢] в конце слов не характерно для русского языка.
С отработанными словами ребенок с помощью логопеда состовляет предложения. Например, Никите купили кеды и кепку. Затем логопед подбирает стихи, потешки, рассказы для закрепления звука [к¢] во фразовой речи ребенка.
Дифференциация
Заканчивается работа этапом дифференциации поставленных звуков и звуков – заменителей ([д],[т], [д¢], [т¢]). При этом логопед обращает внимание ребенка на различие не только в звучании, но и в артикуляции. Дифференциация этих нарушенных звуков проводится в слогах, словах, предложениях, стихотворениях и рассказах. Работу можно будет считать законченной лишь тогда, когда ребенок будет постоянно правильно употреблять эти звуки в самостоятельной речи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи. М. 1991.
2. Игры в логопедической работе с детьми/ под ред. В.И. Селиверстова. М. 1998
3. Логопедия/ под ред. Л. С. Волковой. М. 2006.
4. Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения// Основы теории и практики логопедии. М. 1968.
5. Тимонен Е. И. Формирование лексико-грамматических навыков. СПб 2004.
6. Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. – М.,1999.
7. Филичева Т.Б. Основы логопедии. – М.,1989.
8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М.,1993.
9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. –М.,1992.
ТЕСТ
1.Каппацизмом является:
А. Замена и искажение [к];
Б. Искажение и отсутствие [к];
В. Искажение [к].
2. При произнесении звука [к] голосовые складки:
А. Сомкнуты и вибрируют;
Б. Разомкнуты и вибрируют;
В. Разомкнуты и не вибрируют.
3. С механической помощью звук [к] ставиться:
А. от [т], нажимая шпателем на переднюю часть спинки языка;
Б. от [к¢], нажимая шпателем на среднюю часть спинки языка;
В. от [т], поднимая шпателем переднюю часть спинки языка.
4.В каком случае могут возникнуть ошибки в письменной речи:
А. При фарингальном произношении;
Б. При нечетком боковом произношении;
В. При паракаппацизме.
5.Автоматизация [к¢] начинается:
А. После автоматизации [к];
Б. Совместно с автоматизацией [к];
В. После автоматизации [к] в словах.
Ответы:1- Б; 2 – В; 3 – А; 4 – В; 5 - А.