Дифференциация

Если при ламбдацизме исправление звука [л] заканчивает­ся этапом автоматизации, то в случаях параламбдацизма необ­ходимо провести полную дифференциацию этого звука и его за­менителя (в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи).

Если необходима работа над дифференциацией коррелянтной пары звуков, т.е. в данном случае [л] и [л'], используются:

1. Упражнения по произнесению слов, включающих мягкий и твердый звук

пола – поля,

лавка – лямка,

игла – земля,

лов – Лева.

2. Упражнения, где попеременно предъявляются картинки, содержащиезвуки[л] и [л'] и не содержащие их. Дети должны правильно назвать предметы, изображенные на них.

3. Упражнения по дополнению предложений словами, где встречаютсязвуки [л] и [л']. Затем идет работа с текстами.

В других случаях параламбдацизма работа по дифференциации звуков идет по такой же схеме. Кроме того, необходимо провести сравнение звуков по фонетическим и артикуляционным признакам, тактильным и мышечным ощущениям. Будут полезны тренировки в произношении слов – паронимов, проводится работа по классификации слов по звукам, также упражнения на самостоятельный подбор слов, содержащих то или иной звук. Т.е. процесс дифференциации строится на операциях сравнения, которые проводятся детьми наиболее успешно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. М., 1994.

2. Дефектологический словарь. М., 1970.

3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фоне­тика. М., 1976.

4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1959.

5. Жинкин Н.И. Сенсорная абстракция // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.

6. Основы логопедии // Под ред. Т.В. Волосовец. М., 2000.

7. Правдина О.В. Логопедия. 2-е изд. М., 1973.

8. Pay Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произно­шения фонем // Основы теории и практики логопе­дии. М., 1968.

9. Расстройства речи у детей и подростков // Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969.

10. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произноше­ния. М., 1971.

11. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.

12. Хрестоматия по логопедии //Под ред. Л.С.Волко­вой, В.И.Селиверстова. М., 1997. Ч. I.

ТЕСТ

1. Определите вид дислалии: «Гистья гетом зегёные»:

А. заднеязычный ламбдацизм

Б. небный ламбдацизм

В. параламбдацизм

2. При каком виде ламбдацизма слышится правильный звук [л], только артикуляция его немного изменена:

А. межзубном

Б. носовом

В. такого не бывает

3. Речь какого ребенка представлена в предложении: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа»:

А. не выговаривающего звук [л]

Б. пропускающего звук [л]

В. не выговаривающего альвеолярные звуки

4. Используется постановка звука [л] через:

А. межзубное произношение

Б. губно-губное произношение

В. двугубное произноешние

5.Вспомните, какие способы постановки звука [л] вы знаете. Часто используется механическая помощь:

А. не используется

Б. используется часто

В. постановка только по подражанию

Ответы: 1 – В, 2 – А, 3 – Б, 4 –А, 5 –Б