Дифференциация
При сигматизме работа над звуком заканчивается этапом автоматизации — ввиду отсутствия замен или смешений искомого звука. При парасигматизме работа над звуком заканчивается этапом дифференциации искомого звука со звуком-заменителем (сначала на слух, а затем в произношении). Дифференциацию свистящих и шипящих звуков рекомендуется проводить примерно в такой последовательности: с-з, с-ц, с-з-ц, ш-ж, с-ш, з-ж, с-ч, ц-ч, с-щ.
В качестве примера предлагается описание последовательности логопедической работы по дифференциации звуков [с]и[ш].
1. Дифференциация изолированных звуков [с] и [ш].
С опорой на произнесение звуков, на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения дети уточняют, что при произношении звука с губы растянуты как бы в улыбке, а при произношении звука [ш] губы вытянуты вперед. Кончик языка при звуке [с] прижимается к альвеолам нижних резцов, а при звуке [ш] кончик языка поднимается к альвеолам верхних резцов (но не смыкается с ними).
С помощью тактильных ощущений тыльной стороны ладони определяется, что воздушная струя при произношении звука [с] узкая и холодная, а при произношении звука [ш] - широкая и теплая. Подул теплый ветерок - ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. Подул холодный ветер - с-с-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками.
Речевые звуки сравниваются с неречевыми звучаниями. Для этого используются картинки, на которых изображены змея и вода, текущая из крана. Звук [с] соотносится с шумом воды, текущей из крана, звук [ш] - с шипением змеи.
Сравниваем на слух звуки [с] и [ш], произнося попеременно эти звуки хором, индивидуально, по рядам и т. д.
Для закрепления предлагаются следующие упражнения:
o Определить звуки по беззвучной артикуляции;
o Определить артикуляцию произнесенного логопедом звука, при этом с целью исключения опоры на зрительное восприятие нижняя часть лица закрывается.
2. В слогах. Подружились звуки [с] и [ш] с гласными звуками. Звук [с] подружился со звуком [а] - са. Аналогичные задания проводятся с другими звуками. Гласный звук [о] подружился вначале со звуком [с], а затем - со звуком [ш] и получились слоги со, шо. Познакомились слоги са - ша, су – шу, со- шо. Потом решили поговорить друг с другом: «Са-са. Ша-ша» (удивленно, с оживлением), «Су-су! Шу-шу!» (восхищенно), «Со-со-со. Шо-шо-шо» (грустно).
Упражнения для закрепления:
o Поднять соответствующую букву после произнесения слогов со звуками [с] и [ш]: са, ша, со, шу, ши, сы, ши, те;
o Придумать слоги со звуками [с] и [ш].
o Преобразовать слоги, заменяя звук [с] звуком [ш] и наоборот.
3.В словах.Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используются различные задания по формированию фонематического анализа: установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука, определение последовательности, количества и места звука в слове:
o Выделить слова со звуком [с],затем [ш].Слон, шкаф, сыр, шар, зонт
o Определить, какой звук ([с] или [ш]) в словах. Логопед называет слова, в которых звуки [с] и [ш] находятся в начале, а затем в середине и в конце слова.
oСлон, сумка, шуба, скатерть; мышка, крыса, колбаса, лошадь; насос, пылесос, карандаш, малыш.
o Определить место звуков [с] и [ш] в словах (начало, середина, конец). Вначале уточняется, какой звук в слове ([с] или [ш]), затем определяется его место в слове. Стул, скамейка, шарф, шофер, камыш, лапша, сапки, косы, мышь, лес, овес, миска, машина, косынка, крыша.
o Подобрать слова со звуком [с]или [ш] в начале, в конце, в середине слова.
o Разложить картинки со звуками [с] или [ш] под соответствующими буквами.
o Звуковой анализ слов миска, мишка. Сравнение этих слов: определить значение, сравнить звучание этих слов и найти, в чем их различие.
4. Дифференциация звуков с и ш в предложениях.
Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках, рифмовках-путаницах.
Са-са-са, на луне сидит лиса.
Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ.
Кошка ловит «миску», Мама моет «мышку». На виду у детворы «Крысу» красят маляры Пожарный носит «кашку», Саша ела «каску». Танцует Миша в «машке», Конфету дали «маске».
5. Дифференциация звуков [с] и [ш] в связной речи
Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих звуки [с] и [ш].
Вставить в текст пропущенные буквы [с]и [ш].
В саду
В на...ем ...аду кра...иво. По...пели кра...ные ей...ни. На ветках ви...ят боль...ие гру...и. Деду...кахоро...о ухаживает за ...адом.
6.Развитие фонематического анализа и синтеза. Возьмите первые звуки из слов сумка, осень, куст и соедините в слово. Какое слово получилось? (Сок.) Возьмите первые звуки из слов шуба, утка, мак. Какое слово получилось?(Шум.)
7.Развитие фонематических представлений. Из предложенных картинок выбрать предметы, в названиях которых есть звук [с], а потом те, что со звуком [ш].
Придумайте слова со звуками [с], [ш]. А теперь загадайте эти слова друг другу. Называйте только первый и последний звуки слова.
ЛИТЕРАТУРА
1.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
2.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 1999.
3.Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003.
4.Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой – М.,1999
5.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедия. – М: «Просвещение», 1989.
6.Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.
7.Рождественская В. И., Гадина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. – М., 1968.
ТЕСТ
1.Сигматизм является:
А. Фонематическим нарушение;
Б. Фонетическим нарушением;
В. Фонетико-фонематическим нарушением;
2. Аккустическим эффектом является замена исходного звука звуком [ф] при:
А. Губно-зубном парасигматизме;
Б. Боковом сигматизме;
В.Призубном парасигматизме.
3. С какой целью применяется упражнение «кошка сердится»:
А. Для укрепления круговой мышцы рта при сигматизме свистящих;
Б. Для выработки дифференцированных движений кончика языка при сигматизме свистящих;
В. Для выработки широко распластанного языка при сигматизме шипящих.
4.Через межзубное произношение ставят:
А. Боковой сигматизм и призубный парасигматизм;
Б. Губно-зубной парасигматизм и призубный парасигматизм;
В.Боковой сигматизм и свистящий парасигматизм.
5.Для автоматизации каких звуков характерна последовательность: произнесение обратных слогов, произнесение прямых открытых слогов, слогов со стечением согласных.
А. [щ] и [ч];
Б. [щ] и [ц];
В. [ч] и [ц].
Ответы: 1- Б, 2 – А; 3 – Б; 4 – А; 5 - В.