Автоматизация

Работа над произнесением слога с автоматизируемыми звуками[с], [з], [ш], [ж], [щ] проводится в следующей последовательности: в прямых открытых слогах (сы, са; шо, шу, ша; щё); в обратных слогах;в слогах со стечением согласных звуков; в словах в начале слова, в конце, в середине; в словосочетаниях; во фразе; в связной речи.

Автоматизация звуков [ч], [ц] начинается с произнесения обратных слогов (ач-оч-уч; ац-оц-ец), затем прямых открытых слогов (ча-чо-чу-чи; ца-цо-цу-цы) и, наконец, слогов со стечением согласных (что-чте-чту-чти).

При межзубном сигматизме свистящие легче автоматизируются и быстрее вводятся в речь в обратных слогах, затем в словах типа: нас, нос, ус или же при стечении согласных: стук, скот, свод, зной, звук, знамя, змей, знакомый, знатный и др.

Примеры заданий по автоматизации звука [с]:

1.В прямых открытых слогах:

Са-са-са — вот летит оса.

Со-со-со — вот колесо.

Су-су-су — книгу я несу.

Сы-сы-сы — вот автобусы.

2.В обратных слогах:

Ас-ас-ас — вот ананас.

Ос-ос-ос — много ос.

Ус-ус-ус — ягодный мусс.

Ыс-ыс-ыс — вот мыс.

Ис-ис-ис — конфета «Кис-кис».

3.В слогах со стечением согласных звуков:

Ста-сто-сту-сты;

сма-смо-сму-смы;

сна-сно-сну-сны;

ска-ско-ску-скы;

сва-сво-сву-свы.

4.В словах:

Самокат, сани, совы, соки, сода, лиса, коса, оса, колесо, весы, автобусы, носок.

5.Во фразе:

Закончи предложения.

Десять дней Айболит не ест, не пьет и не ... (спит).

Динь-дон, динь-дон

В переулке ходит ... (слон).

Вдруг видят: стоит у колес Огромный взъерошенный ... (пес).

Повтори чистоговорку.

У Сони сани едут сами.

6.Во фразовой речи:

Расскажи стихотворение.

Синее небо, синие тени,

Синие ели — это весна!

В синем лесу этот запах весенний

Всех обитателей будит от сна.

Пересказ текста.

В саду стоит скамейка. На скамейке сидят дед Семен, Света и Сева. В саду стоят стулья и стол. Света и Сева будут лепить из глины. Света вылепила стакан и сову. Сева вылепил аиста и автобус.

Составление текста по картинке.