Автоматизация
Работа над произнесением слога с автоматизируемыми звуками[с], [з], [ш], [ж], [щ] проводится в следующей последовательности: в прямых открытых слогах (сы, са; шо, шу, ша; щё); в обратных слогах;в слогах со стечением согласных звуков; в словах в начале слова, в конце, в середине; в словосочетаниях; во фразе; в связной речи.
Автоматизация звуков [ч], [ц] начинается с произнесения обратных слогов (ач-оч-уч; ац-оц-ец), затем прямых открытых слогов (ча-чо-чу-чи; ца-цо-цу-цы) и, наконец, слогов со стечением согласных (что-чте-чту-чти).
При межзубном сигматизме свистящие легче автоматизируются и быстрее вводятся в речь в обратных слогах, затем в словах типа: нас, нос, ус или же при стечении согласных: стук, скот, свод, зной, звук, знамя, змей, знакомый, знатный и др.
Примеры заданий по автоматизации звука [с]:
1.В прямых открытых слогах:
Са-са-са — вот летит оса.
Со-со-со — вот колесо.
Су-су-су — книгу я несу.
Сы-сы-сы — вот автобусы.
2.В обратных слогах:
Ас-ас-ас — вот ананас.
Ос-ос-ос — много ос.
Ус-ус-ус — ягодный мусс.
Ыс-ыс-ыс — вот мыс.
Ис-ис-ис — конфета «Кис-кис».
3.В слогах со стечением согласных звуков:
Ста-сто-сту-сты;
сма-смо-сму-смы;
сна-сно-сну-сны;
ска-ско-ску-скы;
сва-сво-сву-свы.
4.В словах:
Самокат, сани, совы, соки, сода, лиса, коса, оса, колесо, весы, автобусы, носок.
5.Во фразе:
Закончи предложения.
Десять дней Айболит не ест, не пьет и не ... (спит).
Динь-дон, динь-дон
В переулке ходит ... (слон).
Вдруг видят: стоит у колес Огромный взъерошенный ... (пес).
Повтори чистоговорку.
У Сони сани едут сами.
6.Во фразовой речи:
Расскажи стихотворение.
Синее небо, синие тени,
Синие ели — это весна!
В синем лесу этот запах весенний
Всех обитателей будит от сна.
Пересказ текста.
В саду стоит скамейка. На скамейке сидят дед Семен, Света и Сева. В саду стоят стулья и стол. Света и Сева будут лепить из глины. Света вылепила стакан и сову. Сева вылепил аиста и автобус.
Составление текста по картинке.