Цель и задачи работы. Отчётность

ГЕОМЕТРИЯ ЛЕЗВИЙНЫХ РЕЖУЩИХ ИНСТРУМЕНТОВ

Методические указания к лабораторной работе

По дисциплине

 

РЕЖУЩИЙ ИНСТРУМЕНТ

 

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки

Бакалавров 151900 «Конструкторско-технологическое

Обеспечение машиностроительных производств» по профилям подготовки «Технология машиностроения»,

«Металлообрабатывающие станки и комплексы»

Всех форм обучения

 

 

Нижний Новгород 2013


Составители: Г В Гостев, И Л Лаптев

 

УДК 621.9 (075.8)

 

 

Геометрия лезвийных режущих инструментов: Методические указания к лабораторной работе по дисциплине «Режущий инструмент» для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» по профилям подготовки «Технология машиностроения», «Металлообрабатывающие станки и комплексы» всех форм обучения/ НГТУ; Сост: Г В Гостев, И.Л.Лаптев. Н Новгород, 2013.- 14 с.

 

Рассмотрены виды режущих инструментов, их общие конструктивные элементы, элементы лезвия, даны понятия простейших кинематических схем резания, систем координат и их плоскостей, даны определения углов лезвия, представлены схемы их измерения с помощью специального угломера. Приведён пример построения эскиза проходного резца и рекомендации по эскизированию других инструментов.

 

ИВЦ ИПТМ. Учебно-методические комплексы кафедры «Технология и оборудование машиностроения». УМК «Режущий инструмент». Методичка Геометрия РИ 2013.doc.

 

© Нижегородский государственный

технический университет им. Р.Е.Алексеева, 2013.

 
 
 

Работа выполняется бригадами по 3-4 студента.

Цель и задачи работы. Отчётность

Целью лабораторной работы является изучение основных понятий и терминов, относящихся к геометрии лезвийных режущих инструментов всех видов, применяемым в производстве.

Задачи и содержание работы:

1.1. Ознакомиться с режущими инструментами, наиболее часто применяемыми при обработке резанием, и их назначением (резцы - проходные, подрезные, расточные, прорезные, отрезные, фасонные; осевой инструмент – свёрла спиральные, зенкеры, развёртки; фрезы – дисковые, прорезные, отрезные, торцевые, концевые, шпоночные, фасонные, угловые; резьбонарезной инструмент – метчики, резьбовые плашки; протяжной инструмент – протяжка, прошивка (круглые); зуборезный инструмент – зуборезные долбяки, дисковые, концевые, модульные фрезы). Используется дополнительная литература [1-6].

1.2. Изучить конструктивные элементы инструментов (см. с. 4-5).

1.3. Изучить геометрию режущих инструментов (см. с. 5-9).

1.4. Выполнить измерение углов лезвий резцов (см. с. 10-11).

1.5. Выполнить эскизы режущих инструментов, заданных преподавателем (2 резца, осевой инструмент, фреза).

1.6. Выполнить расчет действительных задних углов aД (см. с. 11-12) для условий, заданных преподавателем вариантом таблицы 1.4 журнала-отчета [7].

1.7. Представить отчёт по работе в журнале-отчете [7], передаваемом студентам в электронном виде. Отчет по работе заполняется студентом индивидуально.

В отчете представляются эскизы двух резцов, осевого инструмента, фрезы. В таблицах 1.1 и 1.2 отчета [7] (далее таблица 1) указываются наименования резцов и углы лезвия, полученные в результате измерения. Для некоторых типов резцов (например, для отрезного) заполняются дополнительные столбцы таблиц, в которых указываются углы вспомогательный задний α2 и вспомогательный в плане φ2.

 

Таблица 1. Геометрия инструментов

  Наименование резца Углы резца, град.
Передний γ Задний главный α Резания δ Заострения β Главный в плане φ Вспомогат. задний α1 Вспомогат. в плане φ1 Наклона реж. кр. λ    
                     

 

Отчет подписывается и допускается к защите после исправления студентом всех замечаний преподавателя.

1.8. Получить зачет по работе (ответить на вопросы преподавателя, отчитывается индивидуально каждый студент).

Структура индивидуальной защиты отчёта:

1.8.1. Преподавателем предлагается определенный инструмент.

1.8.2. Студент должен указать название и назначение инструмента. Дается описание схемы работы (форма обрабатываемой поверхности, состав движений инструмента) и конструктивных элементов инструмента (поверхности лезвия, кромки).

1.8.3. Определяется и показывается геометрия инструмента в заданной точке лезвия.

 

2. Охрана труда

При проведении работы в лаборатории должны выполняться требования действующей инструкции по технике безопасности. Особое внимание при выполнении данной работы следует обращать на опасность травматизма при обращении с острозаточенными лезвиями инструментов и возможное падение инструментов. Также следует учитывать обращение с приборами для замера геометрии, обладающими достаточно большой массой.

3. Конструктивные элементы лезвийных инструментов (более детально данный вопрос будет изучаться в курсе “Режущий инструмент”).

Режущие инструменты имеют крепёжно-присоединительную и рабочую часть, с помощью которой осуществляется процесс срезания припуска (рисунок 1).

 
 

 

 


Рабочая часть – это часть режущего инструмента, включающая корпус, на котором располагаются: режущая и (при наличии) калибрующая и направляюще-центрирующая части. Корпус может быть цилиндрической, конической или призматической формы. У осевых инструментов (свёрла, зенкеры, развёртки) его называют сердцевиной.

Режущая часть инструмента состоит из одного или нескольких конструктивно обособленных режущих элементов, которые называют зубьями (у резцов головкой, у свёрл могут называть перьями и т.п.).

Каждый режущий элемент содержит одно лезвие клинообразной формы. Лезвие ограничено передней поверхностью Аg (поверхностью по которой сходит стружка) и задней поверхностью Аa (поверхность, контактирующая с поверхностью обрабатываемой заготовки). Пересечение поверхностей Аg и Аa образуют режущую кромку К.

Обычно на лезвии выполняется две или более режущих кромок. Одна из них главная – та, которая на периметре резания занимает большую часть, другая вспомогательная (рисунок 1). То, что относится к главной режущей кромке, называется главным (главная передняя поверхность (если она не одна), главная задняя поверхность, главная режущая кромка), а то, что относится к вспомогательной режущей кромке, называется вспомогательным. У фасонных инструментов обычно одна режущая кромка – фасонная.

Если режущих кромок больше двух (чаще всего), то им присваиваются другие названия (например, на сверле – поперечная, на резце переходная или радиусная и т.п.).