Социальные причины
1. Глухонемые родители или родители с явными дефектами речи.
2. Длительная госпитализация.
3. Ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний.
4. Отсутствие эмоционально положительного окружения (эмоциональная депривация).
5. Сверхшумное окружение.
6. Психотравмирующая ситуация в семье.
Кроме болезнетворных факторов, непосредственно вызывающих болезненные явления, называемых производящими причинами, действуют еще факторы, способствующие возникновению или развитию болезненных явлений в речи, предрасполагающие к ним. Они часто называются почвой болезни. Почва не оказывает решающего влияния на возникновение и течение нарушений речи. Нарушение возникает и без нее, под воздействием одних производящих причин. Но она облегчает реализацию последних, усиливает их эффективность.
В качестве предрасполагающих факторов могут выступать следующие: остаточные явления раннего органического поражения ЦНС; соматическая ослабленность ребенка; невропатическая конституция ребенка (повышенная нервно-психическая возбудимость); незрелость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной незрелостью; переутомление; недостаточное питание; длительное недосыпание; заболевания внутренних органов; критические периоды в развитии речевой функции; наследственные факторы.
Кроме того,нельзя не учитывать наличие критических периодов в развитии речевой функции. Критический период, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, является предрасполагающим условием к возникновению речевых расстройств.
Первый критический период(1 – 2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом ее развития считается возраст ребенка 14 — 18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.
Второй критический период (3 года), когда, интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т. д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, наблюдаться отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.
Третий критический период (6 — 7 лет) — начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.
Критические периоды развития речи могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами — генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и т. д.
Итак, этиологические факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.
Важными проблемами этиологии речевых нарушений являются:
· изучение причин системных речевых расстройств коркового генеза (алалии, афазии) с учетом локализации, характера и времени поражения мозга;
· определение роли наследственного фактора в возникновении различных видов нарушений речи;
· детальное изучение причин и предрасполагающих условий к возникновению различных форм заикания;
· изучение статистических сведений о распространенности речевых нарушений и их причин.
Анализ этиологии речевых нарушений помогает разграничению «первичных» речевых расстройств, связанных с поражением или дисфункцией речевых механизмов, от «вторичных», наблюдаемых у детей с нарушениями интеллекта или с сенсорными дефектами, а также при различных текущих заболеваниях центральной нервной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бадалян Л.О. Невропатология. М., 1987.
3. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. М., 1981.
4. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992.
5. Понятийно-терминологический словарь логопеда // Под ред. В.И. Селиверстова. М. 1997.
6. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.
ТЕСТ
1. Что означает термин «этиология»:
А. учение о причинах болезней;
Б. область медицины, изучающая патологические процессы и отдельные заболевания;
В. механизмы развития заболеваний и патологических процессов.
2. Кто из нижеперечисленных ученых не занимался проблемой этиологии речевых нарушений:
А. Гиппократ;
Б. Сократ;
В. Аристотель.
3. Основу для изучения этиологии речевых расстройств составляют:
А. эволюционно-динамический подход;
Б. марксистско-ленинская методология;
В. принцип диалектического единства биологического и социального в процессе формирования психики.
4. Кто из отечественных ученых впервые разделил все причины речевых нарушений на внешние и внутренние:
А. Л.С. Выготский;
Б. И.В. Давыдовский;
В. М.Е. Хватцев.
5. Психоневрологические причины речевых нарушений – это:
А. нарушения соотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС;
Б. умственная отсталость, нарушения памяти, внимания и других психических функций;
В. неблагоприятные влияния окружающей среды.
6. Причинами периферических нарушений речи являются:
А. врожденные расщелины языка;
Б. интоксикация мозга;
В. нарушения слуха.
7. К социальным причинам речевых нарушений не относится:
А. длительная госпитализация;
Б. невропатическая конституция ребенка;
В. влияние глухонемых родителей или родителей с явными дефектами речи.
8. Травматическая энцефалопатия относится к:
А. пренатальной патологии;
Б. натальной патологии;
В. постнатальной патологии.
9. Производящие причины нарушений:
А. непосредственно вызывают болезненные явления;
Б. способствуют возникновению или развитию болезненных явлений;
В. не оказывают решающего влияния на возникновение и течение нарушений речи.
10. Сколько критических периодов выделяют логопеды в развитии речевой функции?
А. 3;
Б. 5;
В. 2.
11. В каком возрасте заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций?
А. 5 лет;
Б. 3 года;
В. 7 лет.
Ответы: 1 – А, 2-Б, 3-А, 4-В, 5-Б, 6-А, 7-Б, 8-Б, 9-Б, 9-А, 10-А, 11-Б.