Анализ привлекательности рынка при выработке стратегии организации
Объект анализа внешней среды - РЫНОК как любое взаимодействие продавцов и покупателей, в которое они вступают для торговли, определения цены и количества товара для обмена.
Исследование рынка включает:
¨ изучение потребностей рынка, т.е. условий, при котором на рынке достигается определенное соотношение между спросом и предложением
¨ рыночный спрос и перспективы развития рынка
¨ требования потребителей к товару
¨ изучение отрасли, т.е. субъектов, действующих на рынке
Измеритель рыночного спроса - объем продаж товаров на определенном рынке (в натуральных или стоимостных измерителях), включая товары конкурентов, экспортные товары.
Абсолютный потенциал рынка – максимальный уровень спроса при условии, что потенциальные покупатели эффективно потребляют товар в оптимальном объеме при каждом использовании. Предельный показатель, зависит от стадии ЖЦС.
Текущий потенциал рынка – максимальный уровень первичного спроса в определенное время. Определяется совокупностью контролируемых факторов (суммарные маркетинговые усилия) и неконтролируемых факторов (социально-экономические факторы внешней среды).
Контролируемые факторы:
- Товаркак способ решения проблемы покупателя. Определяется набором потребительских благ товара
- Цена как совокупность издержек, которые несет покупатель, чтобы воспользоваться благами выбираемого решения
Включает все ценовые условия, связанные с покупкой, в том числе
Ø цена отдельной поставки (start up price)
Ø цена владения (ownership cost), включает стоимость всех расходных материалов, комплектующих, необходимого окружения, связанного с использованием товара
Ø условия возможного лизинга
Ø учет возврата старых товаров по цене новых (обновление парка легковых автомобилей в Италии)
Ø помощь в получении кредитов
Ø скидки за оптовую покупку
Ø комиссионные
- Удобство приобретения как место приобретения товара. Определяется сбытовой сетью.
- Коммуникации как средство информирования о достоинствах предлагаемого товара. Определяется используемыми средствами продвижения товара на рынке.
Неконтролируемые факторы:
- ограничения со стороны покупателей (текущие потребности)
- ограничения со стороны конкурентов (конкурентоспособность фирмы и товаров)
- ограничения сбытовой сети (независимые посредники могут иметь свои цели и оказывать давление на фирму-производителя)
ограничения со стороны фирмы (определяется ресурсами фирмы и эффективностью их использования, т.е. сильными и слабыми сторонами)
- ситуационные ограничения как факторы внешней макросреды (экономические, экологические, климатические, демографические и др. факторы, которые влияют на спрос)
Задача маркетинга – идентифицировать наиболее существенные из этих факторов, оценить их возможное влияние на спрос, спрогнозировать их влияние на развитие спроса.