Методика обучения письму и письменной речи
Письмо- это продуктивный вид речевой деятельности, объектом которого является письменная речь.
Рецептивные виды речевой деятельности (на понимание) - чтение, аудирование.
Продуктивные (на производство какого-либо продукта, результата) говорение и письмо.
При обучении письму различают:
1. Графика(написание) и орфография(правила написания) - техника письма;
2. Овладение письменной речью (эссе, сочинение, письменный перевод, реферирование, аннотирование).
Владение письменной речью является показателем образованности человека. Письмо тесно связано с чтением т.к. они являются видами письменной речи. В обоих видах лежит запоминание правил графики и орфографии, осмысление звукобуквенных соответствий и проговаривание написанного. Целесообразно проводить обучение чтению и письму одновременно, однако есть так называемый устный подход: где первую четверть - только устно.
Обучение технике письма(написание и орфография)
С этого начинают обучение технике письма. Графика - буквы. Орфография - правила употребления букв для обозначения звуков (буквосочетания, предшествование и последующие буквы).
Упражнения на технику письма
1.Написание букв. При этом нужно на доске объяснить каждое движение руки. Сущ. прием написания буквы пальцем в воздухе также до введения букв, желательно использовать специальные образцы элементов букв. В английском языке обучают печатному шрифту без наклона.
2. На соединение букв в слоги;
3. Простое копирование слов и предложений;
4. Рядом с заглавной написать прописную букву;
5. Буквы иностранного и русского алфавита написать (которых нет);
6. Написание букв и перечисление их произношения;
7. Написание буквосочетаний и их произношение в транскрипции;
8. Написание транскрипции;
9 Вписать в ряд букв недостающие буквы алфавита;
10. Отсроченное копирование. Учитель пишет слово на доске, читает его, произносит по буквам, и стирает, а ученики пишут его по памяти в тетрадях;
11. Копирование предложений;
12. Выписать из текста слова с каким-либо буквосочетанием;
13. Вставить буквы в слова;
14. Сгруппировать слова по правилу правописания;
15. Диктанты.