Метод мыслительных задач (The Silent Way)
В какой-то мере основан не только на гуманизме, но и на когнитивизме (осознание системы языка). Характеризуется проблемным подходом к процессу изучения языка.
Основатель - Калеб Гаттегно (1972). В нём утверждается, что:
a. необходимо развивать самостоятельность и ответственность учащегося;
b. учащиеся должны взаимодействовать для решения проблем;
c. учителя не должны вмешиваться, когда ученики вырабатывают свои выводы;
d. учитель должен использовать таблицы, картинки и т.д.
Принципы:
a. процесс изучения языка облегчается, если учащиеся сами что-то открывают и познают, а не повторяют и запоминают;
b. процесс обучения облегчается с помощью наглядности;
c. решение проблем совместно с одноклассниками;
d. стимулируются индуктивные процессы, т.е. на базе примеров делаются обобщения самими учащимися.
Этот метод используется в начальной и средней школе как основа развивающего обучения.
Ход урока
Учитель вкратце объясняет тему с использованием рисунков, схем. Он делит класс на жужжащие группы (3-4 человека), которые обсуждают грамматические задания или явления и вместе выводят правила.
Учитель ходит от группы к группе и задаёт вопросы (преимущественно слабым ученикам).
Метод консультаций
Это классический пример гуманистического метода (Community Language Learning). Куран в 1972 году составил его модель. Он был вдохновлен идеями Карла Роджерса о необходимости приятного окружения в классе.
Принципы:
a. ученики рассматриваются не как класс, а как группа людей, нуждающихся в советах и помощи;
b. все члены грумы действуют совместно, чтобы облегчить обучение;
c. к каждой личности относятся уважительно;
d. чувствуется отсутствие напряженности и поддержка товарищей и учителя;
e. страха нет;
f. используется личностно-ориентированный подход, т.е. учитываются интересы и потребности ученика;
g. учащиеся собираются вместе, чтобы им помогли изучать ин. яз.
Ход урока:
a. учащиеся сидят кругом, учитель – за кругом;
b. учащиеся начинают разговор на любую тему на родном языке;
c. учитель переводит каждую реплику, ученики повторяют;
d. разговор записывается на кассету, которая в конце урока прослушивается, анализируется, повторяется.
Преимущества:
a. ученик не боится делать ошибки;
b. затрагивают интересные им темы;
c. домашнее задание в виде прослушивания кассет и их повторения.
Недостатки:
a. нет определенной программы. Учитель может потерять контроль над процессом обучения;
b. успех во многом зависит от переводческих способностей учителя.