Основные понятия методики

Федеральное агентство по образованию и науке РФ

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

Михалевская И.И.

Теория и методика обучения иностранному языку

Сочи 2006

 

 

Печатается по решению кафедры немецкого и французского языков отделения иностранных языков Сочинского государственного университета туризма и курортного дела

 

Автор - составитель: Михалевская И.И. – к.п.н., доцент кафедры

немецкого и французского языков СГУТиКД

 

Рецензенты: к.п.н., доцент кафедры ин.яз. №2 СГУТи КД Семенова Н.Г.

к.п.н., доцент кафедры общего языкознания и переводоведения

Сочинского филиала РГСУ Туова М.А.

 

 

Предисловие

Целькурса лекций по методике преподавания иностранных языков – развить методическую компетенцию у студентов педагогических вузов.

Задачи курса:

· Изучение природы речевых умений (аудирование, говорение, чтение, письмо) и приёмов для их обучения.

· Изучение подготовки поурочных планов и изучение учебников

· Изучение и сравнение методов обучения

· Принципы и теории процесса изучения и обучения языкам

· Обеспечение практического использования полученных знаний.

Структура курса включает 2 части – теоретическую и практическую, которые взаимосвязаны и логически дополняют друг друга. В части 1 рассматриваются основные категории методики – метод, подход, принципы, обучение, приемы. Также обобщаются типы методов. Во второй части (практической) четко дается материал по формированию фонетических, лексических, грамматических навыков и развитию умений аудирования, говорения, чтения, письма.

Данный курс лекций по методике преподавания иностранных языков может служить кратким руководством для молодых преподавателей в их трудной работе. Пособие содержит как теоретические подходы к новым методическим технологиям, так и современные приемы и игры. Основано на работах выдающихся отечественных и зарубежных авторов. Разработано с учетом развивающего обучения. Имеет обобщающие таблицы, игры, схемы. Составлено согласно программе обучения, соответствует государственному методическому стандарту.

Михалевская И.И.

Часть 1

Содержание

Лекция 1. Основные понятия методики……………………………....4
Лекция 2.Методы обучения иностранному языку…………………. 9
Лекция 3. Средства обучения иностранным языкам………………. 22
Лекция 4. Содержание обучения иностранным языкам………… . 23
Лекция 5. Цели обучения иностранным языкам……………………26

Лекция 1

Основные понятия методики

Термин «методика» имеет три значения:

· это учебный предмет

· это наука, теория обучения, исследующая закономерности содержания, приёмы, системы, цели, средства, методы и процессы обучения, а также изучающая процесс учения и воспитания на материале иностранного языка (Ляховицкий).

· это изучение организации и приёмов обучения, а также принципов и теорий, которые лежат в их основе.

Методика – совокупность методических поступков, приёмов, направленных на решение конкретных методических задач. Означает технологию обучения (методика обучения говорению, письму).

Методика включает:

· Изучение природы речевых умений (аудирование, говорение, чтение, письмо) и приёмов для их обучения.

· Изучение подготовки поурочных планов и изучение учебников

· Изучение и сравнение методов обучения

· Принципы и теории процесса изучения и обучения языкам

Методика обучения - наука, исследующая цели и содержание, закономерности, средства, приёмы, методы и системы обучения, а также изучающая процесс учения и воспитания на материале иностранного языка.

Метод – основная линия, определяющая общее направление процесса обучения, структуру и содержание процесса обучения (Карпов, Миролюбов).

· является в большинстве случаев органической частью определенной теории обучения или методической системы (Салистра).

 

· общий замысел для обеспечения особым образом организованной презентации изучаемого языка (Энтони).

· совокупность принципиальных положений, лежащих в основе всех тех приёмов и способов, которые практически используются в процессе обучения (Беляев).

Рассматривая сущность метода, прежде всего, следует исходить из того, что в методике преподавания и смежных науках термин «метод» должен пониматься различным образом. Это можно пояснить тем, что во всех смежных науках упомянутый термин истолковывается по-разному. В самом общем плане метод выступает как способ познания, путь исследования, путь достижения какой-либо цели или же решения определенной задачи.

Приём – элементарный методический поступок, направленный на решение совершенно конкретной задачи преподавания на определенном этапе практического занятия. Серии следующих друг за другом приёмов – это и есть технология учебного процесса.

Метод – обобщённая модель реализации основных компонентов учебного процесса по ин. языку, в основе которого лежит определенная доминирующая идея решения главной методической задачи.

Система обучения - всеобщая модель учебного процесса, соответствующая определенной методической концепции, которой обуславливаются отбор материала, цель, формы, содержание и средства обучения.

Четыре стратегии (системы, подхода) обучения (по Ляховицкому):

1. Бихевиористический подход – в его основе лежат взаимоотношения «стимула» и «реакции». Главная задача обучения состоит в формировании навыков посредством интенсивной тренировки. Учебный материал очень интенсивно прорабатывается до тех пор, пока у учащегося не выработается законченные структуры автоматизированных речевых действий.

2. Индуктивно – сознательный подход. Интенсивная работа над многочисленными примерами, что постепенно приводит к овладению языковыми правилами и речевыми действиями и к усвоению элементов теории изучаемого языка

3. Познавательный подход – усвоение элементов теории изучаемого языка преимущественно в виде работы над изучением правил фонетики, грамматики, словоупотребления. При этом подходе тренировке отводится совсем незначительная роль, а в противовес ей акцентируется сознательное конструированное высказывание на языке.

4. Интегрированный подход – воплощается в органическом соединении сознательных и подсознательных компонентов структуры обучения.

Цель обучения иностранному языку - усвоение учащимся языкового материала, грамматических правил, лингвокультурологических сведений, формирование речевых навыков и умений, развитие абстрактного мышления.

Дидактика – теория обучения, включающая цели, содержание, методы, средства и принципы обучения.

Объектом исследования дидактики являются способы обучения и учения, как нечто данное в природе для передачи опыта одной группы людей другой, одного поколения другому.

Предметом дидактики являются знания, полученные в результате исследования объекта, составляющие общую теорию обучения и включающие образование, преподавание, учение, закономерности процесса обучения и его компоненты.

Типология обучения дидактики включает:

· Иллюстративно – объяснительный тип обучения (объяснение, пример, демонстрация)

· Репродуктивный (повторение)

· Программированный (подкрепление)

· Проблемный (поиск)

В методике обучения иностранному языку существуют следующие типыобучения:

· Ситуационный («метод гувернантки», аудиовизуальный и большинство интенсивных методов)

· Грамматический (включает сознательно – сопоставительный метод, аудиолингвальный, устный метод Пальмера и др.)

· Деятельностный (большинство современных методов связанных с обучением различным видам речевой деятельности: чтению, аудированию, говорению, письму и переводу)

Объект исследования методики обучения иностранному языку – речевая деятельность во всех её проявлениях.

Принцип – совокупность теоретических положений.

Методический принцип обучения – отражающий специфику преподавания ИЯ, основанный на каком-либо подходе. Единой классификации принципов нет. Есть общие и частные специфические принципы.

Общие методические принципы:

1. Принцип дифференцированного подхода к обучению (неоднородность учебного предмета).

2. Принцип управления учебным процессом.

3. Принцип комплексного подхода к мотивации в обучении.

4. Принцип вычленения конкретных ориентиров.

Методика обучения иностранным языкам имеет свой объект исследования, отличный от объекта дидактики – это лингвистические и психологические данные, способные привести к формированию второй языковой личности, т.е. чтобы человек мог воспринимать и понимать мир через иностранный язык.

Предметом являются знания, полученные в результате.

 

Лекция2