Основные понятия методики
Федеральное агентство по образованию и науке РФ
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Михалевская И.И.
Теория и методика обучения иностранному языку
Сочи 2006
Печатается по решению кафедры немецкого и французского языков отделения иностранных языков Сочинского государственного университета туризма и курортного дела
Автор - составитель: Михалевская И.И. – к.п.н., доцент кафедры
немецкого и французского языков СГУТиКД
Рецензенты: к.п.н., доцент кафедры ин.яз. №2 СГУТи КД Семенова Н.Г.
к.п.н., доцент кафедры общего языкознания и переводоведения
Сочинского филиала РГСУ Туова М.А.
Предисловие
Целькурса лекций по методике преподавания иностранных языков – развить методическую компетенцию у студентов педагогических вузов.
Задачи курса:
· Изучение природы речевых умений (аудирование, говорение, чтение, письмо) и приёмов для их обучения.
· Изучение подготовки поурочных планов и изучение учебников
· Изучение и сравнение методов обучения
· Принципы и теории процесса изучения и обучения языкам
· Обеспечение практического использования полученных знаний.
Структура курса включает 2 части – теоретическую и практическую, которые взаимосвязаны и логически дополняют друг друга. В части 1 рассматриваются основные категории методики – метод, подход, принципы, обучение, приемы. Также обобщаются типы методов. Во второй части (практической) четко дается материал по формированию фонетических, лексических, грамматических навыков и развитию умений аудирования, говорения, чтения, письма.
Данный курс лекций по методике преподавания иностранных языков может служить кратким руководством для молодых преподавателей в их трудной работе. Пособие содержит как теоретические подходы к новым методическим технологиям, так и современные приемы и игры. Основано на работах выдающихся отечественных и зарубежных авторов. Разработано с учетом развивающего обучения. Имеет обобщающие таблицы, игры, схемы. Составлено согласно программе обучения, соответствует государственному методическому стандарту.
Михалевская И.И.
Часть 1
Содержание
Лекция 1. Основные понятия методики……………………………....4 |
Лекция 2.Методы обучения иностранному языку…………………. 9 |
Лекция 3. Средства обучения иностранным языкам………………. 22 |
Лекция 4. Содержание обучения иностранным языкам………… . 23 |
Лекция 5. Цели обучения иностранным языкам……………………26 |
Лекция 1
Основные понятия методики
Термин «методика» имеет три значения:
· это учебный предмет
· это наука, теория обучения, исследующая закономерности содержания, приёмы, системы, цели, средства, методы и процессы обучения, а также изучающая процесс учения и воспитания на материале иностранного языка (Ляховицкий).
· это изучение организации и приёмов обучения, а также принципов и теорий, которые лежат в их основе.
Методика – совокупность методических поступков, приёмов, направленных на решение конкретных методических задач. Означает технологию обучения (методика обучения говорению, письму).
Методика включает:
· Изучение природы речевых умений (аудирование, говорение, чтение, письмо) и приёмов для их обучения.
· Изучение подготовки поурочных планов и изучение учебников
· Изучение и сравнение методов обучения
· Принципы и теории процесса изучения и обучения языкам
Методика обучения - наука, исследующая цели и содержание, закономерности, средства, приёмы, методы и системы обучения, а также изучающая процесс учения и воспитания на материале иностранного языка.
Метод – основная линия, определяющая общее направление процесса обучения, структуру и содержание процесса обучения (Карпов, Миролюбов).
· является в большинстве случаев органической частью определенной теории обучения или методической системы (Салистра).
· общий замысел для обеспечения особым образом организованной презентации изучаемого языка (Энтони).
· совокупность принципиальных положений, лежащих в основе всех тех приёмов и способов, которые практически используются в процессе обучения (Беляев).
Рассматривая сущность метода, прежде всего, следует исходить из того, что в методике преподавания и смежных науках термин «метод» должен пониматься различным образом. Это можно пояснить тем, что во всех смежных науках упомянутый термин истолковывается по-разному. В самом общем плане метод выступает как способ познания, путь исследования, путь достижения какой-либо цели или же решения определенной задачи.
Приём – элементарный методический поступок, направленный на решение совершенно конкретной задачи преподавания на определенном этапе практического занятия. Серии следующих друг за другом приёмов – это и есть технология учебного процесса.
Метод – обобщённая модель реализации основных компонентов учебного процесса по ин. языку, в основе которого лежит определенная доминирующая идея решения главной методической задачи.
Система обучения - всеобщая модель учебного процесса, соответствующая определенной методической концепции, которой обуславливаются отбор материала, цель, формы, содержание и средства обучения.
Четыре стратегии (системы, подхода) обучения (по Ляховицкому):
1. Бихевиористический подход – в его основе лежат взаимоотношения «стимула» и «реакции». Главная задача обучения состоит в формировании навыков посредством интенсивной тренировки. Учебный материал очень интенсивно прорабатывается до тех пор, пока у учащегося не выработается законченные структуры автоматизированных речевых действий.
2. Индуктивно – сознательный подход. Интенсивная работа над многочисленными примерами, что постепенно приводит к овладению языковыми правилами и речевыми действиями и к усвоению элементов теории изучаемого языка
3. Познавательный подход – усвоение элементов теории изучаемого языка преимущественно в виде работы над изучением правил фонетики, грамматики, словоупотребления. При этом подходе тренировке отводится совсем незначительная роль, а в противовес ей акцентируется сознательное конструированное высказывание на языке.
4. Интегрированный подход – воплощается в органическом соединении сознательных и подсознательных компонентов структуры обучения.
Цель обучения иностранному языку - усвоение учащимся языкового материала, грамматических правил, лингвокультурологических сведений, формирование речевых навыков и умений, развитие абстрактного мышления.
Дидактика – теория обучения, включающая цели, содержание, методы, средства и принципы обучения.
Объектом исследования дидактики являются способы обучения и учения, как нечто данное в природе для передачи опыта одной группы людей другой, одного поколения другому.
Предметом дидактики являются знания, полученные в результате исследования объекта, составляющие общую теорию обучения и включающие образование, преподавание, учение, закономерности процесса обучения и его компоненты.
Типология обучения дидактики включает:
· Иллюстративно – объяснительный тип обучения (объяснение, пример, демонстрация)
· Репродуктивный (повторение)
· Программированный (подкрепление)
· Проблемный (поиск)
В методике обучения иностранному языку существуют следующие типыобучения:
· Ситуационный («метод гувернантки», аудиовизуальный и большинство интенсивных методов)
· Грамматический (включает сознательно – сопоставительный метод, аудиолингвальный, устный метод Пальмера и др.)
· Деятельностный (большинство современных методов связанных с обучением различным видам речевой деятельности: чтению, аудированию, говорению, письму и переводу)
Объект исследования методики обучения иностранному языку – речевая деятельность во всех её проявлениях.
Принцип – совокупность теоретических положений.
Методический принцип обучения – отражающий специфику преподавания ИЯ, основанный на каком-либо подходе. Единой классификации принципов нет. Есть общие и частные специфические принципы.
Общие методические принципы:
1. Принцип дифференцированного подхода к обучению (неоднородность учебного предмета).
2. Принцип управления учебным процессом.
3. Принцип комплексного подхода к мотивации в обучении.
4. Принцип вычленения конкретных ориентиров.
Методика обучения иностранным языкам имеет свой объект исследования, отличный от объекта дидактики – это лингвистические и психологические данные, способные привести к формированию второй языковой личности, т.е. чтобы человек мог воспринимать и понимать мир через иностранный язык.
Предметом являются знания, полученные в результате.
Лекция2