Карта логопедического обследования.

Ф.И.О. ________________________________________________

 

  Первичное обследование Динамика
Дата обследования    
Возраст ребенка    
КОНТАКТ:    
- В контакт не вступает    
- Контакт формальный (чисто внешний)    
- Контакт избирательный    
- Легко и быстро вступает в контакт, проявляет в нем заинтересованность    
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА:    
- пассивный, инертный    
- повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность    
- колебания настроения    
- активный, бодрый, деятельный    
ВНИМАНИЕ:    
- Низкая концентрация и неустойчивость внимания (плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте)    
- Недостаточно устойчивое, поверхностное, истощаемое    
- Плохое переключение внимания    
- Достаточно устойчивое    
ЗАПАС ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ: - Низкий    
- Несколько снижен    
- Соответствует возрасту    
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ:- Снижена    
- Достаточная    
ДОРЕЧЕВОЕ И РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: -Протекало с выраженной задержкой    
- Протекало с задержкой    
- Нормальное (по возрасту)    
Время появления и особенности голосовых и речевых реакций:    
- Крик    
-Гуление    
-Лепет    
-Первые слова    
-Простые фразы    
ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ:    
- Не понимает обращенную речь    
- Понимание обращенной речи ограниченное (ситуативное). Выполняет простые речевые инструкции    
- Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Выполняет сложные речевые инструкции    

 

- В полном обьеме    
ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ:    
- Название предметов (реальных и на картинках)    
- Понимание смыслового значения слова, действия    
- Понимание простого сюжета    
- Понимание лексико-грамматических конструкций    
ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ (экспрессивная речь)    
1-й уровень речевого развития:    
- Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения    
- Произносит отдельные звуки, звукокомплексы    
- Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний    
Использует невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию).    
2-й уровень речевого развития:    
- Пользуется простой фразой    
- Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена    
3-й уровень речевого развития: Пользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные. Фонетико-фонематические нарушения    
4-й уровень речевого развития:Лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая недостаточность    
N: Пользуется развернутой фразой. Связная речь сформирована    
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ:    
- Проявляет склонность к эхолалии    
- Наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных способностей ребенка)    
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:    
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС: - резко ограничен    
- беден    
- в пределах обихода    
- достаточный    
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ: - Не сформирован    
- Сформирован недостаточно    
- Сформирован (N)    
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ: - Описание сюжетной картинки    
- Простой сюжет    
- Сложный сюжет    

 

- Составление рассказа по серии сюжетных картин    
- Пересказ текста    
- Творческий рассказ    
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ: -Не нарушена (N)    
- Нарушения слоговой структуры слов:    
- парафазии (замены звуков, слогов)    
- элизии (пропуски звуков, слогов)    
- итерации (повторения звуков, слогов)    
- контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)    
- персеверации (отсроченное повторение)    
- перестановки звуков, слогов    
- антиципации    
ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ    
А О У Ы И Э  
                         
К К` Г Г` Х Х`  
                         
Й М М` П П` Б  
                         
Б` Ф Ф` В В` Т  
                         
Т` Д Д` Н Н` С  
                         
С` З З` Ц Ш Ж  
                         
Ч Щ Р Р` Л Л`  
                         
Антропофонические (фонетические) дефекты звукопроизношения - искажения    
- Усредненность гласных    
- Недостаток произношения свистящих    
- Недостаток произношения шипящих    
- Недостаток произношения соноров    
- Недостаток произношения губных    
- Недостаток произношения губно-губных    
- Недостаток произношения губно-зубных    
- Недостаток произношения средненебных    
- Недостаток произношения заднеязычных    
- Недостаток произношения твердых согласных    
- Недостаток произношения звонких согласных    
- Изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки - общая смазанность речи    
- Фонетический строй речи сформирован достаточно (N)    
Фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков):    
- Замены    
- Смешения    
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ:    
- Нарушено    
- Сохранное    
                             

 

Степень разборчивости речи:    
- Речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих    
- Разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая    
- Разборчивость речи не нарушена (N)    
ДЫХАНИЕ: - Поверхностное, затрудненное    
- Неровное, неритмичное    
- Свободное    
- Дифференциация носового и ротового выдоха    
ГОЛОС: -    
- Недостаточная сила голоса: - Тихий, слабый, истощающийся    
- Нарушение тембра голоса: - Глухой    
- Сдавленный    
- Хриплый    
- Назализованный    
- Напряженный    
- Дрожащий    
- Сильный, звонкий (N)    
Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции:    
- Нарушена    
- Сохранна    
Просодическая организация звукового потока: Мелодико-интонационная сторона речи: N    
- Нарушение интонационного оформления речи    
- Отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный)    
- Слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, мало модулированный)    
Темп речи: - Нормальный    
- Тахилалия    
- Брадилалия    
- Запинки    
- Заикание    
Ритм речи: - Нормальный    
- Растянутый    
- Скандированный    
СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ Неврологический синдром нарушения артикуляционной моторики: - Спастический парез    
- Тонические нарушения управления типа ригидности    
- Гиперкинезы    
- Атаксия    
- Апраксия    
ЛИЦЕВАЯ МУСКУЛАТУРА:    
- Гипомимия    
Тонус лицевой мускулатуры : N    
- Нарушение мышечного тонуса лица: - Спастичность    
- Гипотония    
- Дистония    
- Сглаженность носогубных складок    
- Асимметрия лица    
- Гиперкинезы лица    
ГУБЫ:-N, Толстые/Тонкие; Наличие расщелины    

 

Тонус губной мускулатуры: N    
Нарушение мышечного тонуса губ: - Спастичность    
- Гипотония    
- Дистония    
Подвижность: - губы малоподвижные    
- губы подвижные    
ЗУБЫ: -крупные, мелкие, редкие, частые, нарушение зубного ряда, наличие лишних зубов, N    
- Прикус : передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный    
ТВЕРДОЕ НЕБО: готическое, низкое, уплощенное, наличие расщелины, N    
МЯГКОЕ НЕБО: - длинное/короткое    
- подвижное/малоподвижное    
- отклонение увуля    
Движение нижней челюсти: -открывание/закрывание рта    
- умение держать рот закрытым    
ЯЗЫК:толстый, маленький, узкий, раздвоенный    
невыраженность кончика, укорочение подъязычной связки    
Тонус язычной мускулатуры : N    
Нарушение мышечного тонуса языка: - Спастичность    
- Гипотония    
- Дистония    
- Гиперкинезы языка    
- Тремор языка    
- Девиация (отклонение) языка в сторону    
Обьем артикуляционных движений языка:    
- Строго ограничен    
- Неполный    
- Снижение амплитуды артикуляционных движений    
- В полном обьеме    
- Умение удержать артикуляционную позу    
- Способность к переключению    
- Произвольное высовывание языка    
- Подъем языка вверх    
- Боковые отведения (вправо/влево)    
- Пощелкивание    
- Облизывание губ (круговые движения языка)    
Глоточный (рвотный) рефлекс: - повышен    
- N    
Наличие патологических рефлексов орального автоматизма    
Вегетативные расстройства:    
- Гиперсаливация: - постоянная    
- усиливающая при определенных условиях    
Жевание: -N    
- отсутствие жевания твердой пищи    
- затруднение жевания    
Глотание: - не нарушено    
- поперхивается, захлебывается при глотании    
ОБЩАЯ МОТОРИКА:    

 

 

Сформированность основных двигательных навыков:    
- удержание головы    
- самостоятельное сидение    
- удержание вертикального положения стоя (у опоры / самостоятельно)    
- ходьба с поддержкой    
- самостоятельная ходьба    
- нарушение походки    
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК:    
- направление руки к предмету    
- захват предмета, его держание в руке    
- простейшие манипуляции с предметами    
- свободное манипулирование предметами    
- дифференцированные движения пальцев рук    
- выделение ведущей руки (правая / левая)    

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Варианты логопедического заключения в раннем возрасте.

· Задержка речевого развития.

· Задержка речевого развития на фоне спастико-паретического синдрома в мускулатуре и моторике артикуляционного аппарата.

· Задержка речевого развития, дизартрия.

· Задержка познавательного и речевого развития.

· Задержка психо-речевого развития.

 

Заключение (диагноз) «дизартрия» употребляется только тогда, когда у ребенка развивается собственная (экспрессивная) речь хотя бы на уровне слов и простых фраз. До этого момента (вне зависимости от возраста), если у ребенка отмечаются речедвигательные (неврологические) нарушения в мышцах и моторике речевого аппарата, то в заключении указывают «симптоматика спастического пареза в артикуляционной мускулатуре» или «спастико-паретический синдром в речевой моторике».

 

Варианты логопедического заключения в дошкольном возрасте.

 

1. Когда у ребенка с дизартрией отмечаются только фонетические нарушения:

· Дизартрия.

· Дизартрия: фонетический дефект.

· Стертая спастико-паретическая дизартрия.

· Средняя степень гиперкинетической дизартрии.

· Неярко выраженная спастико-атактическая дизартрия.

 

2. Если при дизартрическом расстройстве отмечаются нарушения звукопроизношения и фонематических процессов:

· Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.

· Фонетико-фонематическое недоразвитие при дизартрии.

· Фонетико-фонематическое недоразвитие у ребенка со стертой дизартрией.

 

3. Если у ребенка с дизартрией нарушены все компоненты речи:

· Общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.

· Общее недоразвитие речи (II уровень) при дизартрии.

· Общее недоразвитие речи (III уровень) у ребенка с легкой степенью дизартрии.

 

4. Если у ребенка с задержкой психического развития или умственной отсталостью отмечаются речедвигательные расстройства при нарушении всех компонентов речи:

· Системное недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.