Карта логопедического обследования.
Ф.И.О. ________________________________________________
Первичное обследование | Динамика | |
Дата обследования | ||
Возраст ребенка | ||
КОНТАКТ: | ||
- В контакт не вступает | ||
- Контакт формальный (чисто внешний) | ||
- Контакт избирательный | ||
- Легко и быстро вступает в контакт, проявляет в нем заинтересованность | ||
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА: | ||
- пассивный, инертный | ||
- повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность | ||
- колебания настроения | ||
- активный, бодрый, деятельный | ||
ВНИМАНИЕ: | ||
- Низкая концентрация и неустойчивость внимания (плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте) | ||
- Недостаточно устойчивое, поверхностное, истощаемое | ||
- Плохое переключение внимания | ||
- Достаточно устойчивое | ||
ЗАПАС ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ: - Низкий | ||
- Несколько снижен | ||
- Соответствует возрасту | ||
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ:- Снижена | ||
- Достаточная | ||
ДОРЕЧЕВОЕ И РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: -Протекало с выраженной задержкой | ||
- Протекало с задержкой | ||
- Нормальное (по возрасту) | ||
Время появления и особенности голосовых и речевых реакций: | ||
- Крик | ||
-Гуление | ||
-Лепет | ||
-Первые слова | ||
-Простые фразы | ||
ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ: | ||
- Не понимает обращенную речь | ||
- Понимание обращенной речи ограниченное (ситуативное). Выполняет простые речевые инструкции | ||
- Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Выполняет сложные речевые инструкции |
- В полном обьеме | ||
ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ: | ||
- Название предметов (реальных и на картинках) | ||
- Понимание смыслового значения слова, действия | ||
- Понимание простого сюжета | ||
- Понимание лексико-грамматических конструкций | ||
ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ (экспрессивная речь) | ||
1-й уровень речевого развития: | ||
- Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения | ||
- Произносит отдельные звуки, звукокомплексы | ||
- Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний | ||
Использует невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию). | ||
2-й уровень речевого развития: | ||
- Пользуется простой фразой | ||
- Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена | ||
3-й уровень речевого развития: Пользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные. Фонетико-фонематические нарушения | ||
4-й уровень речевого развития:Лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая недостаточность | ||
N: Пользуется развернутой фразой. Связная речь сформирована | ||
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ: | ||
- Проявляет склонность к эхолалии | ||
- Наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных способностей ребенка) | ||
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ: | ||
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС: - резко ограничен | ||
- беден | ||
- в пределах обихода | ||
- достаточный | ||
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ: - Не сформирован | ||
- Сформирован недостаточно | ||
- Сформирован (N) | ||
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ: - Описание сюжетной картинки | ||
- Простой сюжет | ||
- Сложный сюжет |
- Составление рассказа по серии сюжетных картин | ||||||||||||||
- Пересказ текста | ||||||||||||||
- Творческий рассказ | ||||||||||||||
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ: -Не нарушена (N) | ||||||||||||||
- Нарушения слоговой структуры слов: | ||||||||||||||
- парафазии (замены звуков, слогов) | ||||||||||||||
- элизии (пропуски звуков, слогов) | ||||||||||||||
- итерации (повторения звуков, слогов) | ||||||||||||||
- контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого) | ||||||||||||||
- персеверации (отсроченное повторение) | ||||||||||||||
- перестановки звуков, слогов | ||||||||||||||
- антиципации | ||||||||||||||
ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ | ||||||||||||||
А | О | У | Ы | И | Э | |||||||||
К | К` | Г | Г` | Х | Х` | |||||||||
Й | М | М` | П | П` | Б | |||||||||
Б` | Ф | Ф` | В | В` | Т | |||||||||
Т` | Д | Д` | Н | Н` | С | |||||||||
С` | З | З` | Ц | Ш | Ж | |||||||||
Ч | Щ | Р | Р` | Л | Л` | |||||||||
Антропофонические (фонетические) дефекты звукопроизношения - искажения | ||||||||||||||
- Усредненность гласных | ||||||||||||||
- Недостаток произношения свистящих | ||||||||||||||
- Недостаток произношения шипящих | ||||||||||||||
- Недостаток произношения соноров | ||||||||||||||
- Недостаток произношения губных | ||||||||||||||
- Недостаток произношения губно-губных | ||||||||||||||
- Недостаток произношения губно-зубных | ||||||||||||||
- Недостаток произношения средненебных | ||||||||||||||
- Недостаток произношения заднеязычных | ||||||||||||||
- Недостаток произношения твердых согласных | ||||||||||||||
- Недостаток произношения звонких согласных | ||||||||||||||
- Изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки - общая смазанность речи | ||||||||||||||
- Фонетический строй речи сформирован достаточно (N) | ||||||||||||||
Фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков): | ||||||||||||||
- Замены | ||||||||||||||
- Смешения | ||||||||||||||
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ: | ||||||||||||||
- Нарушено | ||||||||||||||
- Сохранное | ||||||||||||||
Степень разборчивости речи: | ||
- Речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих | ||
- Разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая | ||
- Разборчивость речи не нарушена (N) | ||
ДЫХАНИЕ: - Поверхностное, затрудненное | ||
- Неровное, неритмичное | ||
- Свободное | ||
- Дифференциация носового и ротового выдоха | ||
ГОЛОС: - | ||
- Недостаточная сила голоса: - Тихий, слабый, истощающийся | ||
- Нарушение тембра голоса: - Глухой | ||
- Сдавленный | ||
- Хриплый | ||
- Назализованный | ||
- Напряженный | ||
- Дрожащий | ||
- Сильный, звонкий (N) | ||
Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции: | ||
- Нарушена | ||
- Сохранна | ||
Просодическая организация звукового потока: Мелодико-интонационная сторона речи: N | ||
- Нарушение интонационного оформления речи | ||
- Отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный) | ||
- Слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, мало модулированный) | ||
Темп речи: - Нормальный | ||
- Тахилалия | ||
- Брадилалия | ||
- Запинки | ||
- Заикание | ||
Ритм речи: - Нормальный | ||
- Растянутый | ||
- Скандированный | ||
СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ Неврологический синдром нарушения артикуляционной моторики: - Спастический парез | ||
- Тонические нарушения управления типа ригидности | ||
- Гиперкинезы | ||
- Атаксия | ||
- Апраксия | ||
ЛИЦЕВАЯ МУСКУЛАТУРА: | ||
- Гипомимия | ||
Тонус лицевой мускулатуры : N | ||
- Нарушение мышечного тонуса лица: - Спастичность | ||
- Гипотония | ||
- Дистония | ||
- Сглаженность носогубных складок | ||
- Асимметрия лица | ||
- Гиперкинезы лица | ||
ГУБЫ:-N, Толстые/Тонкие; Наличие расщелины |
Тонус губной мускулатуры: N | ||
Нарушение мышечного тонуса губ: - Спастичность | ||
- Гипотония | ||
- Дистония | ||
Подвижность: - губы малоподвижные | ||
- губы подвижные | ||
ЗУБЫ: -крупные, мелкие, редкие, частые, нарушение зубного ряда, наличие лишних зубов, N | ||
- Прикус : передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный | ||
ТВЕРДОЕ НЕБО: готическое, низкое, уплощенное, наличие расщелины, N | ||
МЯГКОЕ НЕБО: - длинное/короткое | ||
- подвижное/малоподвижное | ||
- отклонение увуля | ||
Движение нижней челюсти: -открывание/закрывание рта | ||
- умение держать рот закрытым | ||
ЯЗЫК:толстый, маленький, узкий, раздвоенный | ||
невыраженность кончика, укорочение подъязычной связки | ||
Тонус язычной мускулатуры : N | ||
Нарушение мышечного тонуса языка: - Спастичность | ||
- Гипотония | ||
- Дистония | ||
- Гиперкинезы языка | ||
- Тремор языка | ||
- Девиация (отклонение) языка в сторону | ||
Обьем артикуляционных движений языка: | ||
- Строго ограничен | ||
- Неполный | ||
- Снижение амплитуды артикуляционных движений | ||
- В полном обьеме | ||
- Умение удержать артикуляционную позу | ||
- Способность к переключению | ||
- Произвольное высовывание языка | ||
- Подъем языка вверх | ||
- Боковые отведения (вправо/влево) | ||
- Пощелкивание | ||
- Облизывание губ (круговые движения языка) | ||
Глоточный (рвотный) рефлекс: - повышен | ||
- N | ||
Наличие патологических рефлексов орального автоматизма | ||
Вегетативные расстройства: | ||
- Гиперсаливация: - постоянная | ||
- усиливающая при определенных условиях | ||
Жевание: -N | ||
- отсутствие жевания твердой пищи | ||
- затруднение жевания | ||
Глотание: - не нарушено | ||
- поперхивается, захлебывается при глотании | ||
ОБЩАЯ МОТОРИКА: |
Сформированность основных двигательных навыков: | ||
- удержание головы | ||
- самостоятельное сидение | ||
- удержание вертикального положения стоя (у опоры / самостоятельно) | ||
- ходьба с поддержкой | ||
- самостоятельная ходьба | ||
- нарушение походки | ||
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК: | ||
- направление руки к предмету | ||
- захват предмета, его держание в руке | ||
- простейшие манипуляции с предметами | ||
- свободное манипулирование предметами | ||
- дифференцированные движения пальцев рук | ||
- выделение ведущей руки (правая / левая) |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Варианты логопедического заключения в раннем возрасте.
· Задержка речевого развития.
· Задержка речевого развития на фоне спастико-паретического синдрома в мускулатуре и моторике артикуляционного аппарата.
· Задержка речевого развития, дизартрия.
· Задержка познавательного и речевого развития.
· Задержка психо-речевого развития.
Заключение (диагноз) «дизартрия» употребляется только тогда, когда у ребенка развивается собственная (экспрессивная) речь хотя бы на уровне слов и простых фраз. До этого момента (вне зависимости от возраста), если у ребенка отмечаются речедвигательные (неврологические) нарушения в мышцах и моторике речевого аппарата, то в заключении указывают «симптоматика спастического пареза в артикуляционной мускулатуре» или «спастико-паретический синдром в речевой моторике».
Варианты логопедического заключения в дошкольном возрасте.
1. Когда у ребенка с дизартрией отмечаются только фонетические нарушения:
· Дизартрия.
· Дизартрия: фонетический дефект.
· Стертая спастико-паретическая дизартрия.
· Средняя степень гиперкинетической дизартрии.
· Неярко выраженная спастико-атактическая дизартрия.
2. Если при дизартрическом расстройстве отмечаются нарушения звукопроизношения и фонематических процессов:
· Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.
· Фонетико-фонематическое недоразвитие при дизартрии.
· Фонетико-фонематическое недоразвитие у ребенка со стертой дизартрией.
3. Если у ребенка с дизартрией нарушены все компоненты речи:
· Общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.
· Общее недоразвитие речи (II уровень) при дизартрии.
· Общее недоразвитие речи (III уровень) у ребенка с легкой степенью дизартрии.
4. Если у ребенка с задержкой психического развития или умственной отсталостью отмечаются речедвигательные расстройства при нарушении всех компонентов речи:
· Системное недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.