Происхождение, формирование и расселение абазин.

Этногенез абазин представляет собой весьма слож­ный вопрос и до настоящего времени нет общеприня­той научной точки зрения по этой проблеме.

К числу наиболее дискуссионных проблем отно­сится вопрос о том, являлись ли абазины в прошлом частью абхазов или нет, такова постановка современ­ной историографии. Во многих документах и почти у всех авторов, которые освещали в той или иной степе­ни этот предмет в конце XVIII - начале XIX вв., ответ на заданный вопрос был однозначным.

В исторических документах читаем: «Недостаток удобной земли, и в особенности пастбищных мест, кровомщение и внутренние раздоры заставили в очень давние времена небольшую часть абхазцев переселить­ся сначала во внутренние горные районы к истокам Кодера, Бзыби, Мзымты, а потом, не находя достаточ­ных средств для существования, некоторые семейст­ва перешли через Главный Кавказский Хребет на се­верную сторону и поселились там на недалеком рас­стоянии друг от друга по соседству с кабардинцами». В другом же источнике подчеркивается, что вследст­вие раздоров, ссор и кровомщений часть абхазцев разновременно покинуло свою Родину и поселилось за Ку­банью между истоками 3еленчука и Белой. Выселен­цы эти получили название абазинов. И один из ис­точников середины XIX в. в подтверждение данного факта отмечает, что абазины выселились из Абхазии на северную сторону Кавказского хребта вследствие внутренних разногласий.

Ф.Ф. Торнау, который хорошо был осведомлен об абазинах и абхазах в XIX в., подчеркивал, что первое место, занятое абазинами на Кавказе, нахо­дилось, бесспорно, в нынешней Абхазии, между мо­рем и горами, ограничиваясь на юге р. Ингури и на севере р. Бзыбь.

Некоторые авторы XIX и начала ХХ вв. склонны были считать, что абазины были выходцами из цент­ральной горной части Абхазии, в частности из Це­бельды. Так, например, П.И. Ковалевский, указывая, что абазины были выходцами из Цебельды, писал: «…слишком большая густота населений и недостаток земли заставили часть народонаселения Абхазии пе­ревалить хребет и переселиться на северный склон ... ». Ф.Ф. Торнау старшие линии всех значительных аба­зинских родов выводит из Цебельды и Медовея (севе­ро-западная часть в сопредельных районах Абхазии). K. Сталь считал, что абазины происхождения Цебельдинского, выселившиеся постепенно из Абха­зии из-за недостатка земли, кровомщения и по дру­гим причинам. По материалам А.Н. Генко, который записал в 20-х годах, « ... у абазин 6 селений. Тапанта вышли из Цабала, пришли в Теберду, из Теберды в Мару, оттуда расселились».

Касаясь вопроса о языке абазин, ряд западноев­ропейских и русских авторов конца XVIII - начала XIX вв. приходили к одному и тому же выводу. Так, например, Я. Рейнеггс, Р. де Скасси и Ю. Клапрот отмечают языковое единство абазин и абхазов, вы­являют их как единую народность, которые говорят на одном языке, лишь различном по диалектам. А.И. Гюльденштедт язык абхазов и абазин обозначает двумя равнозначными названиями, как «абхазский» или «абазинский», считая, что эти языки происходят от одного корня. Дюбуа де Монперэ Ф. приходит к такому же выводу: «... кабардинский язык мало отличается собственно от черкесского, но нельзя то же сказать относительно двух других диа­лектов абазинского и абхазского; имея большое сход­ство между собой, они настолько отличаются от кабар­динского и черкесского, что после глубокого изучения можно убедиться, что они принадлежат к одной и той же ветви». Д. М. Бакрадзе, основываясь на данных сравнительной лингвистики у ряда этнографических подразделений центральной и северо-западной Абха­зии, в том числе и абазин, указывает: «Филологичес­кие наши сведения несомненны лишь в том отноше­нии, что одним языком с абхазцами говорят джигеты, цебельдинцы, медовеевцы, песхувцы, аибгу и абази­ны, что они имеют один и тот же образ жизни, следо­вательно, и общий корень».

Современная история данного предмета далеко не однозначна. Л.И. Лавров, которому нужно отдать должное за весомый научный вклад в абазиноведение и концепции которого до сих пор никем еще не опро­вергнуты, придерживается следующей точки зрения: «Абазины в древности являлись особым народом» и его аргументация заключается в следующем: «Причину близкого сходства абазинского и абхазского язы­ков следует видеть в том, что предки абазин в течение ряда столетий находились по соседству с обществами, объединившимися в абхазскую народность, и в силу этого не могли испытать влияния в ту пору более высокой культуры своих соседей ... То, что многие старые авторы считали первоначальную родину аба­зин Абхазией, объясняется звуковой близостью тер­мина «абаза», с одной стороны, и от грузин вошедшего в литературу термина «абхаз», с другой. Эта звуко­вая близость путала всех, кто недостаточно вникал в этническую обстановку Северо-Западного Кавказа». Не делая каких-либо комментариев к тезису Л.И. Лавро­ва, мы обратимся к точкам зрения других авторов, которые придерживаются противоположных взглядов. З.В. Анчабадзе считает, что мнение Л.И. Лаврова ошибочно. «Нельзя объяснять единство (а не «сходст­во») языка культурным влиянием, - пишет З.В. Ан­чабадзе, - поскольку языки и культура представляют собой различные явления. Ведь речь идет не о «сход­стве языков», пусть даже близком, а именно об един­стве грамматического строя и основного словарного фонда абхазских диалектов», т. е. здесь З.В. Анчабадзе склонен считать абазинские диалекты диалектами абхазского языка. Данную точку зрения разделяет и Ш.Д. Инал-ипа, который подчеркивает, что «... с точ­ки зрения исторического развития можно говорить об абазинских диалектах (тапантском и ашхарском) как диалектах абхазского языка, ибо сравнительно не так давно абхазы с абазинами представляли единую этни­ческую группу, говорившую на одном языке, имев­шую не столь уж значительные диалектические раз­личия (ашхарский диалект и теперь очень близок к южноабхазскому)».

Ряд исследователей абазинского и абхазского язы­ков приходят к общему мнению, например, на основе анализа абазинских и абхазских диалектов Х.С. Бгажба заключает, что в древние времена абхазы и абазины составляли один этнический массив, говоривший на общем языке, имевшим диалектное дробление. «Аб­хазо-абазинские диалекты, - подчеркивает Х.С. Бгаж­ба, - в процессе самостоятельного развития стали тер­риториально обособляться, хотя они сохранили бли­жайшее родство, общность грамматического строя и основного словарного фонда, при котором достигается взаимопонимание между представителями этих диа­лектов, не исключая в целом и далеко ушедшего в своем обособлении тапантского диалекта». К.В. Лом­татидзе, которая посвятила немало работ исследо­ванию абазинского языка, приходит к выводам, что тапантский диалект сохранил вместе с другими абхазо-абазинскими диалектами единый грамматический строй и основной словарный фонд. Ашхарский диа­лект проявляет еще большую близость к южноабхаз­ским диалектам. Абхазский языковед К.С. Шакрыл исследовал свыше 400 слов из абхазского и абазин­ского языков, которые имеют одинаковое значение и, по его мнению, исторически ошибочно будет рассмат­ривать абазин оторвано от абхазов. Однако современных абазин считать абхазами тоже не верно. «Внима­тельное изучение прошлого и настоящего абазин, - пишет К.С. Шакрыл, - дает основание утверждать, что абазины в прошлом являлись абхазским племенем, говорившем на одном из абхазских диалектов».

Выявляя корни абхазско-абазинской языковой общности, В.Х. Конджария приходит к весьма заслужи­вающим внимание выводам, что «... терминология родства и семейных отношений в абхазско-абазинских диалектах принадлежит к наиболее древнему и устой­чивому пласту словаря, что является ярким вырази­телем абхазско-абазинской языковой общности».

Отметим, что общих (древних) абхазско-абазинских слов множество, что указывает в какой-то сте­пени на родство этих языков, а родственные языки, как известно, принадлежат родственным народам, «которые обычно ведут свое происхождение от какой­-то в прошлом этнолингвистической общности».

Изложенные выше точки зрения по вопросу аба­зинского языка и его диалектов никак не согласуются с концепцией Л.И. Лаврова, аргументы которого сводятся к тому, что «... уже в начале нашей эры абаз­ги (предки абазин) были известны отдельно от апсилов (предки абхазов), и это значит, что уже и тогда не смешивали протоабазин и протоабха­зов».

Л.И. Лаврову возражают ряд ученых, которые до­казывают обратное. З.В. Анчабадзе считает, что аба­зины являются частью абхазов, и, что пе­реселение определенной части населения Абхазии на Северный Кавказ положило начало утверждению в этом крае представителей абхазской национальности, кото­рые впоследствии стали формироваться в самостоя­тельную абазинскую народность. Таким образом, по мнению З.В. Анчабадзе, до переселения абазин на северные скло­ны Кавказского хребта, абазины вместе с абхазами составляли одну народность. Ш.Д. Инал-ипа утверж­дает, что аба­зины до своего переселения на Северный Кавказ пред­ставляли собой обособленную часть единого абхазского этнического массива, которая населяла северо-за­падные горные области Абхазии и прилегающие мес­та, может быть, частично и какие-то тер­ритории за хребтом, была известна под особым пле­менным названием «ашвуа». Позиция Е.П. Алексе­евой по данной проблеме не говорит в пользу Л.И. Лаврова и З.В. Анчабадзе. Е.П. Алексеева решитель­но оспаривает точку зрения Л.И. Лаврова, считает, что доводы в пользу ее не кажутся убедительными, и она склонна считать, что сходство терминов «абаза» и «абхазы» не случайно. Е.П. Алексеева придержива­ется того взгляда, что абазины выделились из абхаз­цев еще до переселения их (абазин) на северные скло­ны Кавказского хребта.

Изучив мнение различных авторов, обратимся теперь непосредственно к самому процессу этногенеза абазин. На рубеже нашей эры на территории Абхазии и на прилегающей к ней с северо-запада части восточно-черноморского побережья обитало множество родственных племен. Юг Абхазии занимали апсилы. К востоку и северо-востоку от апсилов, в горных районах жили мисимиане. Через их территорию проходили пути на Северный Кавказ – по Клухорскому и, по-видимому, по Марухскому перевалам. Абазги жили по по­бережью Черного моря на северо-запад от апсилов, до р. Бзыбь. Далее, на северо-запад от абазгов, примерно до реки Псоу, по­мещались саниги (или сагиды). Северо-западнее санигов, сре­ди прочих племен обитали зихи. Племена, жившие в Абхазии, и явились древними предками абхазцев и абазин.

Таким образом, этнические корни у абхазцев и абазин об­щие - абхазцы и абазины имеют общих предков. Об этниче­ском родстве абхазцев и абазин говорят данные языка, топони­мики и этнонимики, фольклора и исторических источников. Наз­вание «абазги» стало названием не только абхазского народа, но и сохранилось в самоназвании абазин «абаза».

Самоназва­ние абхазцев «апсуа», скорее всего, происходит от названия «апсилы». Интересно, что в Карачаево-Черкесии один из аба­зинских аулов называется Апсуа. Название «саниги» сохрани­лось в названии племен «садзов-джигетов», близкородствен­ных абазинам.

О том, что Абхазия и прилегающая к ней с северо-востока территория восточно-черноморского побережья была родиной абазин, говорят абазинские предания, а также данные топони­мики - названия географических пунктов Туапсинского, Лаза­ревского и Адлеровского районов Краснодарского края.

Во второй половине I тыс. н. э. у населения Абхазии и других районов Восточного Причерноморья начинают складываться социальные отношения. В связи с этим усиливаются и процессы образования народностей. Так, в VIII в., когда закладывались основы раннефеодального абхазского царства «с царем абхазов» во главе, завер­шается в основном процесс объединения апсилов, санигов и других племен вокруг абазгов. К Х в. феодальные отношения уже имели место и у приморского населения, жившего северо-западнее Абхазии, в частности - у зихов. Таким образом, предпосылки для формирования абазин в народность к концу I тыс. н. э. уже существовали. Трудно пока сказать, как кон­кретно проходил процесс формирования абазинской народности.

Таким образом, начало формирования абазинской народнос­ти падает на конец I тыс. н. э., когда у всех компонентов, из которых образовалась абазинская народность, в том числе и у зихов, уже существовали феодальные отношения. К рубежу XIII-XIV вв., еще до массового переселения абазин на север­ные склоны Кавказского хребта, этот процесс завершился. Об­разовалась абазинская (точнее, древнеабазинская) народность, на основе которой в последующие периоды формировались более поздние абазинские этнические образования.

Предки абазин, а затем и сами абазины жили не только в тех местах восточно-черноморского побережья, которые являлись их родиной и территорией их формирования. Постепенно они расселялись и дальше, к северо-западу, по морскому побережью и жили здесь среди адыгов. С какого же времени началось это расселение?

В раннесредневековых могильниках Восточного Причерноморья и Закубанья обнаружены как трупоположения, так и трупосожжения.

Погребения с трупосожжением адыго-меотским племенам бы­ли совершенно не свойственны. А для предков абхазцев и абазин абазгов, апсилов, санигов и др. был очень характерен именно обряд трупосожжения в глиняных урнах и без них.

Если обряд трупосожжения в урнах и без них для адыгов и не был характерен, а у предков абхазцев и абазин практиковал­ся с глубокой древности, то сам собой напрашивается вопрос, а не являются ли средневековые восточно-причерноморские и закубанские погребения с трупосожжением не адыгскими, как считалось раньше, а абазинскими. То обстоятельство, что по­гребения с трупосожжением находятся рядом с труположениями, иногда даже на одном и том же могильнике, не должно нас смущать. Выше мы говорили, что на Черноморском побережье северо-западнее Туапсе и в других местах абазинские племена жили бок о бок с адыгскими.

На восточно-черноморском побережье, северо-западнее Туап­се погребения с трупосожжениями, находящиеся в соседстве с трупоположениями, обнаружены вплоть до ст. Раевской. Захоронения происходили в каменных ящиках, грунто­вых могилах, урнах. Урны - красноглиняные, некоторые по­добны Цебельдинским. В Новороссийске в погребальной урне обнаружена миска. В Цебельдинском могильнике урны покрывались мисками.

Датируются погребения с трупосожжением с V по XIV вв.

Таким образом, судя по распространению погребений с трупосожжением, проникновение отдельных абазинских поселенцев в Закубанье имело место с VIII – IX вв. в более значительном количестве они проникли сюда с Х в. Процесс переселения абазин не был единовременным. Он проходил несколькими волнами и занял длительный период ­(до XVII в.). Первыми переселились тапантовцы - восточная ветвь абазин, затем шкарауовцы. Тапантовцы потоками пересе­лялись из Абхазии, начиная с XIV в. в верховья р. Кубани, Большого и Малого Зеленчуков, Урупа, Ла­бы и на Куму. Ашхарцы (шкарауовцы) жили в горах Абхазии - в Псху, Ахчыпса, Псанаиан, Хуажве и в других местах. Они переселились на плато бассейна р. Большого Зеленчу­ка позднее тапантовцев.

Дата переселения абазин – XIII-XIV вв., по-видимому, подтверждается некоторыми данными из абазинской лексики. Абазины называют большой и тяжелый плуг термином «кватан» - абхазское куат-ан. Это название, очевидно, происходит от грузинского названия плуга «гутани». Плуг этого типа появляется в Грузии только в ХIIв. Следовательно, аба­зины не могли переселиться ранее ХII в.

Первыми стали переселяться тапантовцы. По мнению иссле­дователей (например. З. В. Анчабадзе), термин «амыстаду» - «большой дворянин», который есть у абазин-та­пантовцев, является буквальным переводом древнегрузинско­го термина «дидебули азнаури», который также означает «великий дворянин». Этот термин у грузин бытовал только до XIV в. Следовательно тапантовцы могли позаимствовать этот термин до XIV в., а значит, и ушли они с побережья не позднее XIV в.

У шкарауовцев нет термина амыстаду. Они, как и абхазцы, употребляют термин «атауд». Термин «тавид» для обозначения высшей феодальной прослойки появился в Грузии лишь в XV в. У шкарауовцев есть термин «агруа» - «мегрел» для обозначе­ния крепостных крестьян. Такой социальный термин не мог возникнуть ранее начала XVII в., когда Абхазия выделилась из Мегрелии в качестве самостоятельного княжества и когда ряды феодальнозависимого населения Абхазии стали пополняться пленными мегрелами, захваченными во время междоусобиц между Абхазией и Мегрелией. Из приведенного следует, что шкарауовцы не могли поселиться на Северном Кавказе ранее XVII в.

Что же заставило абазин покинуть Черно­морское побережье и искать новые места для своих поселений? У абазин, как и у других народов Северного Кавказа к XIV в. уже были феодальные отношения.

Усиление роли экстенсивного хозяйства и увеличение удель­ного веса отгонного скотоводства заставляло абазинских фео­далов искать новые пастбища. К этому надо прибавить и имев­ший место в определенные периоды натиск внешних врагов ­грузинских феодалов, монголо-татар (в более северных районах обитания абазин, например, в устье Кубани), крымских ханов, турок. Немалую роль сыграли и внутренние феодальные меж­доусобицы.

Переселению абазин на северные склоны Кавказского хре6та в XIII-XIV вв. благоприятствовало обезлюдение значи­тельных пространств на Северном Кавказе в результате опусто­шительных нашествий монголов и Тамерлана.

Абазины переселялись на Северный Кавказ и после XIV в, в течение ХV-ХVII вв. они заселили ущелья по верховьям JIабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков. Постепенно про­двигаясь по течению этих рек, абазины вышли на равнины Се­верного Кавказа, заняв в числе прочих предгорных районов и бассейн верхней Кумы.

По каким же путям проходило переселение абазин на Северный Кавказ? Какая-то часть абазин шла на восток вместе с черкесами по северным склонам Кавказского Хребта, но основная масса переселялась через перевалы - Белореченский и др. По преданиям абазин, переселение их происхо­дило постепенно из Абхазии через горные перевалы па прост­ранстве между реками Тебердой и Белой.

До недавнего времени использовались следующие скотопро­гонные маршруты из Абхазии в верховья Лабы, Урупа, Зелен­чуков и Теберды; Мзымта-Кбаадс (Красная Поляна) - верховья Большой Лабы, Бзыбь-Санчара - к Большой Лабе; Бзыбь - Псху-Большой Зеленчук, Бзыбь – Псху - Санчарский перевал - верховья рек Урупа и Загидана, Гума (в Абхазии) по рекам Гумыста и Келасур - через горный перевал и верховья рек Большого и Малого Зеленчуков, Кодор – Лата – Клухор - Марух, Чхалта - гора Марух – реки Маруха и Аксаут, левый приток Латы – Клухор – р.Теберда, по р.Сакену – к истокам р.Учкулан.

По Кодорскому ущелью проходил главный маршрут. Эта дорога служила путем сообщения Абхазии с Северным Кавказом (Военно-Абхазская или Военно-Сухумская дорога).

Перечисленные маршруты были известны абхазскому насе­лению с древнейших времен. Очевидно, эти пути, в частности через Санчарский и Клухорский перевалы, использовались при переселении абазин на Северный Кавказ. Через Санчарский пе­ревал абазины могли проникнуть в долину Большого 3елен­чука; именно там, в местности Архыз, согласно карачаевским преданиям столкнулись с абазинами-кизилбековцами кара­чаевцы. Через Клухорский перевал абазины могли переселить­ся из Абхазии в долину Теберды, об этом говорят абазинские предания. Интересно, что именно в долине Теберды известны погребения с трупосожжениями, которые, очевидно, можно считать абазинскими.

Теперь рассмотрим этимологию термина «абаза».

Термин «абаза» по своему генезису уходит в глубокую древность. Это научно было обосновано еще в 40-х годах ХХ столетия. Термин «абаза» встречается в сочинениях антич­ных авторов. Впервые он упоминается у древнегреческого автора Арриана (II в. н.э.): абазги или абасги располагаются на территории современной Абхазии, а точнее в северо-западной ее части.

Псевдо-Орфей (IV в. н.э.) свидетельствует о славных племенах колхов, гениохов и абасков. Автор армянского источника «Ашхарацуйца» проводит эт­ническую границу между сванами и абхазскими племенами и указывает границу следующим образом: «Меж­ду булгарами и Понтийским морем живут народы Гаши, Куты и Сваны до (города) Питиунта (Пицунда) прибреж­ной страны Абаза». Византийский автор середины Х в. Иосиф Генесий, перечисляя представителей народно­стей, принимавших участие в восстании под руковод­ством Фомы Славянина (821 - 823 гг.), называет абаз­гов, лазов и иберов. Прокопий Кесарийский (VI в.) упоминает абазгов, локализует их также на северо-западе Абхазии.

Итальянский путешественник XIII в. Плано Кар­пини, побывавший в 1246 г. у татар, в числе народов, которые были покорены татарами, называет народы обесесы и собоал. Возможно, что обесесы - это абазы, а собоал - одна из локальных групп абазов, так как нередко абазы в источниках представлены под имена­ми локальных групп. Другой итальянский путе­шественник Иосиф Барбаро, который в начале XV в. предпринял свое путешествие в Тану, сообщает сле­дующее: «В 1436 г. предпринял свое путешествие в Тану, которому посвятил 16 лет моей жизни, обозре­вая все земли, к ней прилежащие ... Отправившись из Таны по берегу 3абакского моря (Азовское море), прибыл я после трехдневного пути в страну, называе­мую Кремух. Ею управляет государь, по имени Би­берди (Biberdi). Владения его состоят из нескольких селений, могущих в случае нужды выставить до 2000 всадников, и изобилуют лесами и плодоносными рав­нинами, орошаемыми множеством рек. Они имеют прекрасных лошадей, отличаются мужеством и лу­кавством ... 3а Кремухом обитают разные народы, в недельном расстоянии один от другого, как то: кипи­ки, татакозы, собайцы, кевертейцы и Ас или Ала­ны ... ». Из сообщения И. Барбаро мы видим, что он называет одну из локальных групп абазин по имени Биберди, как известно, до недавнего времени одно из абазинских селений называлось Бибаркт, селение Би­бердово (ныне Эльбурган). В примечаниях к путеше­ствию И. Барбаро указано, что «... собаи, вероятно, те самые, которые у Плано Карпини, в числе народов, покоренных татарами, названных собоал, могут быть абазы». Этот факт может быть убедительным, если принять во внимание сообщение другого источника (XVIII в.), который в числе абазинских обществ: ки­зилбек, там, шеграй, бракой, башильбай называет также и сабай. Следовательно, не вызывает сомне­ния, что собоал у Плано Карпини (XVIII в.) - назва­ние села Субой, что на р. Асипсе (XIV в.), и абазинское общество сабзй (XVIII в.), которое этимологически вза­имосвязано, является локальной группой абазы.

Турецкий автор Кятиб Челеби, описывая Грузию и Кавказ (не ранее 1645 г.), несколько раз упоминает термин «абаза» «абазский». «К югу, - пишет он, - ­Абазский вилайет достигает до берегов Черного моря и заканчивается у мегрельского вилайета, абазы живут на берегу Черного моря к югу от черкесов. Нравы этого племени отличаются от других. Их первоначальные границы достигают от Сочи до Кодори... Около абазин - племя лазов ...».

В пределах Северного Кавказа термин «а6аза» упо­минается персидским автором Низам ад-Дин Шами в связи с татаро-монгольским нашествием на Северный Кавказ в 1395 - 1396 гг. «Тимур прошел через гору Эль6уруз и стал лагерем в местности А6аса», - указано в источнике. Далее говорится, что «... войска Тимура вошли в горы Эльбруза в местности Абаса». Однако местонахождение области Абаса Н.Г. Волкова считает неясным: на северных или южных склонах хребта? Л.И. Лавров утверждает, что поход Тимура был совер­шен в земли абазин со стороны Северного Кавказа, что вполне вероятно.

В средневековой грузинской летописи также упо­минается термин «абаза». Так, в примечаниях «Карт­лис Цховреба» читаем: «Абаза ... делятся на пять ко­лен ... Все они живут частично по берегу моря, частич­но на северной стороне Кавказа, у истоков рек, впада­ющих в Кубань и между Кубанью, Кумой и Малкой ».

Автор «Записок о московских делах» австрийский барон С. Герберштейн (первая половина XVI в.) сообщает: «Если повернуть с востока к югу, это около бо­лот Меотиды и Понта, при реке Кубани, впадающей в болота, живет народ Афгазы ... », т.е. имеются в виду те абазины, которые оставались на Черноморском по­бережье около устья р. Кубани.

В историческом сочинении «Описание Черного моря и Татарии» (1634 г.) ее автор д' Асколи несколько раз упоминает термин «абаза». «Из Татарии, Черкесии и Мингрелии, - пишет он, - доставляют в Константи­нополь много рабов ... Торговцы Черного моря богате­ли и богатеют на двух главных морских стоянках бо­лее, чем в других. Одна из них - Аббаза (Abbasa), приморский город Чиркасии». Далее он же подчер­кивает, что «... вокруг Черного моря говорят на восе­ми языках, а именно: греческом, турецком, татарском, чиркасском, аббазском (Abbasa), мингрельском, арамейском.

Хотя татарский язык имеет сходство с турецким, а абазский с чиркасским, тем не менее, они таковы, что различные племена говорят каж­дый на родном языке, друг друга не понимают».

Итальянец А. Ламберти в своем труде «Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией», который в качестве миссионера с 1635 по 1653 г.г. сам находил­ся в Мингрелии, упоминает абасков, т.е. абазгов, по традиции древнегреческих авторов.

По свидетельству М. Медичи: «Абазы обитают от Сухума до Анапы».

Пейсонель пишет, что «...абаза - это народы, жи­вущие между черкесами и грузинами, и разделяющи­еся, как и черкесы, на множество племен». Однако тот же автор употребляет термин «абаза» и в узкоэтническом смысле, называя им абазин-тапанта. Важно отметить, что иногда в источниках термин «абаза» отождествляется с названиями «абхаз».

Русские авторы конца XVIII - XIX вв., по всей вероятности, воспринявшие термин «абаза» из уст ады­гов, абазами называли абхазов. Так, генерал Текели в своих заметках о горцах Западного Кавказа об абхазах говорит понаслышке, но называет их абазинами. Е. Ковалевский подчеркивал, что «абхазы называют­ся у нас абазами - имя, под которым они известны и у черкесов, грузины именуют их афхазети ... ».

Местное население в районе Келасури, что в Абха­зии, Н. Дубровин называет абазой, а один из доку­ментов абхазского владетеля Келешбея называет аба­зинским владетелем. Интересен и такой факт, сооб­щаемый одним из источников конца XVII в.: «Абхазы и Абазы, - говорится в источнике, - называли себя абазами, а землю свою Абаза, грузины же именуют Афхазетами... ».

Следует подчеркнуть, что были случаи, когда тер­мин «абхаз» в источниках употреблялся для обозна­чения абазин. Например, К. Главани писал: «В конце прошедшего столетия абхазское племя в Чер­кесии подразделял ось уже не на пять, а на шесть ча­стей, почему и называлось Алты-кесек («алты» по-турецки - «шесть»), или у русских «Малая Абаза». И. Дебу также называл абхазами абазин, которые жили на северной стороне Кавказских гор в верховьях рек Кубани и Лабы. На одной из карт (начала XIX в.) в пределах Северного Кавказа, где обитали абазины-та­пантовцы, обозначены названия: Алтекезек, Кличкит, Абхазы.

Не делал особого различия между терминами «аба­за» и «абхаз» С. Броневский, который придерживал­ся такой точки зрения, что древний этноним «абазги» есть нынешние абазы или абхазы.

Некоторые современные авторы подчеркивают, что абазы - одна из главнейших кавказских народнос­тей, называющих себя абсне, и, что название абха­зов - «абаза» переместилось с территории современ­ного Гудаутского района (историческая Абасгия) на обширные области Северо-Западного Кавказа.

Таким образом, основные выводы об этнониме «Аба­за» сводятся к следующему: термин «абаза» имеет более чем тысячелетнюю историю, который фикси­ровался в античных и средневековых источниках в различных формах - «абазг», «аббаз», «абаса», «абаза», «абеслинцы», «афгазы», «абха­зы», «аббаза», «абазины», «абазинцы» и т.д., закрепившиеся за современными абазинами, которые и сегодня сами называют себя абаза.

Термин «абаза» генетически восходит к древнему племенному названию «абазги», которое с течением времени из узкотерриториального наименования (ус­ловно от р. Бзыбь до Сухумского района на современ­ной территории Абхазии) приобретает широкое терри­ториальное содержание - от р. Ингур на юго-осточ­ном побережье Черного моря до устья р. Кубани на северо-западе, частично горные районы северо-запад­ного Кавказа, северные склоны Кавказского хребта в бассейне р. Кубани и Белой.

Название термина «абаза», «абазги» на протяже­нии веков, распространяясь на близкородственные народы, объединявшиеся общностью языка и культу­ры, сохранилось до наших дней.

В пределах Северного Кавказа, на территории со­временной Карачаево- Черкесии, первые сведения о термине «абаза», по данным письменных источников, относятся к XIII в., т.е. абазинский этнос здесь уже был известен под собственным этнонимом. Выявле­ние связи термина «абаза» с терминами «Абхазия» и «абхазы» указывает на этнокультурную общность но­сителей этих терминов в историческом прошлом.

 

Рекомендуемая литература:

1. Абазины. Историко-этнографический очерк.- Под ред. А.И.Першиц. Черкесск, 1989.

2. Анчабадзе З.В. Из истории средневековой Абхазии (VI – XII вв.). – Сухуми, 1959.

3. Анчабадзе З.В. Очерк этнической истории абхазского народа. – Сухуми, 1976.

4. Очерки истории Карачаево-Черкесии. – Т. 1. – Ставрополь, 1967.

5. Тхайцухов М. Абазины. Страницы древней и средневековой истории. – Черкесск-Карачаевск: КЧГУ, 2006.