Происхождение, формирование и расселение абазин.
Этногенез абазин представляет собой весьма сложный вопрос и до настоящего времени нет общепринятой научной точки зрения по этой проблеме.
К числу наиболее дискуссионных проблем относится вопрос о том, являлись ли абазины в прошлом частью абхазов или нет, такова постановка современной историографии. Во многих документах и почти у всех авторов, которые освещали в той или иной степени этот предмет в конце XVIII - начале XIX вв., ответ на заданный вопрос был однозначным.
В исторических документах читаем: «Недостаток удобной земли, и в особенности пастбищных мест, кровомщение и внутренние раздоры заставили в очень давние времена небольшую часть абхазцев переселиться сначала во внутренние горные районы к истокам Кодера, Бзыби, Мзымты, а потом, не находя достаточных средств для существования, некоторые семейства перешли через Главный Кавказский Хребет на северную сторону и поселились там на недалеком расстоянии друг от друга по соседству с кабардинцами». В другом же источнике подчеркивается, что вследствие раздоров, ссор и кровомщений часть абхазцев разновременно покинуло свою Родину и поселилось за Кубанью между истоками 3еленчука и Белой. Выселенцы эти получили название абазинов. И один из источников середины XIX в. в подтверждение данного факта отмечает, что абазины выселились из Абхазии на северную сторону Кавказского хребта вследствие внутренних разногласий.
Ф.Ф. Торнау, который хорошо был осведомлен об абазинах и абхазах в XIX в., подчеркивал, что первое место, занятое абазинами на Кавказе, находилось, бесспорно, в нынешней Абхазии, между морем и горами, ограничиваясь на юге р. Ингури и на севере р. Бзыбь.
Некоторые авторы XIX и начала ХХ вв. склонны были считать, что абазины были выходцами из центральной горной части Абхазии, в частности из Цебельды. Так, например, П.И. Ковалевский, указывая, что абазины были выходцами из Цебельды, писал: «…слишком большая густота населений и недостаток земли заставили часть народонаселения Абхазии перевалить хребет и переселиться на северный склон ... ». Ф.Ф. Торнау старшие линии всех значительных абазинских родов выводит из Цебельды и Медовея (северо-западная часть в сопредельных районах Абхазии). K. Сталь считал, что абазины происхождения Цебельдинского, выселившиеся постепенно из Абхазии из-за недостатка земли, кровомщения и по другим причинам. По материалам А.Н. Генко, который записал в 20-х годах, « ... у абазин 6 селений. Тапанта вышли из Цабала, пришли в Теберду, из Теберды в Мару, оттуда расселились».
Касаясь вопроса о языке абазин, ряд западноевропейских и русских авторов конца XVIII - начала XIX вв. приходили к одному и тому же выводу. Так, например, Я. Рейнеггс, Р. де Скасси и Ю. Клапрот отмечают языковое единство абазин и абхазов, выявляют их как единую народность, которые говорят на одном языке, лишь различном по диалектам. А.И. Гюльденштедт язык абхазов и абазин обозначает двумя равнозначными названиями, как «абхазский» или «абазинский», считая, что эти языки происходят от одного корня. Дюбуа де Монперэ Ф. приходит к такому же выводу: «... кабардинский язык мало отличается собственно от черкесского, но нельзя то же сказать относительно двух других диалектов абазинского и абхазского; имея большое сходство между собой, они настолько отличаются от кабардинского и черкесского, что после глубокого изучения можно убедиться, что они принадлежат к одной и той же ветви». Д. М. Бакрадзе, основываясь на данных сравнительной лингвистики у ряда этнографических подразделений центральной и северо-западной Абхазии, в том числе и абазин, указывает: «Филологические наши сведения несомненны лишь в том отношении, что одним языком с абхазцами говорят джигеты, цебельдинцы, медовеевцы, песхувцы, аибгу и абазины, что они имеют один и тот же образ жизни, следовательно, и общий корень».
Современная история данного предмета далеко не однозначна. Л.И. Лавров, которому нужно отдать должное за весомый научный вклад в абазиноведение и концепции которого до сих пор никем еще не опровергнуты, придерживается следующей точки зрения: «Абазины в древности являлись особым народом» и его аргументация заключается в следующем: «Причину близкого сходства абазинского и абхазского языков следует видеть в том, что предки абазин в течение ряда столетий находились по соседству с обществами, объединившимися в абхазскую народность, и в силу этого не могли испытать влияния в ту пору более высокой культуры своих соседей ... То, что многие старые авторы считали первоначальную родину абазин Абхазией, объясняется звуковой близостью термина «абаза», с одной стороны, и от грузин вошедшего в литературу термина «абхаз», с другой. Эта звуковая близость путала всех, кто недостаточно вникал в этническую обстановку Северо-Западного Кавказа». Не делая каких-либо комментариев к тезису Л.И. Лаврова, мы обратимся к точкам зрения других авторов, которые придерживаются противоположных взглядов. З.В. Анчабадзе считает, что мнение Л.И. Лаврова ошибочно. «Нельзя объяснять единство (а не «сходство») языка культурным влиянием, - пишет З.В. Анчабадзе, - поскольку языки и культура представляют собой различные явления. Ведь речь идет не о «сходстве языков», пусть даже близком, а именно об единстве грамматического строя и основного словарного фонда абхазских диалектов», т. е. здесь З.В. Анчабадзе склонен считать абазинские диалекты диалектами абхазского языка. Данную точку зрения разделяет и Ш.Д. Инал-ипа, который подчеркивает, что «... с точки зрения исторического развития можно говорить об абазинских диалектах (тапантском и ашхарском) как диалектах абхазского языка, ибо сравнительно не так давно абхазы с абазинами представляли единую этническую группу, говорившую на одном языке, имевшую не столь уж значительные диалектические различия (ашхарский диалект и теперь очень близок к южноабхазскому)».
Ряд исследователей абазинского и абхазского языков приходят к общему мнению, например, на основе анализа абазинских и абхазских диалектов Х.С. Бгажба заключает, что в древние времена абхазы и абазины составляли один этнический массив, говоривший на общем языке, имевшим диалектное дробление. «Абхазо-абазинские диалекты, - подчеркивает Х.С. Бгажба, - в процессе самостоятельного развития стали территориально обособляться, хотя они сохранили ближайшее родство, общность грамматического строя и основного словарного фонда, при котором достигается взаимопонимание между представителями этих диалектов, не исключая в целом и далеко ушедшего в своем обособлении тапантского диалекта». К.В. Ломтатидзе, которая посвятила немало работ исследованию абазинского языка, приходит к выводам, что тапантский диалект сохранил вместе с другими абхазо-абазинскими диалектами единый грамматический строй и основной словарный фонд. Ашхарский диалект проявляет еще большую близость к южноабхазским диалектам. Абхазский языковед К.С. Шакрыл исследовал свыше 400 слов из абхазского и абазинского языков, которые имеют одинаковое значение и, по его мнению, исторически ошибочно будет рассматривать абазин оторвано от абхазов. Однако современных абазин считать абхазами тоже не верно. «Внимательное изучение прошлого и настоящего абазин, - пишет К.С. Шакрыл, - дает основание утверждать, что абазины в прошлом являлись абхазским племенем, говорившем на одном из абхазских диалектов».
Выявляя корни абхазско-абазинской языковой общности, В.Х. Конджария приходит к весьма заслуживающим внимание выводам, что «... терминология родства и семейных отношений в абхазско-абазинских диалектах принадлежит к наиболее древнему и устойчивому пласту словаря, что является ярким выразителем абхазско-абазинской языковой общности».
Отметим, что общих (древних) абхазско-абазинских слов множество, что указывает в какой-то степени на родство этих языков, а родственные языки, как известно, принадлежат родственным народам, «которые обычно ведут свое происхождение от какой-то в прошлом этнолингвистической общности».
Изложенные выше точки зрения по вопросу абазинского языка и его диалектов никак не согласуются с концепцией Л.И. Лаврова, аргументы которого сводятся к тому, что «... уже в начале нашей эры абазги (предки абазин) были известны отдельно от апсилов (предки абхазов), и это значит, что уже и тогда не смешивали протоабазин и протоабхазов».
Л.И. Лаврову возражают ряд ученых, которые доказывают обратное. З.В. Анчабадзе считает, что абазины являются частью абхазов, и, что переселение определенной части населения Абхазии на Северный Кавказ положило начало утверждению в этом крае представителей абхазской национальности, которые впоследствии стали формироваться в самостоятельную абазинскую народность. Таким образом, по мнению З.В. Анчабадзе, до переселения абазин на северные склоны Кавказского хребта, абазины вместе с абхазами составляли одну народность. Ш.Д. Инал-ипа утверждает, что абазины до своего переселения на Северный Кавказ представляли собой обособленную часть единого абхазского этнического массива, которая населяла северо-западные горные области Абхазии и прилегающие места, может быть, частично и какие-то территории за хребтом, была известна под особым племенным названием «ашвуа». Позиция Е.П. Алексеевой по данной проблеме не говорит в пользу Л.И. Лаврова и З.В. Анчабадзе. Е.П. Алексеева решительно оспаривает точку зрения Л.И. Лаврова, считает, что доводы в пользу ее не кажутся убедительными, и она склонна считать, что сходство терминов «абаза» и «абхазы» не случайно. Е.П. Алексеева придерживается того взгляда, что абазины выделились из абхазцев еще до переселения их (абазин) на северные склоны Кавказского хребта.
Изучив мнение различных авторов, обратимся теперь непосредственно к самому процессу этногенеза абазин. На рубеже нашей эры на территории Абхазии и на прилегающей к ней с северо-запада части восточно-черноморского побережья обитало множество родственных племен. Юг Абхазии занимали апсилы. К востоку и северо-востоку от апсилов, в горных районах жили мисимиане. Через их территорию проходили пути на Северный Кавказ – по Клухорскому и, по-видимому, по Марухскому перевалам. Абазги жили по побережью Черного моря на северо-запад от апсилов, до р. Бзыбь. Далее, на северо-запад от абазгов, примерно до реки Псоу, помещались саниги (или сагиды). Северо-западнее санигов, среди прочих племен обитали зихи. Племена, жившие в Абхазии, и явились древними предками абхазцев и абазин.
Таким образом, этнические корни у абхазцев и абазин общие - абхазцы и абазины имеют общих предков. Об этническом родстве абхазцев и абазин говорят данные языка, топонимики и этнонимики, фольклора и исторических источников. Название «абазги» стало названием не только абхазского народа, но и сохранилось в самоназвании абазин «абаза».
Самоназвание абхазцев «апсуа», скорее всего, происходит от названия «апсилы». Интересно, что в Карачаево-Черкесии один из абазинских аулов называется Апсуа. Название «саниги» сохранилось в названии племен «садзов-джигетов», близкородственных абазинам.
О том, что Абхазия и прилегающая к ней с северо-востока территория восточно-черноморского побережья была родиной абазин, говорят абазинские предания, а также данные топонимики - названия географических пунктов Туапсинского, Лазаревского и Адлеровского районов Краснодарского края.
Во второй половине I тыс. н. э. у населения Абхазии и других районов Восточного Причерноморья начинают складываться социальные отношения. В связи с этим усиливаются и процессы образования народностей. Так, в VIII в., когда закладывались основы раннефеодального абхазского царства «с царем абхазов» во главе, завершается в основном процесс объединения апсилов, санигов и других племен вокруг абазгов. К Х в. феодальные отношения уже имели место и у приморского населения, жившего северо-западнее Абхазии, в частности - у зихов. Таким образом, предпосылки для формирования абазин в народность к концу I тыс. н. э. уже существовали. Трудно пока сказать, как конкретно проходил процесс формирования абазинской народности.
Таким образом, начало формирования абазинской народности падает на конец I тыс. н. э., когда у всех компонентов, из которых образовалась абазинская народность, в том числе и у зихов, уже существовали феодальные отношения. К рубежу XIII-XIV вв., еще до массового переселения абазин на северные склоны Кавказского хребта, этот процесс завершился. Образовалась абазинская (точнее, древнеабазинская) народность, на основе которой в последующие периоды формировались более поздние абазинские этнические образования.
Предки абазин, а затем и сами абазины жили не только в тех местах восточно-черноморского побережья, которые являлись их родиной и территорией их формирования. Постепенно они расселялись и дальше, к северо-западу, по морскому побережью и жили здесь среди адыгов. С какого же времени началось это расселение?
В раннесредневековых могильниках Восточного Причерноморья и Закубанья обнаружены как трупоположения, так и трупосожжения.
Погребения с трупосожжением адыго-меотским племенам были совершенно не свойственны. А для предков абхазцев и абазин абазгов, апсилов, санигов и др. был очень характерен именно обряд трупосожжения в глиняных урнах и без них.
Если обряд трупосожжения в урнах и без них для адыгов и не был характерен, а у предков абхазцев и абазин практиковался с глубокой древности, то сам собой напрашивается вопрос, а не являются ли средневековые восточно-причерноморские и закубанские погребения с трупосожжением не адыгскими, как считалось раньше, а абазинскими. То обстоятельство, что погребения с трупосожжением находятся рядом с труположениями, иногда даже на одном и том же могильнике, не должно нас смущать. Выше мы говорили, что на Черноморском побережье северо-западнее Туапсе и в других местах абазинские племена жили бок о бок с адыгскими.
На восточно-черноморском побережье, северо-западнее Туапсе погребения с трупосожжениями, находящиеся в соседстве с трупоположениями, обнаружены вплоть до ст. Раевской. Захоронения происходили в каменных ящиках, грунтовых могилах, урнах. Урны - красноглиняные, некоторые подобны Цебельдинским. В Новороссийске в погребальной урне обнаружена миска. В Цебельдинском могильнике урны покрывались мисками.
Датируются погребения с трупосожжением с V по XIV вв.
Таким образом, судя по распространению погребений с трупосожжением, проникновение отдельных абазинских поселенцев в Закубанье имело место с VIII – IX вв. в более значительном количестве они проникли сюда с Х в. Процесс переселения абазин не был единовременным. Он проходил несколькими волнами и занял длительный период (до XVII в.). Первыми переселились тапантовцы - восточная ветвь абазин, затем шкарауовцы. Тапантовцы потоками переселялись из Абхазии, начиная с XIV в. в верховья р. Кубани, Большого и Малого Зеленчуков, Урупа, Лабы и на Куму. Ашхарцы (шкарауовцы) жили в горах Абхазии - в Псху, Ахчыпса, Псанаиан, Хуажве и в других местах. Они переселились на плато бассейна р. Большого Зеленчука позднее тапантовцев.
Дата переселения абазин – XIII-XIV вв., по-видимому, подтверждается некоторыми данными из абазинской лексики. Абазины называют большой и тяжелый плуг термином «кватан» - абхазское куат-ан. Это название, очевидно, происходит от грузинского названия плуга «гутани». Плуг этого типа появляется в Грузии только в ХIIв. Следовательно, абазины не могли переселиться ранее ХII в.
Первыми стали переселяться тапантовцы. По мнению исследователей (например. З. В. Анчабадзе), термин «амыстаду» - «большой дворянин», который есть у абазин-тапантовцев, является буквальным переводом древнегрузинского термина «дидебули азнаури», который также означает «великий дворянин». Этот термин у грузин бытовал только до XIV в. Следовательно тапантовцы могли позаимствовать этот термин до XIV в., а значит, и ушли они с побережья не позднее XIV в.
У шкарауовцев нет термина амыстаду. Они, как и абхазцы, употребляют термин «атауд». Термин «тавид» для обозначения высшей феодальной прослойки появился в Грузии лишь в XV в. У шкарауовцев есть термин «агруа» - «мегрел» для обозначения крепостных крестьян. Такой социальный термин не мог возникнуть ранее начала XVII в., когда Абхазия выделилась из Мегрелии в качестве самостоятельного княжества и когда ряды феодальнозависимого населения Абхазии стали пополняться пленными мегрелами, захваченными во время междоусобиц между Абхазией и Мегрелией. Из приведенного следует, что шкарауовцы не могли поселиться на Северном Кавказе ранее XVII в.
Что же заставило абазин покинуть Черноморское побережье и искать новые места для своих поселений? У абазин, как и у других народов Северного Кавказа к XIV в. уже были феодальные отношения.
Усиление роли экстенсивного хозяйства и увеличение удельного веса отгонного скотоводства заставляло абазинских феодалов искать новые пастбища. К этому надо прибавить и имевший место в определенные периоды натиск внешних врагов грузинских феодалов, монголо-татар (в более северных районах обитания абазин, например, в устье Кубани), крымских ханов, турок. Немалую роль сыграли и внутренние феодальные междоусобицы.
Переселению абазин на северные склоны Кавказского хре6та в XIII-XIV вв. благоприятствовало обезлюдение значительных пространств на Северном Кавказе в результате опустошительных нашествий монголов и Тамерлана.
Абазины переселялись на Северный Кавказ и после XIV в, в течение ХV-ХVII вв. они заселили ущелья по верховьям JIабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков. Постепенно продвигаясь по течению этих рек, абазины вышли на равнины Северного Кавказа, заняв в числе прочих предгорных районов и бассейн верхней Кумы.
По каким же путям проходило переселение абазин на Северный Кавказ? Какая-то часть абазин шла на восток вместе с черкесами по северным склонам Кавказского Хребта, но основная масса переселялась через перевалы - Белореченский и др. По преданиям абазин, переселение их происходило постепенно из Абхазии через горные перевалы па пространстве между реками Тебердой и Белой.
До недавнего времени использовались следующие скотопрогонные маршруты из Абхазии в верховья Лабы, Урупа, Зеленчуков и Теберды; Мзымта-Кбаадс (Красная Поляна) - верховья Большой Лабы, Бзыбь-Санчара - к Большой Лабе; Бзыбь - Псху-Большой Зеленчук, Бзыбь – Псху - Санчарский перевал - верховья рек Урупа и Загидана, Гума (в Абхазии) по рекам Гумыста и Келасур - через горный перевал и верховья рек Большого и Малого Зеленчуков, Кодор – Лата – Клухор - Марух, Чхалта - гора Марух – реки Маруха и Аксаут, левый приток Латы – Клухор – р.Теберда, по р.Сакену – к истокам р.Учкулан.
По Кодорскому ущелью проходил главный маршрут. Эта дорога служила путем сообщения Абхазии с Северным Кавказом (Военно-Абхазская или Военно-Сухумская дорога).
Перечисленные маршруты были известны абхазскому населению с древнейших времен. Очевидно, эти пути, в частности через Санчарский и Клухорский перевалы, использовались при переселении абазин на Северный Кавказ. Через Санчарский перевал абазины могли проникнуть в долину Большого 3еленчука; именно там, в местности Архыз, согласно карачаевским преданиям столкнулись с абазинами-кизилбековцами карачаевцы. Через Клухорский перевал абазины могли переселиться из Абхазии в долину Теберды, об этом говорят абазинские предания. Интересно, что именно в долине Теберды известны погребения с трупосожжениями, которые, очевидно, можно считать абазинскими.
Теперь рассмотрим этимологию термина «абаза».
Термин «абаза» по своему генезису уходит в глубокую древность. Это научно было обосновано еще в 40-х годах ХХ столетия. Термин «абаза» встречается в сочинениях античных авторов. Впервые он упоминается у древнегреческого автора Арриана (II в. н.э.): абазги или абасги располагаются на территории современной Абхазии, а точнее в северо-западной ее части.
Псевдо-Орфей (IV в. н.э.) свидетельствует о славных племенах колхов, гениохов и абасков. Автор армянского источника «Ашхарацуйца» проводит этническую границу между сванами и абхазскими племенами и указывает границу следующим образом: «Между булгарами и Понтийским морем живут народы Гаши, Куты и Сваны до (города) Питиунта (Пицунда) прибрежной страны Абаза». Византийский автор середины Х в. Иосиф Генесий, перечисляя представителей народностей, принимавших участие в восстании под руководством Фомы Славянина (821 - 823 гг.), называет абазгов, лазов и иберов. Прокопий Кесарийский (VI в.) упоминает абазгов, локализует их также на северо-западе Абхазии.
Итальянский путешественник XIII в. Плано Карпини, побывавший в 1246 г. у татар, в числе народов, которые были покорены татарами, называет народы обесесы и собоал. Возможно, что обесесы - это абазы, а собоал - одна из локальных групп абазов, так как нередко абазы в источниках представлены под именами локальных групп. Другой итальянский путешественник Иосиф Барбаро, который в начале XV в. предпринял свое путешествие в Тану, сообщает следующее: «В 1436 г. предпринял свое путешествие в Тану, которому посвятил 16 лет моей жизни, обозревая все земли, к ней прилежащие ... Отправившись из Таны по берегу 3абакского моря (Азовское море), прибыл я после трехдневного пути в страну, называемую Кремух. Ею управляет государь, по имени Биберди (Biberdi). Владения его состоят из нескольких селений, могущих в случае нужды выставить до 2000 всадников, и изобилуют лесами и плодоносными равнинами, орошаемыми множеством рек. Они имеют прекрасных лошадей, отличаются мужеством и лукавством ... 3а Кремухом обитают разные народы, в недельном расстоянии один от другого, как то: кипики, татакозы, собайцы, кевертейцы и Ас или Аланы ... ». Из сообщения И. Барбаро мы видим, что он называет одну из локальных групп абазин по имени Биберди, как известно, до недавнего времени одно из абазинских селений называлось Бибаркт, селение Бибердово (ныне Эльбурган). В примечаниях к путешествию И. Барбаро указано, что «... собаи, вероятно, те самые, которые у Плано Карпини, в числе народов, покоренных татарами, названных собоал, могут быть абазы». Этот факт может быть убедительным, если принять во внимание сообщение другого источника (XVIII в.), который в числе абазинских обществ: кизилбек, там, шеграй, бракой, башильбай называет также и сабай. Следовательно, не вызывает сомнения, что собоал у Плано Карпини (XVIII в.) - название села Субой, что на р. Асипсе (XIV в.), и абазинское общество сабзй (XVIII в.), которое этимологически взаимосвязано, является локальной группой абазы.
Турецкий автор Кятиб Челеби, описывая Грузию и Кавказ (не ранее 1645 г.), несколько раз упоминает термин «абаза» «абазский». «К югу, - пишет он, - Абазский вилайет достигает до берегов Черного моря и заканчивается у мегрельского вилайета, абазы живут на берегу Черного моря к югу от черкесов. Нравы этого племени отличаются от других. Их первоначальные границы достигают от Сочи до Кодори... Около абазин - племя лазов ...».
В пределах Северного Кавказа термин «а6аза» упоминается персидским автором Низам ад-Дин Шами в связи с татаро-монгольским нашествием на Северный Кавказ в 1395 - 1396 гг. «Тимур прошел через гору Эль6уруз и стал лагерем в местности А6аса», - указано в источнике. Далее говорится, что «... войска Тимура вошли в горы Эльбруза в местности Абаса». Однако местонахождение области Абаса Н.Г. Волкова считает неясным: на северных или южных склонах хребта? Л.И. Лавров утверждает, что поход Тимура был совершен в земли абазин со стороны Северного Кавказа, что вполне вероятно.
В средневековой грузинской летописи также упоминается термин «абаза». Так, в примечаниях «Картлис Цховреба» читаем: «Абаза ... делятся на пять колен ... Все они живут частично по берегу моря, частично на северной стороне Кавказа, у истоков рек, впадающих в Кубань и между Кубанью, Кумой и Малкой ».
Автор «Записок о московских делах» австрийский барон С. Герберштейн (первая половина XVI в.) сообщает: «Если повернуть с востока к югу, это около болот Меотиды и Понта, при реке Кубани, впадающей в болота, живет народ Афгазы ... », т.е. имеются в виду те абазины, которые оставались на Черноморском побережье около устья р. Кубани.
В историческом сочинении «Описание Черного моря и Татарии» (1634 г.) ее автор д' Асколи несколько раз упоминает термин «абаза». «Из Татарии, Черкесии и Мингрелии, - пишет он, - доставляют в Константинополь много рабов ... Торговцы Черного моря богатели и богатеют на двух главных морских стоянках более, чем в других. Одна из них - Аббаза (Abbasa), приморский город Чиркасии». Далее он же подчеркивает, что «... вокруг Черного моря говорят на восеми языках, а именно: греческом, турецком, татарском, чиркасском, аббазском (Abbasa), мингрельском, арамейском.
Хотя татарский язык имеет сходство с турецким, а абазский с чиркасским, тем не менее, они таковы, что различные племена говорят каждый на родном языке, друг друга не понимают».
Итальянец А. Ламберти в своем труде «Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией», который в качестве миссионера с 1635 по 1653 г.г. сам находился в Мингрелии, упоминает абасков, т.е. абазгов, по традиции древнегреческих авторов.
По свидетельству М. Медичи: «Абазы обитают от Сухума до Анапы».
Пейсонель пишет, что «...абаза - это народы, живущие между черкесами и грузинами, и разделяющиеся, как и черкесы, на множество племен». Однако тот же автор употребляет термин «абаза» и в узкоэтническом смысле, называя им абазин-тапанта. Важно отметить, что иногда в источниках термин «абаза» отождествляется с названиями «абхаз».
Русские авторы конца XVIII - XIX вв., по всей вероятности, воспринявшие термин «абаза» из уст адыгов, абазами называли абхазов. Так, генерал Текели в своих заметках о горцах Западного Кавказа об абхазах говорит понаслышке, но называет их абазинами. Е. Ковалевский подчеркивал, что «абхазы называются у нас абазами - имя, под которым они известны и у черкесов, грузины именуют их афхазети ... ».
Местное население в районе Келасури, что в Абхазии, Н. Дубровин называет абазой, а один из документов абхазского владетеля Келешбея называет абазинским владетелем. Интересен и такой факт, сообщаемый одним из источников конца XVII в.: «Абхазы и Абазы, - говорится в источнике, - называли себя абазами, а землю свою Абаза, грузины же именуют Афхазетами... ».
Следует подчеркнуть, что были случаи, когда термин «абхаз» в источниках употреблялся для обозначения абазин. Например, К. Главани писал: «В конце прошедшего столетия абхазское племя в Черкесии подразделял ось уже не на пять, а на шесть частей, почему и называлось Алты-кесек («алты» по-турецки - «шесть»), или у русских «Малая Абаза». И. Дебу также называл абхазами абазин, которые жили на северной стороне Кавказских гор в верховьях рек Кубани и Лабы. На одной из карт (начала XIX в.) в пределах Северного Кавказа, где обитали абазины-тапантовцы, обозначены названия: Алтекезек, Кличкит, Абхазы.
Не делал особого различия между терминами «абаза» и «абхаз» С. Броневский, который придерживался такой точки зрения, что древний этноним «абазги» есть нынешние абазы или абхазы.
Некоторые современные авторы подчеркивают, что абазы - одна из главнейших кавказских народностей, называющих себя абсне, и, что название абхазов - «абаза» переместилось с территории современного Гудаутского района (историческая Абасгия) на обширные области Северо-Западного Кавказа.
Таким образом, основные выводы об этнониме «Абаза» сводятся к следующему: термин «абаза» имеет более чем тысячелетнюю историю, который фиксировался в античных и средневековых источниках в различных формах - «абазг», «аббаз», «абаса», «абаза», «абеслинцы», «афгазы», «абхазы», «аббаза», «абазины», «абазинцы» и т.д., закрепившиеся за современными абазинами, которые и сегодня сами называют себя абаза.
Термин «абаза» генетически восходит к древнему племенному названию «абазги», которое с течением времени из узкотерриториального наименования (условно от р. Бзыбь до Сухумского района на современной территории Абхазии) приобретает широкое территориальное содержание - от р. Ингур на юго-осточном побережье Черного моря до устья р. Кубани на северо-западе, частично горные районы северо-западного Кавказа, северные склоны Кавказского хребта в бассейне р. Кубани и Белой.
Название термина «абаза», «абазги» на протяжении веков, распространяясь на близкородственные народы, объединявшиеся общностью языка и культуры, сохранилось до наших дней.
В пределах Северного Кавказа, на территории современной Карачаево- Черкесии, первые сведения о термине «абаза», по данным письменных источников, относятся к XIII в., т.е. абазинский этнос здесь уже был известен под собственным этнонимом. Выявление связи термина «абаза» с терминами «Абхазия» и «абхазы» указывает на этнокультурную общность носителей этих терминов в историческом прошлом.
Рекомендуемая литература:
1. Абазины. Историко-этнографический очерк.- Под ред. А.И.Першиц. Черкесск, 1989.
2. Анчабадзе З.В. Из истории средневековой Абхазии (VI – XII вв.). – Сухуми, 1959.
3. Анчабадзе З.В. Очерк этнической истории абхазского народа. – Сухуми, 1976.
4. Очерки истории Карачаево-Черкесии. – Т. 1. – Ставрополь, 1967.
5. Тхайцухов М. Абазины. Страницы древней и средневековой истории. – Черкесск-Карачаевск: КЧГУ, 2006.