Характерные черты первобытной культуры.
Хронология истории первобытнообщинного строя строится на археологической периодизации. В соответствии с ней начальной эпохой человеческой истории является каменный век (2,5 млн. – 4 тыс. лет назад), который делится на палеолит (2,5 млн. – 10 тыс. лет назад), мезолит (10–6 тыс. лет назад) и неолит (6–4 тыс. лет назад), а также энеолит – медно-каменный век (III – начало II тыс. до н.э.).
В палеолите выделяют два основных периода – нижний палеолит (ашель 2,5 млн. – 80 тыс. лет назад), завершающийся, по данным специалистов, мустьерской эпохой (примерно 90– 40 тыс. лет назад), и верхний палеолит (40–10 тыс. лет назад). За ранним этапом верхнего палеолита следуют периоды: ориньяка (30–19 тыс. лет назад), солютре(19–15 тыс. лет назад), мадлен (15–10 тыс. лет назад).
Нижний палеолит (ашель 400-80 тыс. лет назад). На Северном Кавказе первобытные люди появились не позже ашеля. Таким образом, Северный Кавказ в целом был заселен человеком уже на донеандертальской стадии.
Естественной границей расселения первобытных людей была нынешняя Манычская впадина, так как в ледниковую эпоху здесь неоднократно образовывался широкий пролив, который соеденял акватории древнего Каспия и Черного моря. Наибольшей ширины этот пролив достигал в межледниковые периоды, когда талые воды устремлялись по руслу Волги в Каспий и уровень моря поднимался на десятки метров, а Манычская впадина превращалась в глубокий и широкий канал, в непреодолимую преграду для первобытного человека.
Однако и в периоды оледенений степное Предкавказье, как и все Волго-Донское междуречье, было малопривлекательным для охотников и рыболовов. Правда, уровень воды в Манычском проливе резко понижался, а подчас пересыхал, но зато устанавливался арктический приледниковый климат и животные, а с ними и человек вынуждены были мигрировать на юг, ближе к предгорьям. Люди искалиубежища в пещерах и гротах, под скальными навесами. Но и вледниковый период Северный Кавказ и Юго-Восточная Европа были связаны между собой, примером чему служит Ильская стоянка на Кубани.
Но в целом устойчивые связи существовали с Закавказьем.
Охотники и собиратели, судя по раскопкам стоянок, освоили различные природные области Кавказа и различные высотные ландшафты, зоны, приспособив свое охотничье-собирательское хозяйство к конкретным географическим условиям. В горно-лесных районах Западного Кавказа, например, они охотились главным образом на крупных нестадных хищников (пещерный медведь),
Эта специализированная охота свидетельствует о достаточно отработанной системе охотничьего промысла. Важнейшей особенностью такого первобытного охотничьего промысла являлся его коллективный характер: объединенные усилия коллектива возмещали низкую техническую вооруженность древних охотников.
Люди каменного века на Кавказе были относительно оседлыми и селились главным образом в пещерах, являвшихся естественными жилищами. В периоды оледенений они вынуждены были покидать районы высокогорных пещер и тогда предгорья, куда мигрировали люди из-за наступления ледника, оказывались наиболее густо заселенными.
Каменные орудия в Прикубанье изготавливались из осадочных пород (кремень, сланец, песчаник). В составе инвентаря древних стоянок встречаются многочисленные ядрища (нуклеусы) и скалываемые с них заготовки для орудий (отщепы и примитивные пластины), а также сами орудия: грубые скребки разных типов, рубящие орудия (чопперы), различные острия, скребки и другие изделия. Особенно характерны так называемые ручные рубила — крупные массивные орудия (длиной до 15—20 см), изготовляемые из валунов, кусков породы или толстых отщепов.
На протяжении каменного века форма, размеры и характер перечисленных орудий заметно эволюционируют. В более ранних комплексах Кавказа преобладают грубооббитые, массивные формы ручных рубил архаичных типов, в более поздних — более тщательно оббитые орудия этого типа овальной, сердцевидной и треугольной формы. Совершенствуется также техника расщепления камня: ядрища (нуклеусы) подвергаются предварительной подправке. Рука человека постепенно овладевает искусством нанесения более точного удара, дающего все более совершенные результаты. Орудия труда становятся уже более или менее специализированными. Для охоты использовали одни орудия, для разделки туши животных — другие, для производства самих орудий труда — третьи.
Уже в эпоху нижнего палеолита возникала орудийная и сигнальная деятельность высших млекопитающих (гоминид). В период 300–40 тыс. лет до н.э. произошел переход от рефлекторно-орудийной деятельности («инстинктивного труда» по терминологии К. Маркса) гоминид к сознательному труду человека. Человек продолжал пользоваться огнем, строил первые жилища. Складывались коллективная (общинная) собственность на добываемые продукты потребления и средства труда и своеобразное «иго коллективности», связанное с полным подчинением индивида роду и жесткой регламентацией всех сторон его жизни. Как отмечал историк Б.Ф. Поршнев («О начале человеческой истории»), исходные формы членораздельной речи и вторая сигнальная система формировались в процессе регулирования социальных отношений на принципах первобытного коммунизма. Первыми компонентами первобытного языка, выделившимися из языкового комплекса, были глаголы, побуждавшие выполнять требования морали выживания в критических условиях («не потребляй сам – отдай матери, детенышу»).
Средний палеолит (мустье 100-80 – 40-35 тыс. лет назад) - время значительного прогресса и все убыстряющегося развития первобытного общества - или эпоха мустье по наименованию местности во Франции, где впервые были найдены каменные орудия этого времени. В эпоху мустье вследствие наступления ледников произошло сильное похолодание (так называемое рисс-вюрмское оледенение). Новые климатические условия имели большое значение для дальнейшего развития и усовершенствования человека. Изменился растительный и животный мир, что привело к появлению новых форм трудовой деятельности человека. Появилась более теплая и совершенная одежда. Еще в ашельскую эпоху человек пользовался огнем, добытым случайно, например, при ударе молнии. Теперь же, в эпоху мустье, он научился добывать огонь при помощи трения. Люди жили в пещерах, под скальными навесами и в шалашах.
По своему физическому типу человек далеко ушел от питекантропа, но еще отличался от современного человека. По названию местности, где впервые были найдены костные остатки этого человека — Неандерталь в Германии, — он был назван неандертальцем. Зуб неандертальца был найден в Чиатурском районе в Грузии. Основным занятием неандертальцев была коллективная облавная охота на крупного зверя — мамонта, зубра, медведя, оленя, бизона.
Уже в период нижнего палеолита люди стали объединяться в производственные коллективы. В эпоху среднего палеолита появились зачатки рода. Разделение труда производилось по полу и возрасту.
В эту эпоху орудия труда стали более совершенны и разнообразны; со времени появления первых примитивных каменных орудий прошло много тысячелетий. Наиболее характерными для мустьерского времени были кремневые остроконечники треугольной формы и овальные скребла, а также миндалевидные орудия, проколки, ножевидные пластинки.
Находки мустьерских орудий и поселений известны во многих местах Северо-Западного Кавказа, на Черноморском побережье и в Закубанье.
Наиболее интересна стоянка на р. Иль в Закубанье. Иль-ская стоянка представляла собой открытый лагерь охотников. Здесь найдены каменные орудия — остроконечники, скребки, проколки, ножевидные пластинки, множество костей животных, остатки охотничьей добычи — не менее 2400 бизонов, кости мамонта, оленей, лошадей, дикого осла, кабана, пещерного медведя, гиены и волка. Жилища, очевидно, представляли собой шалаши, накрытые шкурами. Для жилья использовались и пещеры—находки мустьерского времени имеются в пещерах у Даховской (Закубанье), у Адлера, Хосты и в других местах Черноморского побережья. Находки позднемустьерского времени известны под скальными навесами (Губская Монашеская стоянка).
К эпохе среднего палеолита относятся наиболее древние каменные орудия, обнаруженные на территории Карачаево-Черкесии. В районе Кардоникской станицы Зеленчукского района в русле реки Кардоник найдено ручное рубильце в форме неправильного треугольника, овальное скребло, желваки, от которых отбивались куски кремня для орудий, отщепы. Кроме Кардоника, мустьерские орудия найдены близ ст. Зеленчукской, в Яворах и на Джеганасе.
Впериод верхнего палеолита появилась членораздельная речь как специфически человеческая форма общения. Членораздельная речь взвивалась и дифференцировалась в единстве с формами мышления и искусства. Выделились ряды слов, знаковых обозначений художественных символов для вычленения и типологизации явлений природы, ключевых моментов общественной жизнедеятельности. Возник человек современного типа – homo sapiens («человек разумный»). В конце древнекаменного века (верхний или поздний палеолит — 40—12 тыс. лет тому назад) люди по-прежнему занимались охотой на крупных животных и собирательством. Они научились строить примитивные жилища типа полуземлянок, но жили так же и в пещерах и под скальными навесами. Так, верхнепалеолитические орудия найдены в пещере на р. Ац, притоке р. Сочи. Стоянки позднего палеолита открыты на р. Губе в Лабинском районе. В одной из этих стоянок обнаружена плечевая кость позднепалеолитического человека.
Каменные орудия были разнообразны и дифференцированы. Наконечники копий служили для охоты; для обработки кожи, дерева и кости использовались скребки, резцы, ножевидные пластинки с притуплённой спинкой. Наряду с камнем для изготовления орудий стала широко применяться кость — найдены гарпуны, дротики и другие костяные орудия.
Орудия переходного типа — от верхнепалеолитического к мезолитическому — обнаружены в Карачаево-Черкесии, на стоянке Явора, близ сел. Маруха.
Шло интенсивное становление изобразительного искусства – скульптуры, рельефа, графики, живописи. На стенках пещер первобытные художники рисовали сцены охоты, имеющие магическое значение. Изображения бизонов, мамонтов и других животных поражают своей реалистичностью. В Абхазии близ Нового Афона, на стенках пещеры Агца открыты изображения хижин и другие рисунки, сделанные 20—15 тыс. лет тому назад.
Человеческий коллектив начал оформляться в родовое общество. Зародился матриархальный родовой строй, расцвет которого падает на следующие эпохи.
Вмезолите (12—6 тыс. лет тому назад) ледниковые явления прекратились. Установился теплый и влажный (так называемый атлантический) климат, способствовавший образованию чернозема, широколиственных лесов. Животный мир был представлен почти всеми современными видами.
Орудиями труда были наконечники копий, дротики, а также очень маленькие орудьица, так называемые микролиты — кремневые пластинки в виде треугольников, сегментов, трапеций; костяные и деревянные орудия, а также (судя по изображению) лук и стрелы с кремневыми наконечниками, уже была приручена собака. Люди занимались собирательством, охотой на оленя, косулю, кабанов.
В эпоху мезолита человек приручил собаку, изобрел лук и стрелы, лодку, освоил изготовление корзин, рыболовных сетей.
Вэпоху неолита первобытное общество перешло от хозяйства присваивающего типа (собирательство, охота) к хозяйству производящего типа (скотоводство, земледелие). Одновременно развивались прядение, ткачество, гончарное производство, появилась домашняя и ритуальная керамика, зародилась торговля. При примитивно-земледельческом хозяйстве, которое характерно для эпохи неолита, женщины пользовались широкими правами, так как именно они наряду с собирательством выполняли земледельческие работы. Матриархальный род объединял людей, связанных коллективным трудом и кровнородственными узами. При коллективном производстве была коллективной и собственность на основные орудия труда и производства. Все члены рода были равны, не было эксплуатации человека человеком. Браки внутри рода запрещались. Женившись, мужчина часто переходил в род жены. Но прочных супружеских пар тогда еще не было, и счет родства велся по материнской линии. Глиняные женские фигурки, найденные в неолитических и энеолитических памятниках Северного Кавказа, представляющие собой, очевидно, мать — прародительницу рода, отражают сущность стадии матриархата, когда основой родоплеменной организации было материнское родство.
Первобытная культура ориентировалась, прежде всего, на материально-вещественные, утилитарные ценности и конкретно-чувственные формы их репрезентации. В то же время в ней на первый план выдвигались магически значимые, фетишизированные и маркированные тотемными символами компоненты, поскольку считалось, что именно от них в первую очередь зависит выживание рода и племени. Развитие материальной культуры шло по линии доминирования охотничье-кочевого образа жизни (палеолит, мезолит) с переходом к земледельческо-оседлому (неолит). В первобытной картине мира преобладали моменты движения (кинетизм) и мифологического, знаково-символического и спиритуалистического опосредования важных видов коллективной жизнедеятельности (магизм). О многих особенностях первобытной культуры мы можем судить по стилю жизни, формам знаково-символической деятельности так называемых архаических племен, рассеянных в заповедных уголках земли. К числу наиболее распространенных ранних форм верований первобытных и архаических племен относятся фетишизм, тотемизм, анимизм. Среди древнейших священных поклонений следует выделить погребальный, аграрные, промысловые, эротические, астрально-солярные культы. Наряду с ними появлялись персонализированные культы вождей, племенных богов, тотемных животных и т.п. Центр знакового мира всегда занимал культ предков, которые представлялись самыми главными участниками великой борьбы за выживание и воспринимались как «первичные божества».
Культовые системы сложились на почве магии в эпоху неолита. М. Холлингсворт пишет: «Возникли многочисленные общины с их весьма сложными религиозными обрядами. Раскопки на юге Турции, в Чатал-Гуюке, неоспоримо доказывают, что уже около 6000 г. до н.э. свершались обряды, связанные с культом священного быка (тура), и его рогами украшались места капищ. В разных частях Европы люди поклонялись различным божествам, в честь которых устраивались и разнообразные обряды. Значение тепла и солнечного света для занятий земледелием определило возникновение большого числа общин-солнцепоклонников». Определим фундаментальные формообразования пралогического мышления и ритуализированного поведения, характеризующие первобытную культуру.
Фетишизм (от порт, feitico – талисман) – вера в сверхъестественные, чудотворные свойства выделенных естественных объектов или искусственно созданных предметов (реже – растений, животных и даже человека), превращение тех и других в протосимволы, тайным и чудесным образом благотворно влияющие на ключевые моменты жизнедеятельности рода и племени.
Тотемизм (от «от - тотем», слова из языка индейцев-оджибве, означающего «его род») основан на вере человека в существование тотемов, т.е. каких-либо животных, реже – растений, в исключительных случаях – неорганических предметов, явлений природы, считающихся его кровными родственниками (а позднее – предками). У белорусов одним из основных тотемов являлся медведь. Тотем свят, его запрещено убивать и поедать (исключение – влекущие за собой «воскресение» случаи ритуального убийства и поедания), разрушать и вообще наносить ему какой-либо ущерб. Святость тотема символически подкрепляется в магических обрядах жертвоприношения, якобы мистически воздействующих на него и возбуждающих в нем направленные благие действия.
Таинственные перевоплощения тотемов и их сверхъестественные воздействия на живущих, целеполагаемые странствия в земном и сакральном мирах, как правило, сопровождаются разнообразными мифологическими историями.
Анимизм (от лат. anima – душа) – это вера в существование у человека его «двойника» – души или нескольких душ; кроме того, анимизм предполагает веру в одушевленность различных природных и даже космических объектов.
Магия (от греч. mageia – колдовство) возникла в зрелом первобытном обществе. Будучи основана на пралогических формах мышления, магия представляет собой не только определенную совокупность фантастических идей и верований, но также выдуманную систему сверхъестественных, чудотворных практических приемов, обеспечивающих иллюзорно-мистическое воздействие на мир с целью полного подчинения человеку жизненно важных природных, социокосмических процессов и универсального управления ими.
О некоторых колдовских приемах первобытных людей рассказывают их произведения искусства: изображение пронзенной копьями фигуры медведя, рисунок быка с вонзившимся в сердце гарпуном и т.п. Здесь перед нами так называемая гомеопатическая, или имитативная, магия, основанная на законе подобия. «Убивая» изображение зверя, первобытный охотник искренне надеялся на то, что это обязательно поможет ему в охоте на реального прототипа. Вторая разновидность первобытной магии – это магия контагиозная, основанная на прямом взаимодействии мага с интересующими его атрибутами.
Таково, согласно Дж. Фрэзеру («Золотая ветвь»), основное деление симпатической магии. Цели магических действий разнообразны: позитивные (с благожелательными намерениями, например, оказать помощь ближним), предохранительные и негативные (деструктивные, разрушительные, с целью поразить врагов оккультными силами).
Магия породила мифологию, «незаконнорожденной» дочерью которой стала религия. В отличие от религии мифология сводит сверхъестественное к естественному, космическое к бытовому, непознаваемое к познаваемому. Любая религия, желая приблизиться к уровню человеческого понимания, пользуется услугами преображенной мифологии.
Первобытный человек, представитель архаической культуры, не рассуждая, верил в беспредельную действительность магии и мифологическую связь «всего со всем», взаимоперетекаемость всех зримых и незримых явлений.
Миф – это высшая форма архаического пралогического мышления, причудливо сочетающая фантастическое и реальное в первозданной картине мира. Миф – первичная форма протопонимания мира, включающая в себя зачаточные попытки объяснения происходящих в нем процессов. Функции мифа в первобытном обществе многоплановы: фантастическое объяснение первоначального устройства универсума; сакральное обоснование универсального порядка в обществе, его устоев, моральных норм; придание престижа незыблемым традициям; культовое подкрепление руководства практической деятельностью; самая ранняя форма накопления знаний. В мифах смешивались объективные и иллюзорные представления о «ближнем» и «дальнем» мирах. Это был способ чувственно-наглядного выражения магических верований с помощью повествования о ключевых моментах исторической жизни, о славном прошлом. Миф – иллюзионная история сообщества. Миф как антропофатическое мировоззрение, основанное на принципе одухотворения сущего, формировался в неразрывной связи с магией, оказывая вместе с ней влияние на генезис искусства.
Согласно мнению специалистов, магия и миф вырастают из синкретизма первобытного мыследействия, отдельные проявления которого можно наблюдать в детском игровом творчестве. Обратимся снова к уже цитированной книге «Ранние формы искусства»: «Возникновение и расцвет мифа характерны именно для эпохи первобытного синкретизма. Магия – это практика синкретического сознания, тогда как миф – его теория. Лишь по мере общественного развития из этого сложного целого, отражающего синкретическое мировоззрение первобытного общества, постепенно разовьются, дифференцируясь, и собственно религия, и этика, и искусство, и наука, и обычное право...
Первобытный «театр» был не только тренировкой удачной охоты, но и включал в себя специализированные магические обряды, также приноравливаемые к охотничьему успеху. На стенах пещер мы видим преимущественно изображения не случайных зверей, а тотемов или, по крайней мере, тех животных, которые вошли в мифологическую картину мира в качестве базисных символов. Женская статуэтка, как отмечает А.Д. Столяр, этот абстрактно-конкретный женский образ олицетворял родовую сущность женщины как первоисточника человеческих жизней и таинственную магическую связь с промысловым зверем – основным источником существования. Не случайно символо-образы зверя и женщины тесно скоррелированы в первобытном искусстве и ранней мифологической картине мира. Искусность руки н меткость глаза дали возможность создавать великолепные, мастерские изображения. Но сказать, что они ни в каком отношении не примитивны, было бы тоже неверно.
Обозревая первобытную культуру в целом, можно выделить следующие ее особенности. Первобытная культура – это культура доклассовая, догосударственная, дописьменная. Она долго носила синкретический (нерасчлененный) характер, что являлось следствием примитивности системы потребностей первобытного человека и его деятельности. Сами потребности были не дифференцированы. Трудовые операции, художественная деятельность, магические обряды в первобытном обществе переплетались между собой