Характерные черты первобытной культуры.

Хронология истории первобытнообщинного строя строится на археологической периодизации. В соответствии с ней начальной эпохой человеческой истории является каменный век (2,5 млн. – 4 тыс. лет назад), который делится на палеолит (2,5 млн. – 10 тыс. лет назад), мезолит (10–6 тыс. лет назад) и неолит (6–4 тыс. лет назад), а также энеолит – медно-каменный век (III – начало II тыс. до н.э.).

В палеолите выделяют два основных периода – нижний палеолит (ашель 2,5 млн. – 80 тыс. лет назад), завершающийся, по данным специалистов, мустьерской эпохой (примерно 90– 40 тыс. лет назад), и верхний палеолит (40–10 тыс. лет назад). За ранним этапом верхнего палеолита следуют периоды: ориньяка (30–19 тыс. лет назад), солютре(19–15 тыс. лет назад), мадлен (15–10 тыс. лет назад).

Нижний палеолит (ашель 400-80 тыс. лет назад). На Северном Кавказе первобытные люди появились не позже ашеля. Таким образом, Северный Кавказ в целом был заселен человеком уже на донеандертальской стадии.

Естественной границей расселения первобытных людей была нынешняя Манычская впадина, так как в ледниковую эпоху здесь неоднократно образовывался широкий пролив, который соеденял акватории древнего Каспия и Черного моря. Наибольшей ширины этот пролив достигал в межледниковые периоды, когда талые воды устремлялись по руслу Волги в Каспий и уровень моря поднимался на десятки метров, а Манычская впадина превращалась в глубокий и широкий канал, в непреодолимую преграду для первобытного человека.

Однако и в периоды оледенений степное Предкавказье, как и все Волго-Донское междуречье, было малопривлекательным для охотников и рыболовов. Правда, уровень воды в Манычском проливе резко понижался, а подчас пересыхал, но зато устанавливался арктический приледниковый климат и животные, а с ними и человек вынуждены были мигрировать на юг, ближе к предгорьям. Люди искалиубежища в пещерах и гротах, под скальными навесами. Но и вледниковый период Северный Кавказ и Юго-Восточная Европа были связаны между собой, примером чему служит Ильская стоянка на Кубани.

Но в целом устойчивые связи существовали с Закавказьем.

Охотники и собиратели, судя по раскопкам стоянок, освоили различные природные области Кавказа и различ­ные высотные ландшафты, зоны, приспособив свое охотничье-собира­тельское хозяйство к конкретным географическим условиям. В горно-лес­ных районах Западного Кавказа, например, они охотились главным об­разом на крупных нестадных хищников (пещерный медведь),

Эта специализированная охота свидетельствует о достаточно отработанной системе охотничьего промысла. Важнейшей особенностью такого первобытного охотничьего промысла являлся его коллективный характер: объединенные усилия коллектива возмещали низкую техническую вооруженность древних охот­ников.

Люди каменного века на Кавказе были относительно оседлыми и селились главным образом в пещерах, являвшихся естественными жили­щами. В периоды оледенений они вынуждены были покидать районы вы­сокогорных пещер и тогда предгорья, куда мигрировали люди из-за наступления ледника, оказывались наиболее густо заселенными.

Каменные орудия в Прикубанье изготавливались из осадочных пород (кремень, сланец, песчаник). В составе ин­вентаря древних стоянок встречаются многочисленные ядрища (нук­леусы) и скалываемые с них заготовки для орудий (отщепы и прими­тивные пластины), а также сами орудия: грубые скребки разных типов, рубящие орудия (чопперы), различные острия, скребки и другие изде­лия. Особенно характерны так называемые ручные рубила — крупные массивные орудия (длиной до 15—20 см), изготовляемые из валунов, кусков породы или толстых отщепов.

На протяжении каменного века форма, размеры и характер пере­численных орудий заметно эволюционируют. В более ранних комплексах Кавказа преобладают грубооббитые, массивные формы руч­ных рубил архаичных типов, в более поздних — более тща­тельно оббитые орудия этого типа овальной, сердцевидной и треугольной формы. Совершенствуется также техника расщепления камня: ядрища (нуклеусы) подвергаются предварительной подправке. Рука человека по­степенно овладевает искусством нанесения более точного удара, дающего все более совершенные результаты. Орудия труда становятся уже более или менее специализированными. Для охоты использовали одни орудия, для разделки туши животных — другие, для производства самих орудий труда — третьи.

Уже в эпоху нижнего палеолита возникала орудийная и сигнальная деятельность высших млекопитающих (гоминид). В период 300–40 тыс. лет до н.э. произошел переход от рефлекторно-орудийной деятельности («инстинктивного труда» по терминологии К. Маркса) гоминид к сознательному труду человека. Человек продолжал пользоваться огнем, строил первые жилища. Складывались коллективная (общинная) собственность на добываемые продукты потребления и средства труда и своеобразное «иго коллективности», связанное с полным подчинением индивида роду и жесткой регламентацией всех сторон его жизни. Как отмечал историк Б.Ф. Поршнев («О начале человеческой истории»), исходные формы членораздельной речи и вторая сигнальная система формировались в процессе регулирования социальных отношений на принципах первобытного коммунизма. Первыми компонентами первобытного языка, выделившимися из языкового комплекса, были глаголы, побуждавшие выполнять требования морали выживания в критических условиях («не потребляй сам – отдай матери, детенышу»).

Средний палеолит (мустье 100-80 – 40-35 тыс. лет назад) - время значительного про­гресса и все убыстряющегося развития первобытного общества - или эпоха мустье по наименованию местности во Франции, где впер­вые были найдены каменные орудия этого времени. В эпоху мустье вслед­ствие наступления ледников произошло сильное похолодание (так называемое рисс-вюрмское оледенение). Новые климатиче­ские условия имели большое значение для дальнейшего разви­тия и усовершенствования человека. Изменился растительный и животный мир, что привело к появлению новых форм трудовой деятельности человека. Появилась более теплая и совершен­ная одежда. Еще в ашельскую эпоху человек пользовался ог­нем, добытым случайно, например, при ударе молнии. Теперь же, в эпоху мустье, он научился добывать огонь при помощи трения. Люди жили в пещерах, под скальными навесами и в шалашах.

По своему физическому типу человек далеко ушел от пите­кантропа, но еще отличался от современного человека. По на­званию местности, где впервые были найдены костные остатки этого человека — Неандерталь в Германии, — он был назван неандертальцем. Зуб неандертальца был найден в Чиатурском районе в Грузии. Основным занятием неандертальцев была коллективная об­лавная охота на крупного зверя — мамонта, зубра, медведя, оленя, бизона.

Уже в период нижнего палеолита люди стали объединяться в производственные коллективы. В эпоху среднего палеолита появились зачатки рода. Разделение труда производилось по полу и возрасту.

В эту эпоху орудия труда стали более совершенны и разно­образны; со времени появления первых примитивных каменных орудий прошло много тысячелетий. Наиболее характерными для мустьерского времени были кремневые остроконечники треугольной формы и овальные скребла, а также миндалевидные орудия, проколки, ножевидные пластинки.

Находки мустьерских орудий и поселений известны во мно­гих местах Северо-Западного Кавказа, на Черноморском побе­режье и в Закубанье.

Наиболее интересна стоянка на р. Иль в Закубанье. Иль-ская стоянка представляла собой открытый лагерь охотников. Здесь найдены каменные орудия — остроконечники, скребки, проколки, ножевидные пластинки, множество костей животных, остатки охотничьей добычи — не менее 2400 бизонов, кости ма­монта, оленей, лошадей, дикого осла, кабана, пещерного медве­дя, гиены и волка. Жилища, очевидно, представляли собой ша­лаши, накрытые шкурами. Для жилья использовались и пеще­ры—находки мустьерского времени имеются в пещерах у Даховской (Закубанье), у Адлера, Хосты и в других местах Черномор­ского побережья. Находки позднемустьерского времени извест­ны под скальными навесами (Губская Монашеская стоянка).

К эпохе среднего палеолита относятся наиболее древние ка­менные орудия, обнаруженные на территории Карачаево-Чер­кесии. В районе Кардоникской станицы Зеленчукского района в русле реки Кардоник найдено ручное рубильце в форме неправильного треугольника, овальное скребло, желваки, от кото­рых отбивались куски кремня для орудий, отщепы. Кроме Кардоника, мустьерские орудия найдены близ ст. Зеленчукской, в Яворах и на Джеганасе.

Впериод верхнего палеолита появилась членораздельная речь как специфически человеческая форма общения. Членораздельная речь взвивалась и дифференцировалась в единстве с формами мышления и искусства. Выделились ряды слов, знаковых обозначений художественных символов для вычленения и типологизации явлений природы, ключевых моментов общественной жизнедеятельности. Возник человек современного типа – homo sapiens («человек разумный»). В конце древнекаменного века (верхний или поздний палеолит — 40—12 тыс. лет тому назад) люди по-прежнему занимались охотой на крупных животных и собирательством. Они научились строить при­митивные жилища типа полуземлянок, но жили так же и в пе­щерах и под скальными навесами. Так, верхнепалеолитические орудия найдены в пещере на р. Ац, притоке р. Сочи. Стоянки позднего палеолита открыты на р. Губе в Лабинском районе. В одной из этих стоянок обнаружена плечевая кость позднепалеолитического человека.

Каменные орудия были разнообразны и дифференцирова­ны. Наконечники копий служили для охоты; для обработки кожи, дерева и кости использовались скребки, резцы, ножевидные пластинки с притуплённой спинкой. Наряду с камнем для изго­товления орудий стала широко применяться кость — найдены гарпуны, дротики и другие костяные орудия.

Орудия переходного типа — от верхнепалеолитического к ме­золитическому — обнаружены в Карачаево-Черкесии, на стоянке Явора, близ сел. Маруха.

Шло интенсивное становление изобразительного искусства – скульптуры, рельефа, графики, живописи. На стенках пещер перво­бытные художники рисовали сцены охоты, имеющие магическое значение. Изображения бизонов, мамонтов и других животных поражают своей реалистичностью. В Абхазии близ Нового Афона, на стенках пещеры Агца открыты изображения хижин и другие рисунки, сделанные 20—15 тыс. лет тому назад.

Человеческий коллектив начал оформляться в родовое обще­ство. Зародился матриархальный родовой строй, расцвет кото­рого падает на следующие эпохи.

Вмезолите (12—6 тыс. лет тому назад) ледниковые явления прекратились. Установился теплый и влажный (так называемый атлантический) климат, способствовавший образованию чернозема, широколиственных лесов. Животный мир был представлен почти всеми современны­ми видами.

Орудиями труда были наконечники копий, дротики, а также очень маленькие орудьица, так называемые микролиты — кремневые пластинки в виде треугольников, сегментов, трапеций; костяные и деревянные орудия, а также (судя по изображению) лук и стрелы с кремневыми наконечниками, уже была приручена соба­ка. Люди занимались собирательством, охотой на оленя, косу­лю, кабанов.

В эпоху мезолита человек приручил собаку, изобрел лук и стрелы, лодку, освоил изготовление корзин, рыболовных сетей.

Вэпоху неолита первобытное общество перешло от хозяйства присваивающего типа (собирательство, охота) к хозяйству производящего типа (скотоводство, земледелие). Одновременно развивались прядение, ткачество, гончарное производство, появилась домашняя и ритуальная керамика, зародилась торговля. При примитивно-земледельческом хозяй­стве, которое характерно для эпохи неолита, женщины поль­зовались широкими правами, так как именно они наряду с собирательством выполняли земледельческие работы. Матриархальный род объединял людей, связанных коллектив­ным трудом и кровнородственными узами. При коллектив­ном производстве была коллективной и собственность на основные орудия труда и производства. Все члены рода были равны, не было эксплуатации человека человеком. Браки внутри рода запрещались. Женившись, мужчина часто перехо­дил в род жены. Но прочных супружеских пар тогда еще не бы­ло, и счет родства велся по материнской линии. Глиняные жен­ские фигурки, найденные в неолитических и энеолитических па­мятниках Северного Кавказа, представляющие собой, очевидно, мать — прародительницу рода, отражают сущность стадии матриархата, когда основой родоплеменной организации было материнское родство.

Первобытная культура ориентировалась, прежде всего, на материально-вещественные, утилитарные ценности и конкретно-чувственные формы их репрезентации. В то же время в ней на первый план выдвигались магически значимые, фетишизированные и маркированные тотемными символами компоненты, поскольку считалось, что именно от них в первую очередь зависит выживание рода и племени. Развитие материальной культуры шло по линии доминирования охотничье-кочевого образа жизни (палеолит, мезолит) с переходом к земледельческо-оседлому (неолит). В первобытной картине мира преобладали моменты движения (кинетизм) и мифологического, знаково-символического и спиритуалистического опосредования важных видов коллективной жизнедеятельности (магизм). О многих особенностях первобытной культуры мы можем судить по стилю жизни, формам знаково-символической деятельности так называемых архаических племен, рассеянных в заповедных уголках земли. К числу наиболее распространенных ранних форм верований первобытных и архаических племен относятся фетишизм, тотемизм, анимизм. Среди древнейших священных поклонений следует выделить погребальный, аграрные, промысловые, эротические, астрально-солярные культы. Наряду с ними появлялись персонализированные культы вождей, племенных богов, тотемных животных и т.п. Центр знакового мира всегда занимал культ предков, которые представлялись самыми главными участниками великой борьбы за выживание и воспринимались как «первичные божества».

Культовые системы сложились на почве магии в эпоху неолита. М. Холлингсворт пишет: «Возникли многочисленные общины с их весьма сложными религиозными обрядами. Раскопки на юге Турции, в Чатал-Гуюке, неоспоримо доказывают, что уже около 6000 г. до н.э. свершались обряды, связанные с культом священного быка (тура), и его рогами украшались места капищ. В разных частях Европы люди поклонялись различным божествам, в честь которых устраивались и разнообразные обряды. Значение тепла и солнечного света для занятий земледелием определило возникновение большого числа общин-солнцепоклонников». Определим фундаментальные формообразования пралогического мышления и ритуализированного поведения, характеризующие первобытную культуру.

Фетишизм (от порт, feitico – талисман) – вера в сверхъестественные, чудотворные свойства выделенных естественных объектов или искусственно созданных предметов (реже – растений, животных и даже человека), превращение тех и других в протосимволы, тайным и чудесным образом благотворно влияющие на ключевые моменты жизнедеятельности рода и племени.

Тотемизм (от «от - тотем», слова из языка индейцев-оджибве, означающего «его род») основан на вере человека в существование тотемов, т.е. каких-либо животных, реже – растений, в исключительных случаях – неорганических предметов, явлений природы, считающихся его кровными родственниками (а позднее – предками). У белорусов одним из основных тотемов являлся медведь. Тотем свят, его запрещено убивать и поедать (исключение – влекущие за собой «воскресение» случаи ритуального убийства и поедания), разрушать и вообще наносить ему какой-либо ущерб. Святость тотема символически подкрепляется в магических обрядах жертвоприношения, якобы мистически воздействующих на него и возбуждающих в нем направленные благие действия.

Таинственные перевоплощения тотемов и их сверхъестественные воздействия на живущих, целеполагаемые странствия в земном и сакральном мирах, как правило, сопровождаются разнообразными мифологическими историями.

Анимизм (от лат. anima – душа) – это вера в существование у человека его «двойника» – души или нескольких душ; кроме того, анимизм предполагает веру в одушевленность различных природных и даже космических объектов.

Магия (от греч. mageia – колдовство) возникла в зрелом первобытном обществе. Будучи основана на пралогических формах мышления, магия представляет собой не только определенную совокупность фантастических идей и верований, но также выдуманную систему сверхъестественных, чудотворных практических приемов, обеспечивающих иллюзорно-мистическое воздействие на мир с целью полного подчинения человеку жизненно важных природных, социокосмических процессов и универсального управления ими.

О некоторых колдовских приемах первобытных людей рассказывают их произведения искусства: изображение пронзенной копьями фигуры медведя, рисунок быка с вонзившимся в сердце гарпуном и т.п. Здесь перед нами так называемая гомеопатическая, или имитативная, магия, основанная на законе подобия. «Убивая» изображение зверя, первобытный охотник искренне надеялся на то, что это обязательно поможет ему в охоте на реального прототипа. Вторая разновидность первобытной магии – это магия контагиозная, основанная на прямом взаимодействии мага с интересующими его атрибутами.

Таково, согласно Дж. Фрэзеру («Золотая ветвь»), основное деление симпатической магии. Цели магических действий разнообразны: позитивные (с благожелательными намерениями, например, оказать помощь ближним), предохранительные и негативные (деструктивные, разрушительные, с целью поразить врагов оккультными силами).

Магия породила мифологию, «незаконнорожденной» дочерью которой стала религия. В отличие от религии мифология сводит сверхъестественное к естественному, космическое к бытовому, непознаваемое к познаваемому. Любая религия, желая приблизиться к уровню человеческого понимания, пользуется услугами преображенной мифологии.

Первобытный человек, представитель архаической культуры, не рассуждая, верил в беспредельную действительность магии и мифологическую связь «всего со всем», взаимоперетекаемость всех зримых и незримых явлений.

Миф – это высшая форма архаического пралогического мышления, причудливо сочетающая фантастическое и реальное в первозданной картине мира. Миф – первичная форма протопонимания мира, включающая в себя зачаточные попытки объяснения происходящих в нем процессов. Функции мифа в первобытном обществе многоплановы: фантастическое объяснение первоначального устройства универсума; сакральное обоснование универсального порядка в обществе, его устоев, моральных норм; придание престижа незыблемым традициям; культовое подкрепление руководства практической деятельностью; самая ранняя форма накопления знаний. В мифах смешивались объективные и иллюзорные представления о «ближнем» и «дальнем» мирах. Это был способ чувственно-наглядного выражения магических верований с помощью повествования о ключевых моментах исторической жизни, о славном прошлом. Миф – иллюзионная история сообщества. Миф как антропофатическое мировоззрение, основанное на принципе одухотворения сущего, формировался в неразрывной связи с магией, оказывая вместе с ней влияние на генезис искусства.

Согласно мнению специалистов, магия и миф вырастают из синкретизма первобытного мыследействия, отдельные проявления которого можно наблюдать в детском игровом творчестве. Обратимся снова к уже цитированной книге «Ранние формы искусства»: «Возникновение и расцвет мифа характерны именно для эпохи первобытного синкретизма. Магия – это практика синкретического сознания, тогда как миф – его теория. Лишь по мере общественного развития из этого сложного целого, отражающего синкретическое мировоззрение первобытного общества, постепенно разовьются, дифференцируясь, и собственно религия, и этика, и искусство, и наука, и обычное право...

Первобытный «театр» был не только тренировкой удачной охоты, но и включал в себя специализированные магические обряды, также приноравливаемые к охотничьему успеху. На стенах пещер мы видим преимущественно изображения не случайных зверей, а тотемов или, по крайней мере, тех животных, которые вошли в мифологическую картину мира в качестве базисных символов. Женская статуэтка, как отмечает А.Д. Столяр, этот абстрактно-конкретный женский образ олицетворял родовую сущность женщины как первоисточника человеческих жизней и таинственную магическую связь с промысловым зверем – основным источником существования. Не случайно символо-образы зверя и женщины тесно скоррелированы в первобытном искусстве и ранней мифологической картине мира. Искусность руки н меткость глаза дали возможность создавать великолепные, мастерские изображения. Но сказать, что они ни в каком отношении не примитивны, было бы тоже неверно.

Обозревая первобытную культуру в целом, можно выделить следующие ее особенности. Первобытная культура – это культура доклассовая, догосударственная, дописьменная. Она долго носила синкретический (нерасчлененный) характер, что являлось следствием примитивности системы потребностей первобытного человека и его деятельности. Сами потребности были не дифференцированы. Трудовые операции, художественная деятельность, магические обряды в первобытном обществе переплетались между собой