Упрощение торговых процедур
Современный механизм функционирования таможенной, транспортной систем, международных платежей непосредственно связан с новым понятием в международной экономике – упрощение торговых процедур.
Необходимость упрощения международных торговых процедур возникла в связи с увеличением внешнеторговых товаропотоков, повышением спроса на скоростные доставки и современные логистические цепочки, развитием международной торговли компонентами, широким использованием контейнерных перевозок. В результате таможне пришлось обслуживать увеличивающиеся грузопотоки при имеющихся ресурсах.
Основная цель упрощения торговли заключается в том, чтобы уменьшить для предприятий сложности осуществления операций международной торговли, связанные с увеличением количества нетарифных барьеров, ростом документооборота, при одновременном обеспечении оптимальной эффективности и действенности государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью.
Так, в среднем по каждой международной торговой сделке готовится до 40 различных документов (товарных, таможенных, транспортных и платежных), а с учетом копий - более чем в 360 экземплярах (таблица 10). Причем большое количество данных в этих документах просто повторяются. Затраты на документооборот оценивается в размере от 7% до 15% от общей цены сделки. [3].
Таблица 10 – Количество документов по экспортно-импортным операциям и время их оформления по странам мира
Страна | Экспорт | Импорт | ||||
число документов | время (дней) | стоимость (долл./контейнер) | число документов | время (дней) | стоимость (долл./контейнер) | |
Афганистан | ||||||
Азербайджан | ||||||
Казахстан | ||||||
Кыргызстан | - | - | - | |||
Таджикистан | ||||||
Узбекистан | ||||||
ЕС в среднем | ||||||
США | ||||||
Сингапур | ||||||
В среднем в мире |
Источник: база данных Всемирного банка «Doing Business» за 2006 г.
Упрощение международных торговых процедур явилось предметом активных обсуждений лишь в начале 21-го столетия. Ранее он поднимался в рамках ряда международных торговых организаций.
Странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) проблема стала детально прорабатываться в процессе подготовки к вступлению в Европейский союз (ЕС), а именно, при присоединении к Европейскому Таможенному Союзу. После расширения ЕС, упрощение торговых процедур стало актуальным для стран «непосредственных соседей» – России, Украины, Беларуси, Молдовы.
Первые инициативы по упрощению торговли были связаны с ростом международной торговли и возникли в 60-ые годы 20-го столетия, когда при Экономической Комиссии ООН для Европы (ЕЭК) была создана рабочая группа №4 (Working Party 4 – WP.4) по упрощению процедур международной торговли). В 1996 году эта группа была преобразована в Центр ООН по Упрощению Процедур Торговли и Электронным Деловым Операциям (СЕФАКТ ООН).
Русскоязычная версия понятия «упрощение торговых процедур» принята как соответствующая английскому термину Trade Facilitation. Trade Facilitation – термин весьма популярный на западе и достаточно новый для стран постсоветского пространства. Он произошел от латинского facilis, французского facile - упрощать, помогать, способствовать. Понятие Trade Facilitation получило несколько переводов на русский язык. Наиболее часто в литературе встречается два из них: содействие торговле и упрощение торговли.
По трактовке международных организаций (СЕФАКТ ООН, ВТО, ЮНКТАД и др.) выделяется два основных подхода к определению понятия упрощения торговых процедур: узкое определение, сводящее содействие торговле к упрощению таможенных правил и широкий взгляд, когда содействие торговле распространяется не только на таможенные процедуры и технические требования, но и на создание адекватной политической и экономической среды для эффективного осуществления коммерческих сделок. Значительное внимание уделяется государству как одному из участников торговой сделки, обеспечивающему предсказуемость и прозрачность торговой политики.
По каким же конкретно направлениям идет работа на практике, когда мы говорим об упрощении торговых процедур? Ответ на данный вопрос сформулирован в Рекомендации №18 СЕФАКТ ООН, в рамках которого работает Рабочая группа по анализу деловых операций.
Рекомендация №18 была принята еще в сентябре 1981 года Рабочей группой №4 по упрощению процедур международной торговли, а затем пересмотрена СЕФАКТ ООН в 1992 году. Международная торговая сделка рассматривается в качестве единого целого, а не ряда разрозненных операций, в которых участвуют различные субъекты, такие, как экспортер, импортер, экспедитор, таможня, перевозчик, банк и др. Реализация международной торговой сделки предполагает предсказуемое и недискриминационное регулирование по четырем группам взаимосвязанных между собой мер:
1) торговые меры;
2) меры, касающиеся международных платежей;
3) официальные меры контроля;
4) меры, касающиеся транспорта.
Группы мер носят весьма практический характер и имеют целью стандартизацию процедур по международным торговым сделкам и сокращение времени и издержек, необходимых для их выполнения.
Наибольшую работу по упрощению торговли проводят международные организации, такие как:
- Центр ООН по Упрощению Процедур Торговли и Электронным Деловым Операциям (СЕФАКТ ООН),
- Международный торговый центр (МТЦ),
- Международный совет по торговле и развитию (ЮНКТАД).
Центр ООН по Упрощению Процедур Торговли и Электронным Деловым Операциям (СЕФАКТ ООН) разрабатывает международные стандарты и рекомендации с целью сокращения бумажного документооборота и компьютеризации торговых процедур. В рамках ООН CEFACT относится к Европейской Экономической Комиссии (UN/ECE). За время работы UN/CEFACT (с 1996 года) издали более 1400 рабочих документов, 30 рекомендаций по упрощению процедур в торговле, многие из которых стали международными стандартами ISO, и Справочник элементов данных в торговле (Trade Data Elements Directory), который также стал международным стандартом ISO.
Международный торговый центр (МТЦ) является межправительственной организацией системы ООН, находящейся в двойном подчинении у ЮНКТАД и ВТО. Он образован 1 января 1968 года в рамках ГАТТ. Первоочередное внимание в его деятельности уделяется программам подготовки кадров в вопросах содействия экспорту, исследования рынков и маркетинга, а также экспортному ценообразованию, упаковке и контролю качества экспортных товаров, методам закупок на международных рынках и системам управления поставками. МТЦ имеет компьютеризированный банк данных на 26 тыс. компаний (из которых 17 тысяч – импортирующие и 9 тысяч – экспортирующие), информацию по внешней торговле 140 стран мира и о 2 тысячах товарных групп.
Международный совет по торговле и развитию (ЮНКТАД) ответственен за реализацию и внедрение «продуктов», разработанных СЕФАКТ и МТЦ. ЮНКТАД была инициирована специальная Программа по созданию «Центров по вопросам торговли» («Trade Point»). Основными задачами Центров являются информационное обеспечение участников внешнеторговой деятельности, оказание помощи экспортерам и импортерам при выходе на зарубежные рынки, использование электронного обмена данными для сокращения документооборота при заключении и совершении сделок, упрощение торговых процедур с использованием современных стандартов передачи данных, в т.ч. стандартов ООН ЭДИФАКТ (EDIFACT - Electronic Data Interchange For Administration, Commerce and Transport). Другие инициативы ЮНКТАД затрагивают транспортный сектор, в частности, развитие портов, электронных методов управления транспортом.
Помимо трех организаций ООН в упрощении торговли участвуют другие международные организации – Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная таможенная организация (WCO), Комиссия ООН по праву международной торговли – ЮНСИТРАЛ, Международная торговая палата (МТП) и др.
Среди межправительственных организаций самое непосредственное отношение к содействию торговлеимеет Всемирная таможенная организация. WCO была создана в 1953 году и объединяет 142 страны участницы. Огромное значение имеет, разработанная WCO, Киотская конвенция- Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур 1974 года. С 1999 год Совет WCO пересмотрел Киотскую конвенцию и принял ее для эффективной работы таможенных организаций в XXI веке как обязательный документ для всех стран участниц, в отличии от предыдущего варианта, который носил рекомендательный характер.
Положения Киотской конвенции направлены на гармонизацию таможенных процедур в различных странах мира. В настоящее время, во многих странах (ЕС, России, Украине и др.) наблюдается практически непрерывный процесс пересмотра процедур, в особенности таможенными службами, в связи с осуществлением положений Киотской конвенции.
В соответствии с рекомендациями СЕФАКТ ООН Правительствам рекомендуется создавать и поддерживать национальные органы по упрощению процедур торговли со сбалансированным участием представителей частного сектора и чиновников государственного секта. В некоторых странах «Национальные Организации по Упрощению Процедур Торговли» стали именовать «Комитет ПРО». В Республике Беларусь идет процесс по созданию национальных органов по упрощению процедур торговли и развитию электронного бизнеса. Такой специализированный орган – БелПРО был создан при Национальном центре маркетинга и конъюнктуры цен в 2001 году Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2000 г. № 1928. Но наиболее активно на практике вопросами упрощения торговых процедур в Беларуси занимается Государственный таможенный комитет РБ.
В результате деятельности международных организаций, инициатив региональных торговых блоков, национальных органов PRO создано достаточно механизмов содействующих устранению организационных препятствий на пути международных товарных потоков. Использование многообразных инструментов будет эффективно лишь при их комплексном применении на всех этапах процесса упрощения торговли, а именно следующих:
1. Сбор информации, анализ процедур, отмена ненужных формальностей.
2. Упрощение, гармонизация и стандартизация формальностей.
3. Создание условий для выполнения упрощенных процедур и формальностей.
Основной целью первого этапа является выявление и отмена ненужных формальностей и процедур. С другой стороны, новые технологии и методы, применяемые в торговле, требуют введения новых формальностей, например положения о безопасности электронного документооборота. На данном этапе проводится анализ всех барьеров в целом. Требуется одновременное участие всех имеющих отношение к внешнеэкономическим сделкам правительственных учреждений, занимающихся вопросами торговли, транспорта, иммиграции, таможен, безопасности, здравоохранения, ветеринарного контроля и карантина растений, а также контроля качества. В соответствии с рекомендациями СЕФАКТ, для сбора правдивой и полной информации, необходимо создать систему консультаций с частным сектором. Только в условиях эффективной координации деятельности различных учреждений возможно достижение цели, поставленной на данном этапе.
На втором этапе основной целью является упрощение, гармонизация и стандартизация формальностей, в результате чего ожидается понижение цены сделки. Для достижения каждой из этих целей используется определенная группа инструментов.
Упрощение означает процесс устранения всех излишних и дублирующих элементов в формальностях и процедурах. Для этого используются следующие инструменты:
Ø объединение ряда административных документов в единый документ;
Ø совместная обработка: принцип «единого окна» и «единой остановки»;
Ø компьютеризация таможенной очистки.
Примерами объединения ряда административных документов в единый являются Единый административный документ ЕС (SAD), Коносамент Международной палаты судоходства.
Вопрос совместной обработки рассматривается в Конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур, в соответствии с которой «таможенный контроль экспортирующий структуры проводится одновременно с таможенными формальностями импортирующей структуры (или практически одновременно) сотрудниками обеих таможенных структур».
Совместная обработка объединяет в себя два принципа, рекомендованных Киотской Конвенцией: принцип «единого окна» связанный с оформлением всей документации внешнеторговых сделок и принцип «единой остановки», связанный непосредственно с физическим движением транспортных средств в пограничной зоне.
«Единое окно» («single window») представляет собой систему, позволяющую перевозчику предоставлять всю необходимую информацию в электронном виде или на бумаге лишь одному ведомству для соблюдения требований, предъявляемых ко всей экспортно/импортной документации.
Принцип единого окна получил применение в зарубежных странах в одном из трех вариантов:
· Единый орган. В данном случае таможенным органам делегируются ряд полномочий других государственных ведомств осуществляющих контроль импорта/экспорта (например, в Голландии и в Швеции).
· Единая система, интегрирующая сбор, обработку, а затем самораспределение информации в электронном виде по заинтересованным государственным ведомствам (например, в США).
· Автоматизированная система, при которой участники внешнеэкономической деятельности подают электронную торговую декларацию, оформленную в одном документе, для получения разрешения на сделку со стороны различных контролирующих органов. При этом ответы государственных ведомств на одобренные заявки отсылаются в электронном виде на компьютер отправителя декларации. Такие системы применяются в Сингапуре и Мауритусе.
Принцип единой остановки («single stop») заключается в снижении числа остановок при пересечении границ посредством комбинированных действий пограничных структур двух стран на одном общем пункте либо одном пункте в каждом из направлений (совмещенные средства обслуживания). Цель совместной обработки состоит в устранении дублирования действий.
Компьютеризация таможенной очистки способна сократить времяпрохождение таможни до нескольких минут. С 1 января 2006 года в ЕС вводится Новая компьютеризированная транзитная система NCTS (New Computerized Transit System SumA (Summariche Anmeldung) – считываемое сообщение). NCTS предназначена для широкой замены нынешней системы, основанной на использовании бумажных документов, электронными сообщениями. Система содержит электронные данные о перемещении грузов, которые доступны различным таможенным органам, участвующим в транзите, а также в завершении сделки в пункте назначения.
Гармонизация означает приведение национальных формальностей, процедур, операций и документов в соответствие с международными конвенциями, стандартами и практикой, в частности:
Ø Присоединение страны к различным международным конвенциям.
Ø Использование ИНКОТЕРМС для ссылок на международно признанные торговые термины в кодированной системе.
После расширения Европейского союза, используемый в ЕС Общий метод транспортировки грузов получил распространение и на новые страны Евросоюза. Адоптация данного метода в Республике Беларусь предполагает присоединение республики, прежде всего, к Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур 1974 года и конвенции Европейского союза и Европейской ассоциации свободной торговли (EG/EFTA) об Общем методе транспортировки грузов 2001 года.
Стандартизация в области упрощения торговли обозначает процесс разработки международно согласованных формуляров для процедур, документов, информации, а именно:
Ø Разработка формуляров-образцов документов, кодов для обозначения валют (коды СЕФАКТ ООН).
Ø Использование технических стандартов (стандарты ИСО на грузовые контейнеры).
Ø Стандарты ЭОД, проект UNIDOCs (проект ООН по внедрению электронных торговых документов в международную торговлю).
Третий этап комплексного подхода к упрощению процедур предполагает применение посттаможенного аудита и внедрение системы управления рисками.
Новая система таможенного администрирования построена на таких непривычных пока положениях, как управление рисками, электронный документооборот и электронное декларирование. Вводится система предварительного декларирования товаров, транспортных средств и минимизации таможенных формальностей в приграничных таможенных органах, разработанная под эгидой Всемирной таможенной организации.
Определение риска с точки зрения таможни - это риск того, что импортер предоставит ложную декларацию или такую декларацию, которая нарушает таможенные правила и тем самым, наносит убытки прибыли и/или вред торговле и промышленности. В настоящее время осуществляется выборочный контроль. Досконально досматриваются 10-15 процентов грузопотока. При новой системе таможенник должен заранее знать о том, какие грузы, на каких направлениях и в каких объемах должны быть проверены. Это требует создания системы взаимного информирования между таможнями мира.
В ЕС для оценки риска на границе применяется три метода основанные на использовании:
1. динамических параметров
2. фиксированных параметров
3. случайного отбора компьютером
Первый метод базируется на использовании сводных профилей импортеров. Профиль импортера в свою очередь составляется на основе RIF (Risk Information Form) – бланк заполняемый таможенными органами на каждого «нечестного» импортера, доступный всем таможенным службам ЕС. Данные SAD автоматически сверяются с базой профилей и определяется имели ли место нарушения у определенного импортера.
Второй метод осуществляет отбор потенциальных правонарушителей посредством математического способа калькуляции риска. При этом используются заранее установленные коэффициенты риска для каждого процедурного кода, кода страны, регистрационного номера компании и т.д. Общий бал для каждой партии оценивается по таблице, относя ее к малому, среднему либо высокому риску.
Третий метод не исключает возможность определения степени риска при помощи любого другого автоматизированного или ручного метода основанного на статистических данных.
Упрощение торговых процедур в современных условиях развития международной торговли является необходимым условием для создания эффективного сотрудничества с зарубежными странами и организациями. Для Беларуси вопрос упрощения торговли имеет принципиальное значение для доступа на рынок Европейского союза и в переговорах о вступлении в ВТО.