Нетарифные меры

По экспертным оценкам, число нетарифных барьеров каждые 15 лет возрастает более чем в 4 раза. Наблюдался значительный рост документооборот по международным сделкам и усложняются процедуры их осуществления, что так же относится к нетарифным методам регулирования.

При этом в мире нет единой классификации методов нетарифного регулирования, как и точного ответа на вопрос об их количестве в силу многообразия нетарифных ограничений и разнообразных схем применения в различных странах. ВТО является основной международной организацией, в рамках которой выработаны многосторонние соглашения по применению нетарифных мер.

Секретариатом ГАТТ/ВТО нетарифные меры классифицированы по 5 группам:

1. Ограничения, вызванные вмешательством государства в торговлю

А. Льготы производителям и потребителям местной продукции.

Б. Экспортные субсидии.

В. Компенсационные пошлины.

Г. Государственные закупки.

Д.Торговые операции государственных предприятий.

Е. Прочие меры по ограничению торговли.

2. Особенности таможенных и административных процедур

А. Методы таможенной оценки.

Б. Антидемпинговые пошлины.

В. Структура тарифов.

Г. Консульские и таможенные формальности и документы:

- консульские формальности и сборы;

- таможенная документация;

- правила происхождения товаров.

3. Стандарты в торговле

А. Технические стандарты, порядок и правила сертификации, экологические, санитарные и ветеринарные нормы.

Б. Требования к упаковке товаров и маркировке

4. Специфические торговые барьеры (количественные и сходные с ними административные меры).

А. Количественные ограничения импорта.

Б. Двусторонние дискриминационные ограничения импорта.

В. Ограничения экспорта.

Г. Установление минимальных цен.

Д. Лицензирование.

Е. Запреты в отношении кинофильмов.

5. Импортные сборы.

А. Внесение депозитов.

Б. Кредитные ограничения для импортеров.

В. Различные сборы.

Г. Пограничные сборы фискального характера.

Д. Ограничения в отношении иностранных вино - водочных изделий.

Е. Дискриминационные сборы с автомобилей.

Ж. Статистические и административные сборы.

З. Специальные сборы на импортные товары.

В международной практике существует проблема не только выработки единых классификаторов нетарифных мер, но и оценки степени их воздействия на внешнюю торговлю, в отличие от таможенных пошлин, по которым существуют обширные количественные базы данных, позволяющие легко отслеживать во времени частоту их применения и уровень защиты. Для решения данной сложной задачи используются, прежде всего, опросы представителей предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Подобные опросы, имеющие целью идентифицировать различные меры нетарифного регулирования, с которыми сталкиваются предприятия-экспортеры на зарубежных рынках, проводились в различных странах и регионах специалистами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Обобщив результаты 23 подобных опросов, проведенных в Европейском союзе (ЕС), США, Японии, Аргентине, странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также странах бассейна Индийского океана, эксперты ОЭСР отметили общее мнение опрошенных – практически все предприятия экспортеры ощущают наличие серьезных нетарифных барьеров при доступе на зарубежные рынки. Особым источником трудностей при доступе на зарубежный рынок являются национальные меры нетарифного регулирования. [10].

Наиболее часто упоминаемыми мерами нетарифного регулирования, создающими значимые сложности для предприятий-экспортеров при доступе на зарубежные рынки являются:

· технические нормы;

· местные налоги и сборы;

· таможенные нормы и процедуры;

· строгая регламентация доступа на рынки с высокой конкуренцией;

· сложность бюрократических и административных процедур;

· политика государственного заказа;

· государственное субсидирование местных производителей;

· ограничения по инвестиционной деятельности;

· транспортные процедуры и издержки;

· сложность доступа на рынок услуг;

· ограничения мобильности рабочей силы и бизнесменов;

· торговый протекционизм (антидемпинговые и компенсационные пошлины);

· строгие местные меры регулирования сбыта [39].

Именно технические нормы представляют собой самые сложные меры нетарифного регулирования. Проблемами, связанными с техническими нормами, в частности, являются:

- процедуры проведения испытаний, сертификации;

- дополнительные затраты по приведению товара в соответствие с требованиями местных спецификаций (маркировка);

- санитарные нормы и нормы безопасности здоровья людей и животных;

- проблемы, связанные с требованиями о содержании местных компонентов;

- задержки при получении одобрений и разрешений [39].

Несмотря на то, что многие предприятия при опросах указывают на проблемы, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности, функционированием финансовой системы, механизмами прямого регулирования цен, импортными сборами, эти категории мер нетарифного регулирования не представляют, по их оценке, особых трудностей.

Результаты исследований показывают, что предприятия все больше чувствуют себя стесненными менее явными и менее прямыми нетарифными мерами, как например процедуры исполнения местного торгового законодательства, поведение государственных органов управления и технического регулирования, негативная административно-бюрократическая практика (коррупция, дискриминация), а также слабость и подконтрольность национальных институтов (например, судебной сферы) [39].