I. Доходы, включаемые в совокупный годовой доход физического лица.

Доходы, относящиеся к данной группе, должны быть продекларированы физическим лицом посредством подачи декларации о совокупном годовом доходе в налоговый орган, за исключением случаев освобождения физических лиц от подачи данной декларации.

Для целей своевременности декларирования и оптимизации налогового контроля данная группа доходов подразделяется на две подгруппы:

- доходы, подлежащие ежегодному декларированию;

- доходы, подлежащие, как ежегодному декларированию, так и оперативному декларированию по мере их получения.

1) Доходы, подлежащие ежегодному декларированию. К этой подгруппе доходов относятся доходы, для декларирования которых достаточно включения их сумм в декларацию о совокупном годовом доходе.

К этой подгруппе относятся доходы, получаемые физическим лицом в течение года из нескольких источников, как по трудовым договорам (заработная плата), так и по гражданско-правовым договорам, в том числе и по авторским договорам.

Доходы, полученные по гражданско-правовым сделкам, относятся к данной подгруппе только в том случае, если на лиц, являющихся источником выплаты этих доходов (налоговых агентов), возложена обязанность по удержанию сумм подоходного налога с сумм этих доходов.

2. Доходы, подлежащие, как ежегодному декларированию, так и оперативному декларированию по мере их получения. Для декларирования доходов этой подгруппы недостаточно их декларирования в установленные сроки по окончании года их получения. Статья 16 Закона «О подоходном налоге с физических лиц», наряду с обязанностью по декларированию таких доходов по окончании года, возлагает на получателей данных доходов обязанность по их оперативному декларированию.

Оперативное декларирование состоит в подаче декларации в тридцатидневныйсрок со дня получения доходов. В данной декларации указывается размер фактически полученного дохода и размер предполагаемого дохода до конца календарного года.

Оперативное декларирование установлено законодательством для оптимизации налогового контроля, так как проследить факты получения и размер доходов данной группы значительно сложнее, чем размер доходов в виде заработной платы по основному или не основному месту работы.

Подача декларации в тридцатидневный срок со дня получения доходов не освобождает физическое лицо, получателя доходов, от включения этих же доходов в декларацию о совокупном годовом доходе.

Физическое лицо освобождается от обязанности декларирования доходов данной подгруппы в тридцатидневный срок, если в декларации о совокупном годовом доходе за год, предшествующий году получению данных доходов, был указан размер доходов, которые это физическое лицо получит в будущем году.

К доходам, подлежащим оперативному декларированию, именуемым законодательством «другими доходами», относятся доходы, получаемые физическими лицами по гражданско-правовым договорам, если на лиц, являющихся источником выплаты этих доходов, не возложена обязанность по удержанию сумм подоходного налога с них, в том числе:

- сумм, выданных под залог имущества, включая ценные бумаги, и не возвращенных в установленные сроки, а также сумм, причитающихся физическому лицу от реализации такого имущества, если источником выплаты подоходный налог не удерживался;

- доходов от возмездного отчуждения недвижимости, транспортных средств и ценных бумаг, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению;

- доходов, полученных в результате дарения, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению;

- доходов, полученных от физических лиц за сдачу в аренду (субаренду), наем (поднаем) имущества.

Чтобы отнести те или иные доходы, полученные по гражданско-правовым договорам, к доходам, подлежащим только ежегодному декларированию или к доходам, подлежащим, как оперативному, так и ежегодному декларированию, необходимо установить наличие или отсутствие у контрагента физического лица по гражданско-правовому договору обязанности по удержанию сумм подоходного налога. Если такая обязанность возложена законодательством на контрагента, то доход подлежит только ежегодному декларированию, а если такой обязанности у контрагента (источника выплаты дохода) нет, то доход подлежит декларированию в тридцатидневный срок с момента получения.

Обязанность по удержанию сумм подоходного налога с доходов физических лиц возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся источником выплаты доходов.

Доходы, включаемые в совокупный годовой доход обеих подгрупп (доходы, подлежащие ежегодному декларированию и доходы, подлежащие как ежегодному, так и оперативному декларированию), облагаются подоходным налогом с применением общей шкалы прогрессивных ставок.

При этом налоговой базой является сумма доходов, подлежащих декларированию и полученных за календарный год.

Под прогрессивной ставкой понимается ставка, размер которой увеличивается (возрастает) по мере увеличения налогооблагаемой базы.

При исчислении подоходного налога (или аналогичных налогов с другим названием) прогрессивные ставки применяются в большинстве стран, в том числе и в ведущих, по уровню экономического развития, державах: США, ФРГ.

Применение иного вида ставок (пропорциональных или регрессивных), при исчислении подоходного налога, в странах с рыночной экономикой экономически нецелесообразно. Рыночная экономика предполагает значительный разрыв между доходами различных слоёв населения. Например, в ФРГ, левые партии и движения только в идеале ставят цель ограничения этого разрыва до стократного размера. В странах с менее развитой системой социальных выплат и гарантий прав работников разрыв между доходами различных слоёв населения может быть тысячекратным. На наш взгляд, применение пропорциональной ставки подоходного налога (ставки, размер которой остаётся неизменным независимо от роста или снижения налогооблагаемой базы) приведёт к недополучению доходов в бюджет.

Тем не менее, некоторые государства применяют при исчислении подоходного налога (или аналогичных налогов с другим названием) пропорциональные ставки. Например, статья 224 Главы 23 Части второй Налогового кодекса Российской Федерации установила пропорциональную ставку налога на доходы физических лиц в размере 13%. При этом, следует отметить, что именно в данном государстве разрыв между доходами физических лиц является очень значительным. Применение данной пропорциональной ставки приводит к недополучению бюджетной системой Российской Федерации значительных средств, при их недостаточности. На наш взгляд, провозглашённый «де юре» профицит бюджета Российской Федерации, «де факто» является острым дефицитом. В стране с достаточно высоким средним доходом на душу населения недостаточно средств на реализацию оборонных программ, велик износ фондов жилищно-коммунального хозяйства (достигает 90%), работники бюджетной сферы и пенсионеры находятся у черты бедности…

Одним из способов сокращения фактической недостаточности бюджетных средств, в Российской Федерации является, по мнению многих учёных-экономистов, замена пропорциональной ставки налога на доходы физических лиц на прогрессивную ставку.

Статья 6 Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» установила общую шкалу прогрессивных комбинированных ставок, которые подлежат применению при исчислении подоходного налога с сумм доходов, включаемых в совокупный годовой доход.

Данные ставки являются прогрессивными, так как их размер возрастает по мере увеличения налогооблагаемой базы.

Данные ставки являются комбинированными, так как они включают в себя как адвалорный (процентный) компонент, так и твёрдые величины, выраженные в минимальных заработных платах.

 

Шкала прогрессивных ставок, установленная статьёй 6 Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге»
Налогооблагаемая база Применяемая к ней ставка
Совокупный годовой доход в размере до 240 среднемесячных минимальных заработных плат 9%
Совокупный годовой доход в размере от 240 плюс 1 рубль до 600 среднемесячных минимальных заработных плат. 21,6 среднемесячной минимальной заработной платы плюс 15% с суммы дохода, превышающей 240 среднемесячных минимальных заработных плат.
Совокупный годовой доход в размере от 600 плюс 1 рубль до 840 среднемесячных минимальных заработных плат. 75,6 среднемесячной минимальной заработной платы плюс 20% с суммы дохода, превышающей 600 среднемесячных минимальных заработных плат
Совокупный годовой доход в размере от 840 плюс 1 рубль до 1080 среднемесячных минимальных заработных плат. 123,6 среднемесячной минимальной заработной платы плюс 25% с суммы дохода, превышающей 840 среднемесячных минимальных заработных плат
Совокупный годовой доход в размере от 1080 среднемесячных минимальных заработных плат плюс 1 рубль и выше. 183,6 среднемесячной минимальной заработной платы плюс 30% с суммы дохода, превышающей 1080 среднемесячных минимальных заработных плат