Работа в TouchScreen, создание и изменение заказов, счетов и их оплата, создание меню-требований

3.2.1. Выполните необходимые настройки документов для формирования счетов клиентов. Для этого выполните последовательно несколько действий:

- откройте пункт меню «Словари» – подпункт «Типы документов»;

- откройте подраздел «Первинні матеріальні документи»; перейдите в правую верхнюю панель под названием «Перечень документов»;

- выделите документ РАХУНОКи перейдите в правую нижнюю панель под названием «Принадлежность к разделам»;

- щелкните правой кнопкой мыши, выберите из открывшегося контекстного меню подпункт Добавить;

- в форме Принадлежность к разделу: Добавление в поле со списком Раздел системы выберите значение Счета клиентов;

- в группе опций (флажков) Тип документа активизируйте флажок Основной; нажмите кнопку Записать.

3.2.2. Расставьте столы в залах в TouchScreen.Для этого выполните последовательно несколько действий:

- откройте пункт меню «Документы» – подпункт «Счета клиентов»;

- откройте подраздел «Счета 1-го зала»;

- перейдите в правую верхнюю панель под названием Счета за … (если вами не выставлены другие условия отбора, то будут счета за текущую дату);

-

 
 

щелкните правой кнопкой мыши, выберите из открывшегося контекстного меню подпункт Запуск TouchScreen (см. рис. 8.8);

Рис. 8.8 – Запуск TouchScreen

- перед вами будет открыт экран TouchScreen - системы сенсорного управления (см. рис. 8.9);

- для работы в TouchScreenнеобходимо зарегистрироваться в качестве сотрудника, имеющего право на обслуживание клиентов (это может быть официант, бармен, кассир, администратор зала). В нашем учебном примере этот сотрудник – официант, имеющий также права администратора зала. Если рабочее место сотрудника ресторана не оснащено сенсорным монитором либо КПК (как в нашем случае), то возможна организация работы и без них с введением информации с помощью обычной мыши;

- для регистрации в качестве официанта на клавиатуре экрана TouchScreenпри помощи мыши наберите пароль – admin;

-

 
 

нажмите в верхней части экрана TouchScreenбольшую кнопку ПАРУС-РЕСТОРАН (см. рис. 8.9);

 

Рис. 8.9 – Система сенсорного управления TouchScreen

 

- в открывшейся панели инструментов выберите кнопку - Настройка зала; по умолчанию перед вами будет открыто изображение Зала № 1;

- для удобства работы система способна графически воспроизвести на сенсорном мониторе или мониторе КПК (который может быть включен в общую систему) схему расположения столиков в соответствии с их реальным расположением в ресторане;

- расставьте столики в Зале № 1 по схеме их расположения в зале ресторана (самостоятельно продумайте эту схему); научитесь менять картинки, изображающие столики, с помощью контекстного меню (см. рис. 8.10); нажмите кнопку Выход(в правом нижнем углу TouchScreen);

- на вопрос Сохранить текущее расположение столов? ответьте Да.

Рис. 8.10 – Схема расположения столов в зале № 1

Аналогичным способом самостоятельно расставьте столики в Зале № 2 (летняя площадка)– см. рис. 8.11.

 

Рис. 8.11 – Схема расположения столов в зале № 2 (летняя площадка)

3.2.3. Создайте с помощью TouchScreen заказы клиентов ресторана, счета на их оплату, и произведите операции принятия оплаты по счетам. Для реализации этих задач выполните последовательно несколько действий.

3.2.3.1. Для фиксации заказов клиентов зала № 1 с помощью TouchScreen выполните следующие действия:

- откройте пункт меню «Документы» – подпункт «Счета клиентов»;

- откройте подраздел «Счета 1-го зала»;

- перейдите в правую верхнюю панель, вызовите контекстное меню и выберите из него подпункт Запуск TouchScreen;

- для регистрации в качестве официанта на клавиатуре экрана TouchScreenпри помощи мыши наберите пароль – admin;

- нажмите в нижней части экрана TouchScreenкнопкуЗал № 1;

- на схеме расположения столов в Зале № 1 выберите столик № 1 с помощью двойного щелчка мыши.

3.2.3.2. В экране управления заказом (см. рис. 8.12) заполните заказ клиента с помощью К/К, исходя из того, что клиент делает заказ ужина на 4 персоны:

 


Рис. 8.12 – Экран TouchScreen для управления заказом

- в поле Количество гостейнажмите кнопку - калькулятор и введите 4;

- нажмите кнопку Добавить;

- нажмите кнопку подраздела К/К Супы,выберите заказанное блюдо;

- научитесь изменять количество порций любого заказанного блюда как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, с помощью кнопок и соответственно;

вернитесь к выбору списка подразделов К/К с помощью кнопки

- перейдите в раздел Мясные блюда, выберите заказанное блюдо и количество его порций;

- аналогично, перейдите в раздел Напитки, выберите заказанный напиток и количество его порций;

- для принятия заказа нажмите кнопку Выбор ;

 

- аналогичным способом самостоятельно заполните заказы клиентов, расположившихся за 5, 7 и 9 столиками;

- клиенты со стола 5 желают перейти на летнюю площадку,произведите замену стола:зайдите в заказ стола №5 и при помощи кнопки Администрирование заказаа затем кнопки Замена стола переместите заказ клиентов столика № 5 на столик № 18 в зале № 2:

- нажмите в нижней части экрана TouchScreenкнопкуЗал № 2 (летняя площадка), и выберите столик № 18. В системе будет автоматически произведено освобождение столика № 5 и перемещение заказа на столик № 18, о чем вы получите предупреждение (см. рис. 8.14).

 

Рис. 8.14 – Администрирование заказа – замена столика

 

3.2.3.3. Для фиксации заказов клиентов зала № 2 (летняя площадка) с помощью TouchScreen выполните следующие действия:

- аналогичным способом самостоятельно заполните заказы клиентов, расположившихся за 13, 17, 19 и 20 столиками;

- нажмите кнопку Выход(в правом нижнем углу TouchScreen).

3.2.4. Распечатайте 1 счет и 1 заказ:

- откройте пункт меню «Документы» – подпункт «Счета клиентов» - активизируйте, например, подраздел «Счета 1-го зала»;

- вызовите контекстное меню по любому счету;

- выберите подпункт Печать документа, затем подпункт Заказ на приготовление;

- выполните выбор шаблона отчета Заказ на кухню;

- документ по выбранному шаблону будет автоматически создан и передан в MS Excel, с помощью которого его можно распечатать (см. рис. 8.15.а);

- аналогично, выберите подпункт Печать документа, затем подпункт Счет для клиентов, распечатайте его (см. рис. 8.15.б).

3.2.5. Зафиксируйте оплату счетов:

- откройте пункт меню «Документы» – подпункт «Счета клиентов» - активизируйте, например, подраздел «Счета 1-го зала»;

- перейдите в правую верхнюю панель, вызовите контекстное меню и выберите из него подпункт Запуск TouchScreen;

 

-

 

Рис. 8.15.а – Заказ на кухню

 

Рис. 8.15.б – Счет клиента

 

- для регистрации в качестве официанта на клавиатуре экрана TouchScreenпри помощи мыши наберите пароль – admin;

- нажмите в нижней части экрана TouchScreenкнопкуЗал № 1;

- выберите двойным щелчком мыши столик с неоплаченным заказом (такие столики на схеме зала отмечены красными цифрами);

- нажмите кнопку Чек/Оплата;

- выберите Вид оплатыБезналичный кредит и Контрагента-
клиента – ЧП «Виола»
(см. рис. 8.16);

- нажмите кнопку Оплата;

- также имеется возможность в TouchScreenраспечатать счет, при необходимости выполните печать с помощью соответствующей кнопки;

- аналогичным способом самостоятельно примите оплату заказов клиентов за другими столиками в Зале № 1 и Зале № 2;

-

-

- Рис. 8.16 – Регистрация оплаты по счету в TouchScreen

- по окончании работы в TouchScreenнажмите кнопку Выход(в правом нижнем углу).

В разделе «Счета клиентов» активизируйте, например, подраздел «Счета 1-го зала». В подразделе для каждого счета хранятся (см. рис. 8.17): номер счета, дата, сумма счета, ФИО официанта, при безналичном либо карточном типе оплаты – клиент, номер столика и тип оплаты счета. Фиксируются в счете также и позиции счета (спецификация). Оплаченные счета имеют статус «просмотр», т. е. редактирование их позиций запрещено.

 

 

Рис. 8.17 – счета клиентов зала № 1

 

Если при оплате счета был дополнительно распечатан счет (один счет всегда печатается для клиента, другой может быть распечатан после оплаты для ресторанной отчетности), то автоматически активизируется опция (флажок) счет (см. рис. 8.17).

3.2.6. Создание меню-требований.

3.2.6.1. Создайте меню-требование от клиента ЧП «Виола» на типовое меню Завтрак № 1, количество питающихся 10 человек:

- откройте пункт меню «Документы» – подпункт «Меню-Требования»;

- в панели дерева каталогов активизируйте двойным щелчком мыши верх дерева – раздел Меню-Требования; щелкните правой кнопкой мыши на разделе, выберите из открывшегося контекстного меню подпункт Добавитьдля добавления подраздела «Завтраки»;

- активизируйте двойным щелчком мыши подраздел «Завтраки»;

- перейдите в правую панель раздела «Меню-Требования» под названием Меню-Требования за период …(период можно выбрать с помощью подпункта контекстного меню Отобрать; по умолчанию период – текущая дата);

- щелкните правой кнопкой мыши, выберите из открывшегося контекстного меню подпункт Добавить.

- в форме добавления меню-требования: в поле со списком Менюнажмите на кнопку ...ивыберите из словаря «Типовые меню» значение Завтрак № 1;

- в поле со списком Готовые блюда нажмите на кнопку ...ивыберите из словаря «Организации и МОЛ» клиента ЧП «Виола»;

- аналогично поле ЗаказчикХаят;

- в поле со списком Количество питающихся нажмите на кнопку ... ,выделите в спискеКоличество питающихся по времени приема пищизначение Утро, дважды щелкните в графе Количество питающихся либо выберите в контекстном меню по значению Утро подпункт Изменить, введите количество 10, нажмите кнопку Записать; В поле документ – меню

 

-

 

Рис. 8.18 – Форма добавления меню-требования

- нажмите кнопку Записать в форме меню-требования (см. рис. 8.18).

3.2.6.2. Распечатайте меню-раскладку:

- вызовите контекстное меню по меню-требованию Завтрак №1;

- выберите подпункт Печать документа,затем подпункт Меню-раскладка;

- в открывшемся окне в поле Шаблон отчета нажмите на кнопку ... ;

- в окне Список шаблонов отчетанажмите кнопку Выбрать;

- в окне Отчет Меню-раскладка нажмите кнопку Начать;

- отчет по выбранному шаблону будет автоматически создан на основании вашего журнала хозяйственных операций и передан в MS Excel, где с ним можно продолжить аналитическую работу либо распечатать.

3.2.6.3. Аналогично создайте 2 меню-требования на завтрак № 2 и обед № 1.