Преодоление препятствий в походе

Движение по болоту. Болота являются одним из основных препятствий на турист­ском маршруте. Болота делятся на проходимые, труднопроходимые и непроходимые. На проходимых болотах растет густая трава впере­мешку с осокой. Они не представляют опасности, по ним легко пройти, а в сухое время года даже проехать.

Труднопроходимые болота покрыты мхом, среди которого встре­чается вода, растут трава пушица, ива, ольха, береза. Продви­гаться по ним приходится в одиночку по мшистым полоскам и грядам, поросшими невысокими кустами. Необходимо идти с интервалом в 4 —5 м, след в след, ногу ставить мягко, без рывков и резких движений. Путь безопаснее прокладывать по кочкам, око­ло кустов и стволов деревьев. При ходьбе по кочкам ногу следует ставить на середину, всей ступней, опираясь на шест для равно­весия. Сложнее идти по высоким кочкам. В этом случае для стра­ховки и опоры шест выставляют несколько вперед, на него опи­рается идущий и плавно переносит тяжесть тела с одной ноги на другую.

Непроходимые болота покрыты камышом или плавающей тра­вой. Проходить их нужно обязательно с разведкой. Два туриста без рюкзаков выбирают наиболее безопасный путь. Всем участникам следует иметь шесты, которые держат в горизонтальном положе­нии. Поясной ремень рюкзака должен быть расстегнут. Ведущий про­водит группу от одного до другого ориентира.

Опаснее всего на болоте топь — зарастающие водоемы, покры­тые ярко-зеленой травой. Такие места следует обходить стороной. Попавшему в трясину туристу необходимо быстро подтянуть шест к себе и лечь на него грудью. В этом положении нельзя допускать резких движений. Помощь надо оказывать быстро, без суеты и в то же время осторожно. Вначале следует заложить ближайшее от чело­века место шестами и ветками. Затем осторожно подобраться к нему, помочь снять рюкзак и выбраться.

Мочажины глубиной до 50 см лучше проходить по жердям, ко­торые последовательно укладывают по направлению движения. Последовательность укладки жердей состоит в том, что по мере освобождения их передают вперед. Идти по скользкой части следу­ет осторожно, опираясь по возможности на шест, приставными шагами или с разворотом ступни во внешнюю сторону.

При движении по болоту нужно постоянно следить за направ­лением, отмечать ориентиры, ставить вешки, привязывая к ним небольшие кусочки материи или бинта. Маркировка пути может пригодиться, если нельзя продвигаться вперед и приходится воз­вращаться назад.

Наиболее характерные ошибки при преодолении болота:

— несоблюдение техники безо­пасности;

— неверная тактика движения;

— отсутствие ориентиров;

— быстрый темп, резкие движе­ния;

— не использование шестов и их непрочность;

— несоблюдение дисциплины;

— небрежно подогнанное снаряжение (не заправлены брюки, неплотно сидит обувь на ноге);

— не расслаблены лямки рюкзака.

В походе труднопроходимые и непроходимые болота, как правило, следует обходить стороной.

Преодоление водных препятствий. Водные преграды часто встречаются на пешеходных маршрутах. Преодолевать их можно вброд или строя простейшие переправы.

Важно выбрать место для переправы. Признаки места для брода: расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, островки, тропы и дороги, спускаю­щиеся к реке. Исключение составляют равнинные реки, где при выборе брода необходимо установить отсутствие омутов, глубоких ям, ила, тины, коряг, затопленных деревьев.

При переправе в одиночку переправляющийся страхует себя шестом длинной 2 — 2,5 м. Шест ставится сверху по течению (напо­ром воды он будет прижиматься ко дну). Ставить шест вниз по течению и опираться на него — грубая ошибка.

Переправа вброд через сложные реки может проходить парами или шеренгой. Этот способ заключается в следующем: два или три — пять человек, крепко обнявшись за плечи, двигаются несколько против течения. Движение следует осуществлять приставными ша­гами. Для улучшения страховки первый, идущий в шеренге, опи­рается на шест.

При переправе «кругом» переправляющиеся, крепко обнявшись за плечи, образуют круг и передвигаются вращением против часо­вой стрелки.

Для перехода реки вброд можно пользоваться и другим спосо­бом переправы — колонной, который заключается в следующем. Группа выстраивается на берегу вдоль реки в затылок друг другу. Впереди встает самый сильный участник с шестом в руках. За ним второй, не уступающий по силе первому. В середину встают менее сильные члены группы. Туристы обеими руками крепко держат друг друга. Колонна по команде первого приставными шагами входит в воду навстречу течению. Основную силу напора воды принимает на себя первый участник. Он с силой опирается на шест, выставленный вперед вверх по течению. Второй участник в колонне удерживает первого за пояс, придавливая его вниз, не давая возможности по­току его опрокинуть и т. д. Каждый страхует впереди стоящего уча­стника. Колонна медленно приставными шагами переходит реку. Иногда на переправах требуется организация командной стра­ховки переправляющихся. Работу эту необходимо разделить на эта­пы;

1) прохождение первого участника с командной страховкой;

2) прохождение участников;

3) прохождение последнего участника.

Рюкзаки при такой переправе можно переправлять отдельно. Переправа первого участника вброд должна осуществляться при страховке основной веревкой, расположенной выше по течению. Основные веревки имеют толщину 10—12 мм. Веревки с толщиной 6 —8 мм называются вспомогательными. Они применяются очень редко. К участнику также должна быть подключена сопровождаю­щая веревка (основная), выдача которой осуществляется ниже по течению. Страховочная и сопровождающая веревки подключаются к нему через скользящие карабины и боковую часть страховочного пояса. Расстояние между страхующей и сопровождающей веревка­ми должно быть не менее половины ширины реки (рис. 3).

Рис. 3. Организация страховки первого участника при переправе вброд.

Страхующая и сопровождающая веревки удерживаются участ­никами в руках (не менее двух человек на каждую веревку). Сво­бодные концы веревки не закреплены, оканчиваются узлами (про­водник).

Следует помнить:

- участники, обеспечивающие страховку и сопровождение, дол­жны быть развернуты лицом к переправляющемуся вброд участ­нику;

-участник, переправляющийся со страховкой с берега, должен быть без рюкзака;

-при переправе с шестом запрещается закрепление шеста к уча­стнику.

Первый переправившийся через реку участник закрепляет ве­ревку за опору. Группа натягивает и закрепляет страхующую верев­ку на своем берегу, делая из нее перила.

Последующий участник переправы подключается к перилам самостраховкой от страховочного пояса через скользящий кара­бин (рис. 4). Длина самостраховки должна быть такой, чтобы уча­стник мог перекрыть перила запястьем вытянутой руки.

Кроме самостраховки переправляющийся должен иметь сопро­вождающую веревку, включенную скользящим карабином в боко­вую часть страховочного пояса. Можно сделать командную стра­ховку с обоих берегов (челнок). Свободный конец сопровождаю­щей веревки должен быть закреплен на опоре.

Рис. 4. Переправа очередного участника

Рис. 5. Переправа последнего участника

Последний участник пристегивает перильную (страхующую) и сопровождающую веревки к страховочному поясу через скользя­щий карабин и переходит реку вброд со страховкой уже с другого берега, как и первый участник переправы (рис. 5).

 

В межсезонье, когда вода холодная, можно организовать переправу над водой, воспользовавшись камнями, выступающими из воды, завалами из деревьев. Иногда над рекой нависает старое, не представляющее ценности умирающее дерево. Спилив его, можно организовать переправу (рис.6).

Переправа по бревну наиболее удобна и безопасна. Она прово­дится в тех случаях, когда невозможно переправляться вброд из-за катящихся по дну камней, большой скорости течения, значитель­ной глубины и т. д. В этом случае подбирается наиболее узкое место реки с несколько приподнятыми берегами, чтобы вода не заливала переправу. Приготовленное бревно должно превышать ширину русла реки на 2 — 3 м. Сучья нужно обрубить, бревно уложить пер­пендикулярно руслу и укрепить с обеих сторон. Это рекомендуется делать в следующем порядке: со стороны берега, с которого предполагается наводить переправу, выкапыва­ется ямка. В нее упирается комлем приготовленное бревно. Затем к верхушке крепится узлом «стремя» веревка так, чтобы оставались два одинаковых конца. За них берутся туристы, распределившись так, чтобы с обеих сторон стояло одинаковое количество человек, и начинают медленно поднимать бревно на 40—50 ° (рис. 7). Когда оно будет поднято на нужную высоту, его разворачивают перпен­дикулярно к противоположному берегу. По уложенному бревну про­ходит налегке первый турист, и если необходимо, закрепляет для устойчивости его верхушку. Веревку, на которой опускали бревно, перевязывают на опору на нужную высоту. Участники переправы используют ее в качестве перил.

Рис. 6. Переправа по сваленному дереву

Рис. 7. Укладка бревна через препятствие