Преодоление препятствий в походе
Движение по болоту. Болота являются одним из основных препятствий на туристском маршруте. Болота делятся на проходимые, труднопроходимые и непроходимые. На проходимых болотах растет густая трава вперемешку с осокой. Они не представляют опасности, по ним легко пройти, а в сухое время года даже проехать.
Труднопроходимые болота покрыты мхом, среди которого встречается вода, растут трава пушица, ива, ольха, береза. Продвигаться по ним приходится в одиночку по мшистым полоскам и грядам, поросшими невысокими кустами. Необходимо идти с интервалом в 4 —5 м, след в след, ногу ставить мягко, без рывков и резких движений. Путь безопаснее прокладывать по кочкам, около кустов и стволов деревьев. При ходьбе по кочкам ногу следует ставить на середину, всей ступней, опираясь на шест для равновесия. Сложнее идти по высоким кочкам. В этом случае для страховки и опоры шест выставляют несколько вперед, на него опирается идущий и плавно переносит тяжесть тела с одной ноги на другую.
Непроходимые болота покрыты камышом или плавающей травой. Проходить их нужно обязательно с разведкой. Два туриста без рюкзаков выбирают наиболее безопасный путь. Всем участникам следует иметь шесты, которые держат в горизонтальном положении. Поясной ремень рюкзака должен быть расстегнут. Ведущий проводит группу от одного до другого ориентира.
Опаснее всего на болоте топь — зарастающие водоемы, покрытые ярко-зеленой травой. Такие места следует обходить стороной. Попавшему в трясину туристу необходимо быстро подтянуть шест к себе и лечь на него грудью. В этом положении нельзя допускать резких движений. Помощь надо оказывать быстро, без суеты и в то же время осторожно. Вначале следует заложить ближайшее от человека место шестами и ветками. Затем осторожно подобраться к нему, помочь снять рюкзак и выбраться.
Мочажины глубиной до 50 см лучше проходить по жердям, которые последовательно укладывают по направлению движения. Последовательность укладки жердей состоит в том, что по мере освобождения их передают вперед. Идти по скользкой части следует осторожно, опираясь по возможности на шест, приставными шагами или с разворотом ступни во внешнюю сторону.
При движении по болоту нужно постоянно следить за направлением, отмечать ориентиры, ставить вешки, привязывая к ним небольшие кусочки материи или бинта. Маркировка пути может пригодиться, если нельзя продвигаться вперед и приходится возвращаться назад.
Наиболее характерные ошибки при преодолении болота:
— несоблюдение техники безопасности;
— неверная тактика движения;
— отсутствие ориентиров;
— быстрый темп, резкие движения;
— не использование шестов и их непрочность;
— несоблюдение дисциплины;
— небрежно подогнанное снаряжение (не заправлены брюки, неплотно сидит обувь на ноге);
— не расслаблены лямки рюкзака.
В походе труднопроходимые и непроходимые болота, как правило, следует обходить стороной.
Преодоление водных препятствий. Водные преграды часто встречаются на пешеходных маршрутах. Преодолевать их можно вброд или строя простейшие переправы.
Важно выбрать место для переправы. Признаки места для брода: расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, островки, тропы и дороги, спускающиеся к реке. Исключение составляют равнинные реки, где при выборе брода необходимо установить отсутствие омутов, глубоких ям, ила, тины, коряг, затопленных деревьев.
При переправе в одиночку переправляющийся страхует себя шестом длинной 2 — 2,5 м. Шест ставится сверху по течению (напором воды он будет прижиматься ко дну). Ставить шест вниз по течению и опираться на него — грубая ошибка.
Переправа вброд через сложные реки может проходить парами или шеренгой. Этот способ заключается в следующем: два или три — пять человек, крепко обнявшись за плечи, двигаются несколько против течения. Движение следует осуществлять приставными шагами. Для улучшения страховки первый, идущий в шеренге, опирается на шест.
При переправе «кругом» переправляющиеся, крепко обнявшись за плечи, образуют круг и передвигаются вращением против часовой стрелки.
Для перехода реки вброд можно пользоваться и другим способом переправы — колонной, который заключается в следующем. Группа выстраивается на берегу вдоль реки в затылок друг другу. Впереди встает самый сильный участник с шестом в руках. За ним второй, не уступающий по силе первому. В середину встают менее сильные члены группы. Туристы обеими руками крепко держат друг друга. Колонна по команде первого приставными шагами входит в воду навстречу течению. Основную силу напора воды принимает на себя первый участник. Он с силой опирается на шест, выставленный вперед вверх по течению. Второй участник в колонне удерживает первого за пояс, придавливая его вниз, не давая возможности потоку его опрокинуть и т. д. Каждый страхует впереди стоящего участника. Колонна медленно приставными шагами переходит реку. Иногда на переправах требуется организация командной страховки переправляющихся. Работу эту необходимо разделить на этапы;
1) прохождение первого участника с командной страховкой;
2) прохождение участников;
3) прохождение последнего участника.
Рюкзаки при такой переправе можно переправлять отдельно. Переправа первого участника вброд должна осуществляться при страховке основной веревкой, расположенной выше по течению. Основные веревки имеют толщину 10—12 мм. Веревки с толщиной 6 —8 мм называются вспомогательными. Они применяются очень редко. К участнику также должна быть подключена сопровождающая веревка (основная), выдача которой осуществляется ниже по течению. Страховочная и сопровождающая веревки подключаются к нему через скользящие карабины и боковую часть страховочного пояса. Расстояние между страхующей и сопровождающей веревками должно быть не менее половины ширины реки (рис. 3).
Рис. 3. Организация страховки первого участника при переправе вброд.
Страхующая и сопровождающая веревки удерживаются участниками в руках (не менее двух человек на каждую веревку). Свободные концы веревки не закреплены, оканчиваются узлами (проводник).
Следует помнить:
- участники, обеспечивающие страховку и сопровождение, должны быть развернуты лицом к переправляющемуся вброд участнику;
-участник, переправляющийся со страховкой с берега, должен быть без рюкзака;
-при переправе с шестом запрещается закрепление шеста к участнику.
Первый переправившийся через реку участник закрепляет веревку за опору. Группа натягивает и закрепляет страхующую веревку на своем берегу, делая из нее перила.
Последующий участник переправы подключается к перилам самостраховкой от страховочного пояса через скользящий карабин (рис. 4). Длина самостраховки должна быть такой, чтобы участник мог перекрыть перила запястьем вытянутой руки.
Кроме самостраховки переправляющийся должен иметь сопровождающую веревку, включенную скользящим карабином в боковую часть страховочного пояса. Можно сделать командную страховку с обоих берегов (челнок). Свободный конец сопровождающей веревки должен быть закреплен на опоре.
Рис. 4. Переправа очередного участника
Рис. 5. Переправа последнего участника
Последний участник пристегивает перильную (страхующую) и сопровождающую веревки к страховочному поясу через скользящий карабин и переходит реку вброд со страховкой уже с другого берега, как и первый участник переправы (рис. 5).
В межсезонье, когда вода холодная, можно организовать переправу над водой, воспользовавшись камнями, выступающими из воды, завалами из деревьев. Иногда над рекой нависает старое, не представляющее ценности умирающее дерево. Спилив его, можно организовать переправу (рис.6).
Переправа по бревну наиболее удобна и безопасна. Она проводится в тех случаях, когда невозможно переправляться вброд из-за катящихся по дну камней, большой скорости течения, значительной глубины и т. д. В этом случае подбирается наиболее узкое место реки с несколько приподнятыми берегами, чтобы вода не заливала переправу. Приготовленное бревно должно превышать ширину русла реки на 2 — 3 м. Сучья нужно обрубить, бревно уложить перпендикулярно руслу и укрепить с обеих сторон. Это рекомендуется делать в следующем порядке: со стороны берега, с которого предполагается наводить переправу, выкапывается ямка. В нее упирается комлем приготовленное бревно. Затем к верхушке крепится узлом «стремя» веревка так, чтобы оставались два одинаковых конца. За них берутся туристы, распределившись так, чтобы с обеих сторон стояло одинаковое количество человек, и начинают медленно поднимать бревно на 40—50 ° (рис. 7). Когда оно будет поднято на нужную высоту, его разворачивают перпендикулярно к противоположному берегу. По уложенному бревну проходит налегке первый турист, и если необходимо, закрепляет для устойчивости его верхушку. Веревку, на которой опускали бревно, перевязывают на опору на нужную высоту. Участники переправы используют ее в качестве перил.
Рис. 6. Переправа по сваленному дереву
Рис. 7. Укладка бревна через препятствие