Полевое снаряжение

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Набережночелнинский государственный педагогический институт

 

Географический факультет

 

Кафедра географии и методики ее преподавания

 

 

УЧЕБНО-ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА ПО ТУРИЗМУ.

 

Учебно-методическое пособие.

 

 

Набережные Челны - 2007

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Набережночелнинского государственного педагогического института

 

Рецензент: заведующий кафедрой физического воспитания ИНЭКА, доцент, мастер спорта по туризму И.С.Ихсанов

 

Составители: Т.В.Гайфутдинова, А.М.Гайфутдинов

 

Учебно-полевая практика по туризму/Сост. Т.В.Гайфутдинова, А.М.Гайфутдинов; НГПИ. Наб.Челны, 2007. – 43 с.

 

Методическое пособие предназначено для студентов 1-3-го курсов географического факультета специальности «учитель географии».

Может использоваться в прохождении учебных полевых географических практик, в экспедициях, посвященных сбору фактического материала в преддипломных географических исследованиях студентами 3-5 курсов. Содержит сведения об организации туристских походов, вследствие чего может использоваться учителями географии, педагогами дополнительного образования.

 

Т.В.Гайфутдинова, А.М.Гайфутдинов, составление, 2007

Набережночелнинский государственный педагогический институт, 2007

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................. 4

1.МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОХОДА............ 6

1.1. План похода...................................................................................... 6

1.2. Предотвращение травм, болезней, порчи снаряжения................. 14

1.3. Признаки изменения погоды.......................................................... 15

2. ТЕХНИКА ТУРИЗМА....................................................................... 17

2.1. Пешеходный туризм. Техника и тактика движения....................... 17

2.2. Бивачные работы............................................................................. 22

2.3. Туристские узлы.............................................................................. 22

2.4. Особенности путешествия в горах.................................................. 26

Список рекомендуемой литературы...................................................... 32

Приложение 1......................................................................................... 33

Приложение 2......................................................................................... 36


ВВЕДЕНИЕ

Цели и задачи практики. Планирование учебной работы.

Полевая практика по туризму является важным звеном в процессе формирования общих географических знаний и умений у студентов педагогического института географического факультета. По действующему учебному плану на географическом факультете НГПИ ее проведение запланировано в шестом семестре. Умения и навыки, полученные в походе, сформируют базу для успешного проведения ландшафтных исследований. Таким образом, главной целью является формирование умения у студентов решать практические задачи по организации путешествий; воспитание бережного отношения к природе. Цели организации отдельных работ практики - это:

- обобщение знаний по туризму;

- формирование навыка работы с картографическим материалом;

- знакомство с этапами организации похода;

- формирование умений работы с туристским снаряжением;

- формирование умений обработки данных, оформления результатов похода в виде отчета.

Не менее важным для будущих школьных учителей географии является овладение навыками организации соревнований по туризму и проведения экскурсий по изучению природы родного края.

За время полевой практики по туризму студент должен научиться:

1) составлять план похода;

2) подбирать и готовить к походу личное и групповое снаряжение;

3) составлять смету похода;

4) организовывать питание в походных условиях;

5) оформлять документацию похода;

6) оформлять отчет по прохождению похода;

7) организовывать бивачные работы;

8) технике и тактике движения.

Возможные районы организации практики - Елабужский район Республики Татарстан, территория Национального парка «Нижняя Кама», Большой Бор; Южный Урал и т.д.

Проведение практики по туризму делится на три периода: подготовительный, основной (поход), написание отчета. Календарно-тематический план проведения практики представлен в виде таблицы 1.

Таблица 1.

Календарно-тематический план практики.

День проведения Период практики Содержание работы Оборудование
    Подготовите-льный Вводная лекция. Инструктаж по технике безопасности в походе. Формирование групп, назначение бригадиров.   Работа с картографическим материалом и другими источниками. Составление плана похода. Журнал по технике безопасности.     Топографическая карта района практики, тематические карты, калька, компас, карандаш, линейка, циркуль-измеритель, лупа, калькулятор, транспортир, палетка, полевой дневник
2-4 Основной Прохождение маршрута Личное и групповое снаряжение в соответствии с видом туризма (водный, горный, пеший), продукты, документация
Написание отчета Написание отчетов по итогам прохождения маршрута. Чертежные инструменты, бумага.
6 Зачет

 

Полевое снаряжение

Студенты на практике работают бригадами, каждая из которых должна иметь оборудование согласно планируемой работе на текущий день практики (см. табл.1). Каждому студенту необходимо иметь: 1) полевой дневник, 2) карандаш простой средней твердости, 3) перочинный нож, 4) ластик.

Полевой дневник – основной документ, в котором фиксируются все наблюдения, различные замеры, делаются зарисовки и т.п. Записи и зарисовки в нем делаются аккуратно и четко простым карандашом, чтобы его легко мог прочитать и понять не только автор, но и любой другой человек.

Бригадиры оказывают помощь руководителю практики в организации работ и несут ответственность за оборудование бригады. Все участники похода при себе должны иметь личную аптечку (бинт, бактерицидный лейкопластырь, йод, нашатырный спирт).