Полевое снаряжение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Набережночелнинский государственный педагогический институт
Географический факультет
Кафедра географии и методики ее преподавания
УЧЕБНО-ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА ПО ТУРИЗМУ.
Учебно-методическое пособие.
Набережные Челны - 2007
Печатается по решению редакционно-издательского совета Набережночелнинского государственного педагогического института
Рецензент: заведующий кафедрой физического воспитания ИНЭКА, доцент, мастер спорта по туризму И.С.Ихсанов
Составители: Т.В.Гайфутдинова, А.М.Гайфутдинов
Учебно-полевая практика по туризму/Сост. Т.В.Гайфутдинова, А.М.Гайфутдинов; НГПИ. Наб.Челны, 2007. – 43 с.
Методическое пособие предназначено для студентов 1-3-го курсов географического факультета специальности «учитель географии».
Может использоваться в прохождении учебных полевых географических практик, в экспедициях, посвященных сбору фактического материала в преддипломных географических исследованиях студентами 3-5 курсов. Содержит сведения об организации туристских походов, вследствие чего может использоваться учителями географии, педагогами дополнительного образования.
Т.В.Гайфутдинова, А.М.Гайфутдинов, составление, 2007
Набережночелнинский государственный педагогический институт, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................. 4
1.МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОХОДА............ 6
1.1. План похода...................................................................................... 6
1.2. Предотвращение травм, болезней, порчи снаряжения................. 14
1.3. Признаки изменения погоды.......................................................... 15
2. ТЕХНИКА ТУРИЗМА....................................................................... 17
2.1. Пешеходный туризм. Техника и тактика движения....................... 17
2.2. Бивачные работы............................................................................. 22
2.3. Туристские узлы.............................................................................. 22
2.4. Особенности путешествия в горах.................................................. 26
Список рекомендуемой литературы...................................................... 32
Приложение 1......................................................................................... 33
Приложение 2......................................................................................... 36
ВВЕДЕНИЕ
Цели и задачи практики. Планирование учебной работы.
Полевая практика по туризму является важным звеном в процессе формирования общих географических знаний и умений у студентов педагогического института географического факультета. По действующему учебному плану на географическом факультете НГПИ ее проведение запланировано в шестом семестре. Умения и навыки, полученные в походе, сформируют базу для успешного проведения ландшафтных исследований. Таким образом, главной целью является формирование умения у студентов решать практические задачи по организации путешествий; воспитание бережного отношения к природе. Цели организации отдельных работ практики - это:
- обобщение знаний по туризму;
- формирование навыка работы с картографическим материалом;
- знакомство с этапами организации похода;
- формирование умений работы с туристским снаряжением;
- формирование умений обработки данных, оформления результатов похода в виде отчета.
Не менее важным для будущих школьных учителей географии является овладение навыками организации соревнований по туризму и проведения экскурсий по изучению природы родного края.
За время полевой практики по туризму студент должен научиться:
1) составлять план похода;
2) подбирать и готовить к походу личное и групповое снаряжение;
3) составлять смету похода;
4) организовывать питание в походных условиях;
5) оформлять документацию похода;
6) оформлять отчет по прохождению похода;
7) организовывать бивачные работы;
8) технике и тактике движения.
Возможные районы организации практики - Елабужский район Республики Татарстан, территория Национального парка «Нижняя Кама», Большой Бор; Южный Урал и т.д.
Проведение практики по туризму делится на три периода: подготовительный, основной (поход), написание отчета. Календарно-тематический план проведения практики представлен в виде таблицы 1.
Таблица 1.
Календарно-тематический план практики.
День проведения | Период практики | Содержание работы | Оборудование |
Подготовите-льный | Вводная лекция. Инструктаж по технике безопасности в походе. Формирование групп, назначение бригадиров. Работа с картографическим материалом и другими источниками. Составление плана похода. | Журнал по технике безопасности. Топографическая карта района практики, тематические карты, калька, компас, карандаш, линейка, циркуль-измеритель, лупа, калькулятор, транспортир, палетка, полевой дневник | |
2-4 | Основной | Прохождение маршрута | Личное и групповое снаряжение в соответствии с видом туризма (водный, горный, пеший), продукты, документация |
Написание отчета | Написание отчетов по итогам прохождения маршрута. | Чертежные инструменты, бумага. | |
6 Зачет |
Полевое снаряжение
Студенты на практике работают бригадами, каждая из которых должна иметь оборудование согласно планируемой работе на текущий день практики (см. табл.1). Каждому студенту необходимо иметь: 1) полевой дневник, 2) карандаш простой средней твердости, 3) перочинный нож, 4) ластик.
Полевой дневник – основной документ, в котором фиксируются все наблюдения, различные замеры, делаются зарисовки и т.п. Записи и зарисовки в нем делаются аккуратно и четко простым карандашом, чтобы его легко мог прочитать и понять не только автор, но и любой другой человек.
Бригадиры оказывают помощь руководителю практики в организации работ и несут ответственность за оборудование бригады. Все участники похода при себе должны иметь личную аптечку (бинт, бактерицидный лейкопластырь, йод, нашатырный спирт).