Место дисциплины в структуре ООП ВПО.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.Б.2.6 Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Психология развития
(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии
С федеральным государственным образовательным стандартом и
учебным планом)
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению
подготовки бакалавриата (магистратуры)
Психолого-педагогическое образование,
Профиль «Психология образования»
(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием
профиля (названия магистерской программы)
Утверждено на заседании кафедры
психологии
психолого-педагогического института
(протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.)
Зав. кафедрой
________________И.А. Синкевич
1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплиныБ3.Б.2.6 Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Психология развития
Автор программы: канд.психол. наук, доцент Двоеглазова М.Ю.
4. Цели освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Психология развития» -формирование у обучающихся системы представлений о развитии личности и познавательной сферы человека на протяжении его жизни.
Реализация на практике данной цели предполагает решение следующих основных задач:
Основные задачи курса «Психология развития»:
1. описать целостную картину развития, проследив взаимосвязь между возрастными периодами;
2. раскрыть закономерности, принципы, предпосылки, источник, факторы, условия и движущие силы психического развития;
3. сформировать представление о теориях психического развития, разработанных в отечественной и зарубежной психологии;
4. сформировать навыки анализа психологических факторов онтогенетического развития;
5. обучить соотнесению различных подходов к объяснению психического развития человека;
6. формировать психологическое мышление у студентов, направленное на отражение реальности в форме психологических понятий и категорий.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО.
· Дисциплина «Психология развития» относится к основной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.
· Для освоения данной дисциплины бакалавры используют знания, полученные в процессе обучения в вузе.
· Освоение дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Психологическая диагностика развития младших школьников (с практикумом)», «Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом)», «Развитие подростка и подростковый кризис», «Социальная психология» и др. Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины «Психологии развития», необходимы для прохождения педагогической практики и написания курсовых работ и выпускной квалификационной работы.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
В соответствии с «ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. N 200, бакалавр, обучающийся по курсу «Психология развития» должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
· Общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):
Ø способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
Ø готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4).
· В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):
Ø способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
Ø способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
Ø способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7).
В результате изучения дисциплины «Психология развития» обучающийся должен знать:
1. основные категории и понятия психологии развития;
2. основные закономерности развития человека на разных этапах жизненного пути, психологические новообразования каждого возрастного периода;
3. виды ведущей деятельности, особенности их становления, развития и смены в онтогенезе.
должен уметь:
1. оперировать основными категориями психологии развития;
2. сравнивать по ключевым позициям и понятиям различные теории психического развития;
3. видеть и понимать психологическую реальность, стоящую за поведением и деятельностью человека на разных возрастных этапах;
4. применять психологические методы (эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности) и уметь интерпретировать результаты в исследовательских целях;
5. выявлять и учитывать особенности деятельности и психического развития ребенка, осуществлять процесс обучения и воспитания так, чтобы он соответствовал уровню когнитивного и личностного развития ребенка.
должен владеть:
1. категориальным аппаратом дисциплины;
2. способностью самостоятельно работать с научной информацией;
3. созданием целостного представления об индивидуальных особенностях человека и их проявлением в поведении человека.