Региональные рынки труда

Региональный рынок труда – это пространство в рамках субъекта Федерации, где цена и количество труда определяются взаимодействием спроса (со стороны работодателей, включая и государство) и предложения (со стороны временно незанятых людей).

Субъектами рынка труда являются наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

Состояние рынка труда определяется характером следующих рыночных параметров: объемом, структурой спроса на трудовые ресурсы; объемом, структурой предложения трудовых ресурсов; уровнем цены рабочей силы (оплаты труда), динамикой параметров в анализируемом периоде.

 

Основными критериями оценки являются шесть показателей:

1) уровень занятости населения, определяемый отношением численности занятого населения к общей численности населения (в процентах):

где Уз – уровень занятости;

Чз численность занятого населения;

Чн – общая численность населения;

2) уровень общей безработицы, определяемый по методике Международной организации труда (МОТ) отношением общей численности безработных к численности экономически активного населения (в процентах):

,

где Уоб – уровень общей безработицы;

Чоб – общая численность безработных;

Чзан – численность экономически активного населения;

3) уровень регистрируемой безработицы, определяемый отношением численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, к численности экономически активного населения:

,

где Урб – уровень регистрируемой безработицы;

Чрб – численность зарегистрированных безработных;

Чзан – численность экономически активного населения;

4) доля длительно безработных, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных (в процентах):

,

где Ддб – доля длительно безработных, ищущих работу 12 месяцев и более;

Чдб – численность безработных, ищущих работу 12 месяцев и более;

Чоб – общая численность безработных;

5) доля работающих неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках по инициативе администрации (по крупным и средним организациям) в общей численности работающих в этих организациях (в процентах):

,

где Днз – доля работающих неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках по инициативе администрации (по крупным и средним организациям);

Чнз – численность работающих неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках по инициативе администрации (по крупным и средним организациям);

Чр – общая численность работающих.

6) коэффициент напряженности на рынке труда, определяемый отношением общей численности безработных к количеству вакансий на крупных и средних предприятиях:

,

где Кнрт – коэффициент напряженности на рынке труда;

Чоб – общая численность безработных;

Чв – количество вакансий на крупных и средних предприятиях.

Установлено, что к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда относятся субъекты РФ, у которых общий показатель, характеризующий уровень напряженности на рынке труда, более чем в 1,5 раза превышает показатель в целом по РФ.

В условиях новой России региональный рынок труда каждого субъекта имеет свои особенности и проблемы.

Государство как субъект рынка труда в лице законодательных органов разрабатывает законы и устанавливает общие правила поведения для всех субъектов рынка труда.

Механизм государственного регулирования занятости и труда включает три группы методов:

1. экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика с целью стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.;

2. организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров;

3. административно-законодательные методы: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни, определение минимальной почасовой ставки оплаты труда и др.

Меры государственной политики могут быть дифференцированы также следующим образом:

• пассивная политика занятости, сводящаяся в основном к содействию в заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возможностями органов занятости;

• активная политика занятости, осуществляемая с помощью инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой политики, направленная на предотвращение массовой безработицы.

 

11. Научно-обоснованные подходы к размещению производства на территории (теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена; региональный штандорт промышленного предприятия В. Лаунхардта; теория промышленного штандордта А. Вебера; теория центральных мест Кристаллера).

Й. Тюнен ставит вопрос: какие формы примет при установленных предпосылках сельское хозяйство, и какое влияние на его размещение будет оказывать расстояние от города? Он находит ответ на поставленный вопрос методом сопоставления транспортных затрат на перевозку продукции от места производства до рынка, в результате чего выявляются зоны, наиболее благоприятные (с точки зрения минимизации транспортных затрат) для размещения в их пределах тех или иных видов сельскохозяйственного производства. Доказывает, что в рамках сделанных допущений оптимальная схема размещения сельскохозяйственного производства — это система концентрических кругов (поясов) разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Чем выше урожайность (продуктивность), тем ближе к городу должно размещаться производство. В то же время чем дороже тот или иной продукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города. Решающим фактором размещения производства у В. Лаунхардта, так же как и у Й. Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний. Для решения этой задачи В. Лаунхардт разработал метод весового (или локационного) треугольника. А. Вебер создал подробную классификацию факторов размещения по их влиянию, степени общности и проявлениям. Фактором размещения он называет экономическую выгоду, "которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависимости от места, где осуществляется эта деятельность. Для определения промышленного штандорта с учетом совместного влияния факторов транспортных издержек и рабочей силы А. Вебер прибегает к построениям так называемых изодапан (isodapane), смысл которых заключается в следующем. Приросты транспортных затрат, обусловленные перемещением производства из транспортного пункта в рабочий, увеличиваются с удалением от транспортного пункта, причем более или менее равномерно в любом направлении удаления. Поэтому в каждом направлении должны существовать пункты, для которых приросты транспортных затрат (или издержки отклонения) будут одинаковыми. Линии, соединяющие эти пункты одинаковых издержек отклонения, и называются изодапанами. Центральными местамиВ.Кристаллер называет экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Зоны обслуживания и сбыта с течением времени имеют тенденцию оформляться в правильные шестиугольники (пчелиные соты), а вся заселенная территория покрывается шестиугольниками без просветов (кристаллеровская решетка). Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для покупок и обслуживания.Теория В. Кристаллера объясняет, почему одни товары и услуги должны производиться (предоставляться) в каждом населенном пункте (продукты первой необходимости), другие — средних поселениях (обычная одежда, основные бытовые услуга и т.п.), третьи — только в крупных городах (предметы роскоши, театры, музеи и т.д.)Каждое центральное место имеет тем большую зону сбыта, чем выше уровень иерархии, к которому оно принадлежит. Кроме продукции, необходимой для зоны своего ранга (своего шестиугольника), центр производит (предоставляет) товары и услуги, типичные для всех центров низших рангов.

12. Подходы к построению общей теории размещения. Начала теории размещения производства, заложенные И.Тюненом, ВЛаунхардтом, А.Вебером, получили интенсивное продолжение в первой половине XX в. при формировании обшей теории размещения.

Вэтом процессе можно выделить три основных направления:

• построение чистыхサ теоретических конструкций, продолжающих традиции классиков;

• создание более общих теорий, охватывающих новые факторы, условия, аспекты;

• конструирование общей теории размещения на основе моделей пространственного экономического равновесия.

Первый подходк построению общей теории размещения базируется на решении относительно простой проблемы — размещения производства или же определения точных правил экономического поведения хозяйствующих субъектов при размещении производства по территории.

Основу второгоподхода — немецких ученых О.Энглендера и .Ритчля, а также шведского ученого Т.Паландера — составляет переход от рассмотрения отдельного изолированного промышленного предприятия к анализу совокупности взаимосвязанных предприятий.Этот подход объединяют теории сельскохозяйственного и промышленного штандортов. Для этого теоретического направления характерны переход от минимизации издержек (не только транспортных, но и производственных) к максимизации прибыли и доходов, введение в рассмотрение переменных цен, ренты, функций спроса и предложения, элементов динамики.

Научной основой третьего подходав развитии теории размещения является классическая модель общего экономического равновесияЛ.Вальраса, точнее, ее логико-математическая структура. Построение модели общего пространственного экономического равновесия представляет собой задачу чрезвычайной сложности. Такая модель в принципе должна синтезировать все частные теории размещения и включать математическое описание условий размещения производства и населения, транспортных сетей, формирования региональных рынков, межрегиональной торговли и миграции населения, образования цен на продукты и факторы производства и многое другое.

  1. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.

Закономерности размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производительными силами и территорией.

Важнейшие закономерности размещения производства в условиях развития рынка состоит в следующем:

Рациональное, наиболее эффективное размещение производства означает всемерную экономию затрат на производство продукции, размещение на конкретной территории по возможности всех стадий вплоть до готового продукта.

Комплексное развитие хозяйства экономических районов предполагает сочетание отраслей рыночной специализации, имеющих общероссийское значение, отраслей производства, удовлетворяющих потребности населения, а также потребности ведущих отраслей инфраструктуры.

Рациональное территориальное разделение труда между регионами или в пределах их территорий являются необходимым условием эффективного производства в условиях рыночной экономики. Особое значение оно имеет для России с ее огромной территорией, богатейшим и разнообразным природно-ресурсным потенциалом.

Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. В обеспечении эффективного развития экономики в условиях развития рыночных отношений велико значение выравнивания уровней социально-экономического развития всех регионов страны.

 

Принципы размещения производства в условиях рыночной экономики представляют собой основные, исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике. Принципы размещения производительных сил развиваются и углубляются на базе изучения использования опыта и моделей развития рыночной экономики в отдельных странах. На стартовом уровне перехода к рыночным отношениям выделяются следующие принципы:

-приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии к районам потребления;

-первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов;

-оздоровление экономической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы рациональному природопользованию;

- использование экономических выгод международного разделения труда, восстановление и развитие экономических связей со странами дальнего и ближнего зарубежья.

Факторы.природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий ресурсов для развития отдельных отраслей и районов; экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и ее рациональному природопользованию; демографические факторы, под которыми понимаются системы рассеяния, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами. В состав этих факторов следует включить состояние социальной инфраструктуры. Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играет экономико-географические и экономические факторы.

При размещении отраслей добывающей промышленности особенно важна экономическая оценка ресурсов. Вместе с тем для данной отрасли важен также транспортный фактор, т.е. наличие железных дорог, водных путей, трубопроводов и т.п. Важным фактором для развития и рационального размещения добывающей промышленности является уровень научно-технического прогресса, обеспечивающий наибольшую эффективность добычи того ли иного ресурса. Немаловажным фактором в добывающей промышленности является и обеспеченность районов добычи электроэнергией. Анализируя особенности размещения отраслей добывающей промышленности, следует учитывать совокупность факторов при решающем значении приближения объектов добычи ресурсов к сырьевой базе.

14. Классификация отраслей и промышленных предприятий.

отрасли, тяготеющие к источникам сырья и, следовательно, значительно связанные с размещением сырьевых ресурсов. В эту группу входят предприятия, перерабатывающие многотоннажное сырье, перевозка которого значительно дороже перевозки готовой продукции;
отрасли, тяготеющие к источника» топлива и энергии. Предприятия этой группы характеризуются большой долей энергетических затрат в общих эксплуатационных и капитальных затратах, высокими расходами топлива и энергии на единицу продукции;
отрасли, тяготеющие к районам концентрации трудовых ресурсов. Сюда относятся производства с высокой трудоемкостью, а следовательно, с большой долей затрат в стоимости на заработную плату, социальную сферу, коммунальные услуги и т.п.;
отрасли, тяготеющие к районам потребления продукции. Это производства, в которых затраты на доставку продукции потребителям значительно превышают затраты на доставку сырья, материалов и топлива при одинаковой дальности перевозок, а также предприятия, производящие малотранспортабельную, скоропортящуюся продукцию.

 

15. Размещение производительных сил в СССР. Современные процессы размещения производительных сил в России.

В СССР территориальная организация размещения производительных сил обеспечивалась на основе разработки системы схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и промышленности, а также схем комплексного развития хозяйства союзных республик и экономических районов. Разработка схем проводилась под единую целевую социально-экономическую программную установку развития государства и союзных республик на единой методической основе, что обеспечивало их сводимость в генеральную схему размещения производительных сил страны. Как правило, рекомендации генеральной схемы, доведенные до уровня титульных списков нового строительства, расширения и реконструкции производственных объектов, включались в годовые и пятилетние планы развития с обеспечением необходимых объемов финансирования. С начала 1990-х гг. эти работы были прекращены в связи с перестройкой управления экономикой. Однако такое положение признается временным, поскольку даже в условиях рыночных отношений нельзя исключать определяющую роль государства в определении направлений, темпов развития производительных сил.

Современные процессы размещения производительных сил в России. Переход от стадии индустриального и экстенсивного развития к инновационной экономике и информационному обществу изменяет состав и соотношение важности учитываемых факторов размещения производительных сил. В России этот процесс сочетается с трансформацией политической и экономической систем, созданием многоукладной экономики, требующей сочетания индивидуальных, групповых (в том числе региональных) и общегосударственных интересов. На современном этапе на размещение производительных сил будут влиять группы факторов (рыночных), которые отсутствовали при плановом ведении экономики. К ним можно отнести реальное изменение форм собственности и взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, изменение ферм и степени государственного регулирования процессов экономического развития, влияние цен на формирование и границы региональных товарных рынков, повышение хозяйственной самостоятельности первичных хозяйствующих субъектов и др. Со временем степень влияния рыночных факторов будет нарастать, в то же время их значение будет иметь скорее корректирующий характер по отношению к основной группе факторов (природных, социальных, отраслевых, региональных).

 

Вопрос 16 Региональная социально-экономическая система испытывает ряд управляющих воздействий:– комплекс макроэкономических регуляторов, федеральное законодательство в социально-экономической сфере, бюджетные нормативы и др.;– экономическое законодательство, бюджет региона, концепции развития региона;– комплекс управленческих воздействий со стороны ОМСУ. Каждый из ОМСУ оказывает управляющее воздействие на муниципальное образование, а весь комплекс управленческих воздействий оказывает влияние на региональную социально-экономическую систему в целом. Муниципальный бюджет, муниципальные программы развития и др.;– управляющее воздействие федеральных органов управления на региональные органы управления (ФЗ №184);– управляющее воздействие региональных органов управления на местное самоуправления (региональное законодательство о местном самоуправлении);– управляющее воздействие федеральных органов управления на местное самоуправление (ФЗ №131).При формировании системы управления региональной социально-экономической системы одной из основных является проблема определения потенциальной степени воздействия на объект управления со стороны органов управления разных уровней. Степень данного воздействия определяется:– размером полномочий каждого уровня управления;– объемом ресурсов всех видов, которые могут быть задействованы в процессе управления.В соответствии с действующим законодательством, субъекты РФ пользуются всей полнотой государственной власти (рычагами управления региональной социально-экономической) вне пределов исключительного ведения Федерации, а также совместного ведения Федерации и субъектов РФ.В исключительном ведении РФ находятся:1) комплекс макроэкономических регуляторов: денежная эмиссия, основы ценовой политики, таможенное законодательство;2) федеральная государственная собственность и управление ею;3) федеральный бюджет, налоги, сборы, фонды;4) внешнеэкономические связи РФ;5) формирование федеральных органов власти и управления, включая территориальные органы федеральных органов властиТаким образом, весь комплекс регуляторов, определяющих общие экономические условия функционирования региональной социально-экономической системы, выходит за пределы компетенции регионов. Следовательно, региональная социально-экономическая система должна функционировать и развиваться в объективно заданных извне региона условиях.В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:1) вопросы владения, пользования, распоряжения землей, недрами, водными, леснымиресурсами и др., находящихся в регионах; законодательство по этим вопросам;2) вопросы разграничения собственности по уровням;3) установление общих принципов налогообложения и сборов;4) установление общих принципов организации органов государственной власти и органов местного самоуправления.Таким образом, к предметам совместного ведения относятся, преимущественно, процессы, определяющие условия функционирования и развития региональной социально-экономической системы в системе народно-хозяйственных связей страны. Это предполагает необходимость реализации скоординированной системы управляющих воздействий двух уровней – федерального и регионального.К компетенции органов регионального управления относятся вопросы обеспечения функционирования и развития хозяйственных комплексов регионов как самостоятельных объектов управления:1) разработка текущих и долгосрочных прогнозов развития экономики; 2) определение приоритетных направлений развития регионов;3) разработка отраслевых и территориальных программ и планов развития;4) стимулирование инвестиционной активности в регионе;5) формирование, исполнение бюджета региона;6) управление государственной собственностью субъекта Федерации;7) структурная перестройка экономики региона;8) реализация федеральных программ развития на территории региона и др.Система регионального управления должна отвечать следующим основным требованиям:1. Система регионального управления должна рассматривать региональную социально-экономическую систему как самостоятельно функционирующий и развивающийся объект управления, но действующий в системе сложившихся народно-хозяйственных связей страны, существующего межрегионального разделения труда.2. Система регионального управления должна соответствовать заданным из-за пределов региона макроэкономическим условиям.3. Система регионального управления должна органически взаимодействовать с системой управления верхнего уровня – системой федерального управления.4. Система регионального управления должна соответствовать специфическим особенностям региона.5. Система регионального управления должна обеспечивать эффективное выполнение всех составляющих процесса управления регионом (определения целей, задач, приоритетов развития, формирование структур регионального управления).6. Система регионального управления должна обладать свойствами гибкости, самонастраиваемости, адаптивности к динамично изменяющимся внешним условиям.7. Система регионального управления должна обеспечить расширенное воспроизводство всех составляющих региональной социально-экономической системы.

Вопрос 17.Сущность специализации и комплексного регионального развития

.Каждый регион должен не только специализироваться на определенной продукции, но и осуществлять комплексный подход к развитию всех отраслей экономки для обеспечения нормальных условий производства и жизнедеятельности населения региона. Оптимальное, наиболее эффективное и пропорциональное развитие отдельных отраслей хозяйства региона при его данной производственной специализации означает комплексность развития региональной экономики. Специализация и комплексное развитие экономики региона направлены на увеличение вклада региона в экономику страны и обеспечение наиболее эффективного удовлетворения потребностей населения региона. Комплексное развитие региона предполагает обеспечение наиболее рациональных отраслевых и территориальных пропорций, установление и поддержание оптимального соотношения между:• отраслями специализации и вспомогательными, а также обслуживающими отраслями;• добывающей и обрабатывающей промышленностью;• легкой и тяжелой промышленностью;• промышленностью и сельским хозяйством;• производственной и социальной инфраструктурой;• сферой производства и сферой услуг.К показателям комплексности регионального хозяйства относятся:1) объем продукции внутрирегионального производства, потребляемой в регионе;2) удельный вес продукции межотраслевого применения;3) степень использования региональных ресурсов;4) отраслевая структура хозяйства региона.На базе регионального хозяйственного комплекса возможно создание простых и достаточно сложных отраслевых комплексов. Простой комплекс – это сочетание обособленных (параллельных) отраслей специализации, почти не связанных между собой (например, комплекс угольной и пищевой промышленности), и обслуживающих отраслей. Разные отрасли хозяйства, размещенные в одном регионе, уже фактом совместного нахождения оказывают взаимное влияние друг на друга. Хотя они и используют различные местные природные богатства, но имеют зачастую некоторую общую производственную базу (электроэнергетика, транспорт, трудовые ресурсы и т.д.).Сложный комплекс предполагает, помимо этого, непосредственные производственные связи. Эти связи могут идти как по вертикали, т.е. от исходного сырья к готовой продукции (добыча угля – коксохимия, сельское хозяйство – пищевая промышленность), так и по горизонтали – между вертикальными ветвями (добыча угля – коксохимия – производство азотных удобрений – сельское хозяйство и т.д.).Эффективность комплексного развития экономики:Создание даже простого комплекса сопровождается существенной экономией. Во-первых, развиваются эффективные производства на базе использования общих благоприятных условий, причем реализуются не только чисто отраслевые, но и общерегиональные выгоды (территория используется одновременно для промышленности и сельского хозяйства, равно как и выигрышное экономико-географическое положение региона, и т.д.). Во-вторых, появляется возможность создания общего обслуживающего хозяйства – производственной, рыночной и социальной инфраструктуры (строительная база, транспорт, связь, энергетика, водоснабжение, ремонтная и складская база, биржи, банки, жилищно-коммунальное хозяйство, сфера услуг и т. п.), в результате чего возникает агломерационный эффект.

Вопрос 18Методы определения отраслей рыночной специализации региона

. Совокупность отраслей хозяйственного комплекса региона, характеризующаяся определенными пропорциями и взаимосвязями, представляет собой отраслевую структуру региона. Отраслевая структура региональной экономики и динамика ее изменения позволяют оценить тесноту межотраслевых связей, возможности региона в удовлетворении внутренних потребностей, место региона в территориальном разделении труда. Территориальное разделение труда (ТРТ) – процесс производственной специализации, обособления районов и регионов в выпуске (производстве) определенного специфического набора товаров и услуг, исходя из сочетания специфического набора природных, социально-экономических и технологических факторов.Каждый регион имеет в рамках экономического пространства страны собственную специализацию, которая представляет собой концентрацию на его территории конкретных видов производств, удовлетворяющих своей продукцией не только собственные потребности, но также и потребности других регионов страны и даже в ряде случаев экспортирующих продукцию в другие страны.При этом следует иметь в виду, что специализация региона не исчерпывает всех сторон участия региона в территориальном разделении труда. Специализация региона и межрайонные связи – это различные, хотя и взаимообусловленные, стороны территориального разделения труда. Поэтому определять отрасли специализации можно на основе производственных показателей и показателей вывоза продукции из региона.Основными среди этих показателей являются следующие.Коэффициент локализации данного производства на территории региона (Кл) представляет собой отношение удельного веса данной отрасли в структуре производства к удельному весу той же отрасли в стране. Коэффициент душевого производства. Коэффициент региональной товарности. Для определения отраслей специализации региона используется индексный метод. Если расчетные показатели больше или равны единице, то такая отрасль является отраслью рыночной специализации региона. Расчеты показывают, что отрасли с наибольшим удельным весом в структуре промышленного производства страны имеют и наибольшие показатели по коэффициентам специализации, локализации и душевого производства

19.Понятие и сущность регионального воспроизводственного процесса.

Региональный воспроизводственный процесс предполагает единство внутрирегиональных и межрегиональных материально-вещественных, финансово-кредитных и информационных связей, обеспечивающих последовательный процесс производства, распределения, обмена и потребления.В основу изучения роли локальных региональных рынков в создании условий реализации воспроизводственного процесса положены следующие методологические предпосылки:закономерности формирования рынков определяются системой экономических отношений в регионе и характером регионального воспроизводственного процесса;региональная экономика представляет собой систему взаимодействующих субъектов хозяйствования, действующих в сфере производства товаров и услуг, в сфере обращения и финансово-кредитной сфере;расширенное воспроизводство производительных сил региона и всей системы экономических отношений осуществляется посредством материальных, финансовых и информационных связей между субъектами региональной экономики (связи же реализуются через систему локального регионального рынка, обеспечивающую эффективное взаимодействие субъектов);локальный рынок формирует экономическую среду, необходимую для функционирования всего воспроизводственного процесса в регионе.Характер воспроизводственного процесса определяется способом перехода продукта от производителя к потребителю, который осуществляется либо через распределение, либо через обмен.Воспроизводство состоит из четырех основных фаз: производства, распределения, обмена и потребления.Все четыре фазы образуют взаимосвязанное целое, так как производство неразрывно связано с потреблением, ибо это его конечная цель. Эта связь в свою очередь опосредуется распределением и обменом. Производство, распределение, обмен, потребление - это последовательные фазы единого процесса воспроизводства, которые представляют собой формы проявления отношений, опосредующих весь воспроизводственные цикл. Воспроизводственные процессы на территории связаны не только с возможностью получения максимальной прибыли экономики региона, но и с удовлетворением большей части потребностей людей, определяющих их уровень и качество жизни. Именно удовлетворение потребностей населения является одним из основных принципов функционирования и развития региональной экономики. Связано это прежде всего с тем, что пространственно-временные (суточные, недельные, годовые) циклы жизнедеятельности человека "жилье - работа - услуга - досуг - жилье" в основном замыкаются в границах региона, поэтому именно на территории осуществляется воспроизводство жизнедеятельности людей, которое должно создавать все более благоприятные условия. Региональный воспроизводственный процесс представляет собой наиболее общую форму проявления и реализации экономических отношений во времени и пространстве. Необходимость изучения регионального воспроизводственного процесса в сложившихся условиях объясняется прежде всего тем, что преобразование экономических отношений и управленческих структур, структурный кризис, региональные различия не позволяют регулировать воспроизводство в целом. Поэтому роль региональных воспроизводственных систем в становлении рыночных отношений возрастает в силу идущих процессов децентрализации экономики, формирования региональных рынков и регионов как экономически самостоятельных самоуправляемых структур.Региональный воспроизводственный процесс представляет собой результат сочетания отраслевого и территориального разделения труда, что выражается в непрерывном возобновлении на качественно новом уровне кругооборота материально-вещественных, трудовых и финансовых ресурсов региона, одни из которых направляются на создание условий воспроизводства, а другие - на обеспечение функционирования самого процесса воспроизводства.

Вопрос.20.Пропорции регионального воспроизводственного процесса:

общеэкономические, структурные, социально-экономические, экономико-демографические, экономико-экологические, финансово-экономические. 1.Общеэкономические пропорции – пропорции, в наибольшей степени отражающие отличительные особенности регионального воспроизводства, роль региона в экономике страны. К числу общеэкономических пропорций относятся пропорции между: •валовым общественным продуктом и ВРП;сбережением и потреблением в ВВП;реальным и финансовым секторами;крупными многоотраслевыми комплексами.Общеэкономические пропорции формируются преимущественно в результате решений, принимаемых на федеральном уровне. И если эти решения взаимно противоречивы, то неизбежны нарушения в региональных пропорциях. Так, нарушение соотношения между сбережениями и потреблением может привести к тому, что либо рабочие места не будут обеспечены трудовыми ресурсами, либо, напротив, у лиц, желающих трудиться, не окажется рабочих мест.Региональные органы власти не могут непосредственно управлять процессом формирования общеэкономических пропорций региона, но они в состоянии на основе прогнозов, оценки ущерба предупреждать появление диспропорций.2.Структурно-производственные пропорции – соотношения между отдельными группами предприятий, объединенными в отрасли.Пропорции данного вида включают соотношения между:районообразующими, обслуживающими и вспомогательными отраслями;добывающими и перерабатывающими отраслями производства;базовыми отраслями, производящими материальные блага, и инфраструктурными отраслями, обеспечивающими продвижение продукции от производителя к потребителю;масштабами инвестиционной деятельности и отраслями строительного комплекса;развитием сельского хозяйства и отраслями промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье;потребностью в транспортном обслуживании и развитием различных видов транспорта, дорожной сети.Структурно-производственные пропорции включают в свой состав как соотношения между подотраслями экономики, так и конкретные соотношения между затратами одного вида ресурсов на выпуск другого.С формирования структурно-производственных пропорций начинается предплановое обоснование перспектив размещения отраслей специализации и всей совокупности комплексирующих производств, при котором задаются общие контуры материально-технической конструкции региона. Структурные пропорции являются материально-вещественной характеристикой уровня комплексности развития региональной экономики. Формирование структурных пропорций призвано обеспечить равновесие между районообразующими и инфраструктурными отраслями. Нарушение структурных пропорций региона ведет к материальному ущербу и снижает общую эффективность развития региональной экономики. Так, из-за отсутствия дорог и плохого их состояния при перевозке теряется продукция, сокращается срок службы транспортных средств.3. Социально-экономические пропорцииотражают уровень жизни населения региона и складываются под влиянием решений, принимаемых участниками регионального воспроизводственного процесса, такими, как предпринимательская сфера, федеральное правительство, региональные органы власти, население. К этой группе относятся пропорции между:частным и государственным потреблением;платежеспособным спросом и предложением на региональном рынке потребительских товаров и услуг;численностью населения и развитием жилищного хозяйства;жилищным хозяйством и сферой коммунально-бытового обслуживания;численностью населения и масштабами развития социальной сферы.В формировании этих пропорций принимают участие все агенты воспроизводственной деятельности на уровне региона.Социально-экономические пропорции органически связаны со всей региональной системой: потребности населения в потребительских благах и услугах влияют на их производство, а производство через доходы работников влияет на уровень потребностей и спрос на потребительские товары и услуги.4. Экономико-демографические пропорции отражают взаимосвязи демографического и экономического процессов регионального воспроизводства.Эта группа пропорций отражает взаимосвязи между:приростом и выбытием трудовых ресурсов;половозрастной и производственной структурой населения;трудовыми ресурсами и наличием рабочих мест;занятыми в производственной сфере и сфере по обслуживанию населения;городским и сельским населением;численностью населения и уровнем развития социально-бытовой инфраструктуры;численностью занятого и неработающего населения в трудоспособном возрасте.Эта группа пропорций призвана обеспечить определенный баланс между демографическим и экономическим потенциалами территории и вместе с социально-экономическими пропорциями обусловливает миграционные процессы в регионе и их направленность.5. Экономико-экологические пропорции характеризуют соотношения между развитием природного потенциала и уровнем социально-экономического развития региона.К этой группе относятся пропорции между:сырьевым потенциалом и производственными возможностями его использования;развитием производства и уровнем природоохранной деятельности;потенциальными ресурсными возможностями и предельно допустимой производственной нагрузкой;эксплуатацией и воспроизводством природных ресурсов (лес, земля, вода, животный и растительный мир).Формирование этой группы пропорций предполагает разработку балансов по каждому виду природных ресурсов и политики их использования.6. Финансово-экономические пропорции характеризуют кругооборот финансово-денежных ресурсов. Эти пропорции лежат в основе механизма управления региональной экономикой, обеспечивая такие соотношения и связи между всеми участниками регионального воспроизводства, которые благоприятствовали бы достижению целей развития и сбалансированности интересов всех взаимодействующих сторон.К основным пропорциям данной группы относятся пропорции между:произведенной чистой продукцией и использованным на территории региона национальным доходом;бюджетом региона и ресурсами, необходимыми для осуществления функций региональных органов власти;долями налогов и платежей, поступающих в федеральный и региональный бюджеты;внутренними и внешними финансовыми источниками, обеспечивающими развитие региона;созданным совокупным общественным продуктом и исполь-зованными ресурсами воспроизводства.Финансово-экономическим пропорциям принадлежит решающая роль в объединении всех пропорций в систему, образующую региональный воспроизводственный процесс.

 

21. Сущность организации управления экономикой региона.

 

Организационная структура управленияявляется социально-экономической категорией, характеризующей отношения совокупности звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей, выражающих взаимодействие и координацию элементов внутри данной системы. Структура отражает состав элементов, внутреннюю форму организации системы, ее статику, тогда как организационные отношения обеспечивают тесноту и эффективность структурных связей.

Организационные структуры управления имеют три сферы применения: государственную, коммерческую и общественную. Государственная сфера имеет три уровня: федеральный, региональный и казенных предприятий.Коммерческая сфера управления охватывает различные уровни корпоративного (обобществленных собственников) управления: малого, среднего и крупного предпринимательства в различных организационных формах. Это кооперативы, концерны, холдинга и др. Общественная сфера - общественными структурами являются как представительные и судебные органы, государственные общественные фонды, органы самоуправления, так и структуры попечительского характера и вспомоществования, политические движения и партии.

Такая типизация организационных структур обусловливает и соответствующие организационные формы управления: министерства, ведомства, комитеты, ассоциации, акционерные общества, муниципальные образования, частные и казенные предприятия, банки, фонды и т.д.

Элементы организационной структуры в совокупности образуют организационное единство для реализации общей цели.

Каждый элемент наделяется соответствующими функциями. Нет и не может быть чистых функций без их субстанциональных носителей, равно как и не принадлежащих определенной структуре. Поэтому естественны и необходимы изменения в структуре, если меняются функции ее отдельных компонентов.

Формирование рыночной экономики предполагает создание новых организационных отношений и структур управления.

Во-первых, характерным становится перераспределение функций между различными органами государственного, коммерческого и общественного управления, делегирование функций не только сверху вниз, но и снизу вверх. Во-вторых, со временем происходит моральное старение структуры управления, следствием чего становится неизбежной замена структур, не способных мобилизовать организационные резервы.