Особенности размещения и расселения населения в России

Место региональной экономики в системе наук

Региональная экономика – это наука, которая сформировалась на стыке экономических и географических наук. Становление региональной экономики как отрасли экономической науки было вызвано насущной потребностью национального хозяйства, необходимостью совершенствования территориального планирования, решения актуальных проблем перспективного развития региональной системы хозяйства страны и ее управления.

Возникновение региональной науки определяется серединой ХХ в. (конец 40-х – середина 50-х гг.).

В нашей стране первые исследования предмета региональной экономики появились в 70-х годах ХХ века

Основоположником российской региональной экономической науки считается академик Н.Н. Некрасов, по мнению которого региональная экономика изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, определяющих плановое формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и в отдельном регионе в частности. В качестве главной составной части региональной экономики ученый рассматривал размещение производительных сил, основных факторов производства по территории страны в целях максимально возможного снижения затрат на выпуск продукции в целях повышения конкурентоспособности регионального производства.

 

Предмет, задачи и методы региональной экономики

Предметом региональной экономики является изучение особенностей и закономерностей размещения производительных сил и развития регионов, т.е. экономические отношения в территориальной привязке, их специфики, хозяйства конкретных регионов, как территориальных комплексов, с собственными специфическими тенденциями развития и как составных частей национального и мирового хозяйства, а также совокупность экономических, социальных, политических и иных факторов, которые обусловливают регулируемое формирование и развитие хозяйства и социальных процессов в региональной системе страны и в каждом регионе.

Задачирегиональной экономики

1) рациональное размещение производительных сил;

2) эффективное региональное развитие;

3) постановка и разработка новых теоретических проблем, актуальных для практического решения современных задач управления.

Методы

Системный анализ. Метод опирается на принцип поэтапности (постановка цели, определение задач, формулировка научной гипотезы, комплексное изучение особенностей оптимального варианта размещения отраслей). Это метод научного познания, позволяющий изучать структуры отраслей хозяйства, их внутренние связи и взаимодействие.

Балансовый метод характеризуется тем, что при обеспечении разделов, показателей экономического развития региона, составлении социально-экономического прогноза региона, регионального бюджета используется совокупность приемов, которые позволяют увязывать потребности в определенной сфере с имеющимися ресурсами, а также с возможными ресурсами, которые органы управления должны привлечь из внебюджетных источников, бюджетов через субвенции, субсидии, кредиты. Этот метод используется, чтобы добиться равновесия между основными показателями, которые, с одной стороны, будут описывать необходимые потребности, а с другой – ресурсы, которые должны быть привлечены для исполнения данных потребностей. Главное условие реализации балансового метода – необходимость взаимоувязки балансов конкретных хозяйствующих субъектов, муниципальных, региональных и федеральных органов управления.

Нормативный метод представляет собой метод обоснования показателей с помощью установленных норм и нормативов, в пределах которых должны совершаться проектные, экономические, социальные, технологические явления ипроцессы.

Нормативный метод имеет большое самостоятельное значение в регулировании социально-экономических и экологических процессов, в частности через использование норм и нормативов в определении потребностей в сырье, материалах, товарах, услугах потребительского бюджета и т.д. Состав норм и нормативов весьма разнообразен.

Существуют три подсистемы норм и нормативов:1) ресурсная подсистема(нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива, энергии на единицу продукции, услуг 2) подсистема эффективности общественного производства (производство продукции на один рубль затрат, фондоотдача, производительность труда) 3) подсистема социально-экономических и экологических норм (денежные доходы на душу населения, средняя заработная плата)

Метод систематизации. Он связан с разделением изучаемых явлений (исходя из целей исследования) и избранных критериев на совокупности, характеризуемые определенной общностью и отличительными признаками. Речь идет о таких приемах, как классификация, типология, концентрация и другие.

Балансовый метод. Он заключается в составлении региональных балансов и позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями специализации рыночного региона и отраслями, дополняющими территориальный комплекс, инфраструктуру (материальную и социальную).

Метод циклов. К ряду локальных воспроизводственных циклов необходимо отнести:

· использование природных ресурсов;

· использование трудовых ресурсов;

· топливно-энергетический цикл;

· химико-лесной цикл;

· инвестиционно-строительный цикл;

· агропромышленный цикл;

· денежно-финансовый цикл;

· цикл производственной инфраструктуры;

· цикл институционально-информационной инфраструктуры;

· цикл производства непродовольственных товаров для населения.

Результатами управления воспроизводственными циклами с высоким уровнем локализации и в целом региональным воспроизводственным циклом являются комплексное экономическое и социальное развитие региона, формирование пропорций, отвечающих задачам структурной перестройки экономики, охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Программно-целевой методчаще всего используется при разработке схем размещения производства на территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования, с выработкой соответствующих целевых программ

Методы социологических исследований включает:стандартизированные интервью, индивидуальные собеседования с представителями разных отраслей и сфер социально-экономического комплекса региона (экспертные опросы); контент-анализ интервью и публичных выступлений руководящей элиты регионов, ученых и специалистов и т.д.

Метод экономико-географического исследования.Этот метод подразделяется на три составные части: региональный (исследование путей формирования и развития территорий, изучение развития и размещения, общественного производства в региональном развитии), отраслевой (исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучение и размещение общественного производства в отраслевом разрезе) и местный метод (исследование путей формирования и развития производства отдельного города, селение; изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам).

Картографический метод. Он позволяет наглядно представить особенности размещения и количественные показатели, характеризующие уровни развития регионов. Карты, картосхемы, картограммы являются образными моделями территорий, на которых при помощи условных знаков отображаются объекты, явления и их взаимосвязи.

Метод экономико-математического моделирования. С использованием современных электронных средств данный метод позволяет с минимальными затратами труда и времени обрабатывать огромный и разнообразный статистический материал. Он дает возможность выбирать оптимальные решения, оптимальные варианты, модели, в соответствии с теми целями, которые поставлены перед региональным исследованием.

 

3 Этапы формирования отечественной региональной экономики

Первый этап – от 20-х до 70-х гг. – был ознаменован началом широкомасштабных практических территориально-экономических исследований и созданием предпосылок для формирования региональной экономики.

В начале 20-х годов деятельность научных коллективов сосредоточилась главным образом на подготовке совместно с плановыми органами известного плана электрификации России – ГОЭЛРО, явившегося первым опытом разработки единой государственной программы возрождения и переустройства народного хозяйства.

Широкий разворот научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ пришелся на период ускоренной индустриализации СССР, успешно проведенной в годы «великого подъема» (1928-1940 гг.). В период индустриализации ученые, плановики и проектанты обосновали не только размещение и развитие новых и реконструируемых предприятий промышленности, но и десятков и сотен индустриальных центров и узлов, новых городов, формирование не только основных производственных баз, но и новой специализации крупных экономических районов. Помимо широкого внедрения балансовых расчетов использовались метод последовательных (вариантных) приближений, экспертные оценки и др. Было положено начало исследованию понятий абсолютной и относительной эффективности, стали меняться показатели окупаемости

Второй этап (с 60-х по 90-е гг.) характеризовался коренной перестройкой территориально-экономических исследований, зарождение и стартовое развитие при плановом хозяйстве региональной экономики. В народнохозяйственный оборот вводились промышленные объекты на вновь осваиваемых территориях. Научным центром территориальной организации производительных сил страны в тот период стал СОПС(Совет по изучению производительных сил) , который был включен в состав Госплана СССР. На СОПС были возложены функции по руководству подготовкой крупных научно-теоретических методологических исследований и, в первую очередь, вопросы развития и размещения промышленных производств, отраслей промышленности по территории страны. Этот период отличался активизацией методических исследований. Разработка и реализация территориальных схем позволили во многом решить в 70-х-80-х гг. узловые проблемы государственной региональной политики – широкое вовлечение в хозяйственный оборот нефти и газа Западной Сибири, угля Кузнецкого, Канско-Ачинского, Южно-Якутского и других бассейнов, создание новых мощных баз энергетики и энергоемких производств в районах Сибири, Казахстана и Средней Азии, формирование и развитие крупных территориально-производственных комплексов (ТПК) на Востоке, Севере, в Центральном Черноземье и других районах.

Третий этап – с начала 90-х гг. – сопровождался адаптацией региональной экономики и ее методологической базы к рыночным отношениям. После разрушения СССР и кардинального изменения геополитического и экономического положения России региональная экономика стала выступать в качестве основного объекта территориально-экономических исследований, имея свои особые интересы и факторы развития. Смена форм государственного управления привела к пересмотру целей исследований. Вместо предплановых материалов, ориентированных на обширную систему показателей, стали разрабатываться рассчитанные на условия рынка вариантные прогнозы социально-экономического поведения регионов при различных макроэкономических сценариях развития страны.

Среди регионально-экономических исследований, выполненных в последние годы СОПС и другими научными организациями территориального профиля, особую актуальность имели: разработка стратегии территориального развития России и регионального аспекта экономической реформы; комплексный прогноз развития и размещения производительных сил Российской Федерации до 2000 г.; комплексные схемы экономического и социального развития и финансового состояния регионов, входящих в межрегиональные ассоциации; ряд долгосрочных региональных программ федерального значения (по районам Крайнего Севера, Дальнему Востоку и Забайкалью, Сибири, ряду районов – субъектов Федерации); исследования, направленные на формирование механизма регулирования территориального развития России (их результаты учтены в региональных разделах правительственных программ развития экономических реформ); работы по мониторингу законодательства Российской Федерации в региональной экономике; предложения по введению в России административно-территориального деления федерального уровня; исследования в области экономических отношений России и ее регионов со странами СНГ и Балтии.

Научные организации активно участвовали в международном сотрудничестве ученых-регионалистов, в подготовке ряда межгосударственных проектов.

 

  1. Территориальное районирование: сущность понятия, основные виды районирования: макро-, мезо- и микрорайонирование.

Деление территории на регионы называется районированием.Оно проводится в соответствии с поставленными целями, т.е. всегда является целевым или проблемно ориентированным. Для одной территории может быть проведено множество видов районирования. Рассмотрим некоторые виды районирования в России.

Административно-территориальное деление (АТД) – подразумевает разделение территории государства на административно управляемые части (единицы АТД).

В качестве АТД в РФ выступают регионы – субъекты федерации, которые в свою очередь делятся на более мелкие административно-территориальные образования (административные районы, города, городские районы, поселки городского типа, сельские администрации).

В настоящее время в состав Российской Федерации входит 85 равноправных субъекта, в том числе 2 республика, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа,

Общее экономическое районирование. В настоящее время территория России разделена на 11 экономических районов. Каждый экономический район включает определенные субъекты федерации по принципу смежности. Вне экономических районов находится только Калининградская область.

Регионы данного типа являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа, прогнозирования и частичного государственного регулирования в форме координации.

общее экономическое районирование – это не механическое деление территории. Оно должно проводиться на основе научной методологии и содействовать совершенствованию территориального разделения труда, повышении эффективности национального рынка

Проблемное экономическое районирование. Для целей государственного регулирования территориального развития выделяются различные типы проблемных регионов. Отсталые (слаборазвитые), депрессивные, кризисные; особо выделяются приграничные регионы. Сложившаяся ситуация в таких регионах не позволяет им развиваться с опорой только на собственные экономические ресурсы, им требуется государственная поддержка. Указанные регионы могут не совпадать с административно-территориальными единицами.

К регионам проблемного типа относятся также те части территории страны, на которых осуществляются общегосударственные целевые программы. (Программа ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.)

Трансгосударственные и межгосударственные регионы. Интернационализация и глобализация экономики приводят к определенной унификации национальных систем административно-территориального и экономического районирования, формированию транснациональных или трансгосударственных регионов. Этот процесс наибольшее развитие получил в рамках европейского союза.

Статистическое бюро ЕС (Евростат) применяет многоуровневое территориальное деление. Территориальная единица называется НАТС (nuts – nomenclature of Territorial Units for Statistics). Регионы первого ранга – (НАТС-1) – это субъекты федерации, автономные образования, крупные регионы (всего 77 регионов в 15 странах). Регионы второго ранга (НАТС-2) – провинции, департаменты, правительственные округа (всего 206). Регионы третьего ранга (НАТС-3) – графства, префектуры и т.п. (всего 1031). Кроме того, в Европе образуются так называемые еврорегионы, включающие территории сопредельных государств. Например, еврорегион «Сарлотлюкс» включает Саар (ФРГ), Лотарингию (Франция) и государство Люксембург. В еврорегион «Нейсе» входят ряд восточных земель ФРГ, западные воеводства Польши и западные округа Чехии (все они расположены вдоль реки Нейсе). Еврорегионы имеют свои органы управления и права, частично выходящие за рамки юриспруденции государств, особенно в ЕС.

Приграничные регионы России также вовлекаются в процесс формирования транснациональных регионов. Этот феномен наблюдается на границах с Финляндией, Белоруссией, Украиной, Казахстаном, где трансграничные регионы объединены в ассоциации сотрудничества.

5.Демографическая политика в России: цели, задачи и приоритеты

Демографическая политика – это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Целью демографической политики РФ является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста

Основными задачами и приоритетами демографической политики РФ на период до 2025 года являются:

· сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;

· сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

· сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

· повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

· укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

· привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Реализацию демографической политики РФ на период до 2025 года предполагается осуществлять путем:

· дальнейшего совершенствования законодательства РФ в сфере семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики с учетом мер по реализации демографической политики, общепризнанных норм международного права и международных обязательств РФ, направленных на создание системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития;

· включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;

· учета задач демографической политики при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач демографической политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;

· методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление демографическими процессами;

· постоянного мониторинга и анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики;

· развития научных исследований в сфере народонаселения.

Особенности размещения и расселения населения в России

Размещение населения – это его географическое распределение по территории данной страны, а также по странам мира.

Природные условия, история заселения территории России, а также целый ряд экономических причин определили большую неравномерность размещения населения страны.

Территория современной Российской Федерации была впервые заселена людьми 10-12 тыс. лет назад. Территорию России разделяют на европейскую (1/4 часть) и азиатскую (3/4) части страны, но большинство населения России проживает в европейской части страны с более благоприятными природными условиями.

Дифференциация между районами страны по численности населения довольно велика: Центральный район концентрирует более 1/5 населения страны. Различие между Центральным и Северным превышает 5 раз.

В XX в. увеличилось значение Дальневосточного (рост населения почти в 2,5 раза) и Восточно-Сибирского (рост почти в 2 раза) экономических районов – на их территорию шел особенно активный приток населения, в сумме они и в настоящее время дают лишь около 11% населения России. Сократилась численность населения в Центрально-Черноземном и Волго-Вятском районах, откуда люди выезжали в районы нового освоения наиболее интенсивно.

Следующий уровень, на котором можно рассматривать размещение населения в масштабах всей страны, – это уровень федеральных округов. Самый многонаселенный округ (Центральный) превосходит самый малонаселенный (Дальневосточный) по-прежнему более чем в 5 раз

Самыми многонаселенными регионами России являются город Москва и Московская область, которые рассматривают вместе в качестве единого Московского региона, в котором концентрируется более 10% населения страны.

Вторым по численности многонаселенным является Петербургский регион (Санкт-Петербург и Ленинградская область), численность населения которого составляет 4,4% населения страны.

Многонаселенными в России можно считать также регионы с населением от 3 до 5 млн. жителей, это Краснодарский край, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Ростовская и Челябинская области, республики Башкортостан и Татарстан. В сумме на эти восемь регионов приходится 23% населения страны.

Самыми малонаселенными регионами РФ (с населением менее 500 тыс. чел.) являются автономные округа Эвенкийский, Корякский, Таймырский, Ненецкий, Чукотский и Агинский Бурятский.

Средняя плотность населения составляет в России всего 8,38 чел./км2, что более чем в 4 раза ниже среднемирового показателя.

В европейской части страны плотность населения высокая – 30 чел./км2 (сравнима со средней плотностью населения в Африке и Америке).

В азиатской части России плотность населения низкая – 1,9 чел./км2.

Относительно высокая плотность населения (т.е. более 50 чел./км2) наблюдается лишь в Центральном районе и в Калининградской области. Еще два района (Северо-Кавказский и Центрально-Черноземный) близки к этому значению. Самыми слабозаселенными являются Дальневосточный, Восточно-Сибирский и Северный районы, в которых общая плотность населения составляет менее 5 чел./км2, а плотность сельского населения – менее 1 чел./км2, т.е. это фактически неосвоенные территории

 

  1. Основные проблемы демографического развития России в начале XXI века

Среди важнейших проблем и процессов демографического развития России начала XXI в. следует выделить следующие:

· депопуляцию – сокращение численности населения страны;

· естественную убыль населения, снижение рождаемости до крайне низкого уровня и рост смертности, установление режима сверхсмертности мужского трудоспособного населения;

· постарение населения;

· сокращение (низкой по сравнению с развитыми странами) средней продолжительности предстоящей жизни, 65,9 года;

· деградации генофонда нации;

· сохранение института семьи;

· усиление напряженности в межэтнических отношениях, постепенного формирования и усиления националистических мотивов в поведении людей, особенно молодежи;

· изменение миграционных потоков в условиях отсутствия действенной государственной миграционной политики, увеличение потоков беженцев и переселенцев в Россию;

· неравномерность размещения жителей по территории страны;

· обострение территориальных и социально-экономических проблем в городских и сельских поселениях;

· трудозанятости населения, роста уровня безработицы и др.;

· отсутствие научно обоснованной результативной демографической политики, необходимой на современном этапе развития страны.

Неблагоприятная, а в некоторых регионах и кризисная демографическая ситуация, несет угрозы национальной и экономической безопасности РФ.

Общее сокращение численности населения, снижение его плотности до параметров почти в три раза меньше среднемировых создадут опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире, возможность дополнительных притязаний на территорию Российской Федерации.

Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, вызовет опасность обострения проблемы комплектования вооруженных сил, правоохранительных органов и иных силовых структур, что представляет собой угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государственных границ и проведения других мер, связанных с национальной безопасностью. По сравнению с 2000 годом численность мужского населения в возрасте 17-19 лет сократится к 2016 году с 3,46 млн. человек до 1,99 млн. человек.

  1. Региональные типы геодемографической ситуации и тенденции её изменения.

Геодемографическая ситуация – это сложившееся на данной территории соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающих определенную структуру населения и динамику его численности.

Все регионы РФ по особенностям такой ситуации можно разделить на несколько типов:

1) Низкая рождаемость, повышенная смертность, большая естественная убыль, миграционный приток, сильное преобладание женщин, старая возрастная структура, сложный этнический состав, но преобладают русские, высокая плотность, высокая доля горожан. Города: Москва, Санкт-Петербург, области: Московская, Ленинградская, Свердловская, Кемеровская, Самарская, Ярославская, Владимирская.

2) Пониженная рождаемость, высокая смертность, большая естественная убыль, миграционный приток, сильное преобладание женщин, старая возрастная структура, преобладание русских, высокая плотность, пониженная доля горожан. Области: Псковская, Новгородская, Тверская, Смоленская, Костромская, Рязанская, Орловская, Курская, край Краснодарский.

3) Высокая рождаемость, низкая смертность, высокий естественный прирост, миграционный отток, преобладание женщин, молодая возрастная структура, преобладание титульных этносов, высокая плотность, низкая доля горожан. Республики: Дагестан, Ингушетия, Чеченская, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Калмыкия.

4) Повышенная рождаемость, пониженная смертность, естественный прирост около нуля, миграционный отток, преобладание мужчин, молодая возрастная структура, преобладание русских, низкая плотность, высокая доля горожан. Области: Магаданская, Мурманская, Камчатская, край: Красноярский, автономные округа: Чукотский, Таймырский.

5) Повышенная рождаемость, пониженная смертность, низкий естественный прирост, миграционный отток, равное соотношение полов, молодая возрастная структура, сложный этнический состав, но в основном преобладают русские, низкая плотность, пониженная доля горожан. Республики: Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, автономные округа: Корякский, Эвенкийский, Бурятский, Ямало-Ненецкий.

Регионы первого типа – это высокоурбанизированные территории в Главной полосе расселения. Демографический переход в них завершился раньше всего. Поэтому здесь минимальная рождаемость, сильное преобладание численности женщин над мужчинами. В то же время миграционный приток действует омолаживающе на возрастную структуру населения. Поэтому уровни смертности и естественной убыли не самые высокие в стране. В потоке мигрантов встречаются представители разных этносов, но преобладают в населении русские. В ближайшей перспективе в этих регионах можно ожидать некоторое увеличение рождаемости (за счет притока молодежи, в том числе представителей этносов с ее высоким уровнем), но она все-таки не перекроет уровень смертности. И численность населения регионов данного типа будет расти только за счет миграций.

Регионы второго типа – сравнительно малоурбанизированные территории в Главной полосе расселения с преобладанием русского населения. В предыдущие десятилетия они отличались интенсивным оттоком жителей, уезжавших в более урбанизированные регионы и районы нового освоения. Поэтому здесь самая старая возрастная структура населения, большой перевес женщин над мужчинами за счет старших возрастных групп, самые высокие в стране уровни смертности и естественной убыли. В настоящее время наблюдается миграционный приток, но в перспективе он не будет перекрывать естественную убыль населения. Численность жителей будет сокращаться, причем с ускорением, поскольку продолжится также старение возрастной структуры населения.

Регионы третьего типа – национальные автономии на юге европейской части России с преобладанием коренных этносов. Демографический переход здесь еще не завершился. Поэтому наблюдаются низкая смертность, высокие уровни рождаемости и естественного прироста, молодая возрастная структура населения. Но по мере развития процессов урбанизации, а также вследствие оттока молодежи в другие регионы страны (в первую очередь высокоурбанизированные первого типа), уровни рождаемости и естественного прироста будут снижаться, хотя и останутся максимальными в России еще долгие годы. В общем случае можно сказать, что будет наблюдаться постепенное развитие регионов данного типа в сторону завершения демографического перехода.

Регионы четвертого и пятого типов – регионы, относящиеся к зонам очагового заселения с очень низкой плотностью населения. Их общие характеристики – молодая возрастная структура населения, сложившаяся из-за миграционного притока в предыдущие десятилетия молодежи (в основном русских) и/или повышенной рождаемости коренных этносов, среди которых демографический переход еще не завершен. В итоге наблюдается повышенный уровень рождаемости, пониженный уровень смертности и, хотя близкий к нулю, но все-таки положительный естественный прирост. При этом люди интенсивно уезжают из этих регионов – особенно недавние мигранты и их потомки, так как условия для жизни на севере и востоке России крайне неблагоприятных. Но есть и существенные отличия типов друг от друга.

  1. Особенности российского рынка труда. Субъекты рынка труда.

Преобразования, осуществляемые в последние годы в экономике страны, показали практически полное отсутствие социальной направленности и игнорирование потребностей и интересов человека. Человек из всех факторов производства оказался наиболее уязвимым. Российская модель не обрела четких характеристик, так как находится в стадии становления. Однако можно сказать, что она ближе к внешнему рынку труда.

Российский рынок труда имеет ряд особенностей.

1. Рынок труда формируется на базе фрагментарного рынка труда, действовавшего в советское время, и несет на себе отпечаток прошлых подходов к профессиональной подготовке, распределению и перераспределению рабочей силы и ее цены.

2. Российский рынок труда характеризуется низким уровнем цены рабочей силы и ее большим отрывом от стоимости.

3. Российский рынок труда не сбалансирован:

с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре, т.е. происходит перенакопление рабочей силы на предприятиях, аккумуляция избыточной численности работников, при этом повышение спроса на рабочую силу приводит к трудодефициту.

4. Существует неконтролируемая миграция рабочей силы между странами СНГ.

5. Присутствует недостаточная взаимосвязь административных и рыночных методов регулирования занятости

6. Отсутствие информации о вакансиях за пределами места проживания.

7. Рынок труда в России слабо связан с рынком капитала.

Все это вызывает необходимость вырабатывать соответствующую российскую политику занятости, а также стратегии итактики механизма регулирования российского рынка труда.

Рынки труда в России весьма существенно различаются в разных регионах. Эти различия обусловлены:

-общеэкономическим состоянием регионов;

-спецификой производственных предприятий, преобладающих в регионах (убыточные, стратегически важны объекты, новые перспективные организации и т.п.);

-природно-климатическимй условиями, наличием полезных ископаемых и другими факторами.

При рыночных отношениях становятся естественными такие понятия как безработица, производственная занятость, снижение трудовой активности, нарушение справедливых форм распределения по труду. Поэтому необходимо создавать систему социальной защиты человека от негативных последствий рынка, поскольку в конечном итоге именно знания и труд человека определяют судьбу производства, его эффективность.

Субъектами рынка труда являются наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

Состояние рынка труда определяется характером следующих рыночных параметров: объемом, структурой спроса на трудовые ресурсы; объемом, структурой предложения трудовых ресурсов; уровнем цены рабочей силы (оплаты труда), динамикой параметров в анализируемом периоде.

В целях объективной оценки ситуации на региональных рынках труда, а также в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» Правительство РФ приняло постановление от 21 ноября 2000 г. № 875 «О правилах отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда», которым определяется порядок проведения этой работы.