Протокол занятия

 

Цели занятия-учебные: ознакомление с экологией микробов и нормальной микрофлорой человеческого организма, закрепить полученные знания выполнением лабораторной работы.

Развивающие: развивать логическое мышление и профессиональные умения в проведении бактериологических исследований.

Воспитательные: воспитывать внимание, аккуратность, чёткость в работе.

Студент должен знать:

экологию микроорганизмов, микрофлору человеческого организма.

Студент должен уметь:

проводить взятие материала для бактериологических исследований,

окрашивать препараты простыми и сложными методами,

дифференцировать микроорганизмы по морфологическим признакам при микроскопии,

проводить стерилизацию питательных сред, посуды, зараженного материала,

проводить бактериологическую работу: выделять чистые культуры аэробов и анаэробов, идентифицировать выделенные культуры по морфологическим, тинкториальным, культуральным и биохимическим свойствам.

 

Студент должен обладать навыками:

соблюдения правил противоэпидемического режима и техники безопасности в бактериологической лаборатории;

обеззараживания инфицированного материала, асептической обработки рук, контаминированных исследуемым материалом, культурами микроорганизмов;

чтения и оценки результатов микробиологических исследований.

 

 

ПРОТОКОЛ

исследования микрофлоры студентов

 

День исследования Материал для исследования Ход исследования Результат исследова-ния
1 день Отпечатки пальцев 1. Посев на МПА. 2.Инкубировать 24 часа при температуре 37 0С  
Отпечатки губ 1. Посев на МПА. 2.Инкубировать 24 часа при температуре 37 0С  
Слюна 1. Посев на МПА 2.Инкубировать 24 часа при температуре 37 0С  
Волос 1. Посев на МПА 2.Инкубировать 24 часа при температуре 37 0С  
Мазок из зева 1. Посев на ЖСА 2.Инкубируют 24 часа при температуре 37 0С и 24 часа при комнатной температуре  
Смыв с рук 1. Посев на среде Булижа 2.Инкубируют 24 часа при температуре 37 0С  
2 день Посев на МПА отпечатков пальцев 1. Макроскопическое исследование 2. Микроскопическое исследование    
Посев на МПА отпечатков губ 1. Макроскопическое исследование 2. Микроскопическое исследование    
Посев слюны на МПА 1. Макроскопическое исследование 2. Микроскопическое исследование    
Посев волоса на МПА 1. Макроскопическое исследование 2. Микроскопическое исследование    
Посев на ЖСА мазка из зева 1. Макроскопическое исследование 2. Микроскопическое исследование    
Посев смыва с рук на среде Булижа Макроскопическое исследование    

Вопросы для самоконтроля

1.Нормальная микрофлора организма человека: постоянная (облигатная, резидентная, индигенная, аутохтонная), транзиторная (случайная, факультативная).

2. Как изменяется микрофлора тела новорожденного?

3 .Какие микроорганизмы обитают на коже человека?

4. Какие микроорганизмы обитают в полости рта человека?

5. Какие микроорганизмы обитают в дыхательных путях человека?

6. Какие микроорганизмы обитают в желудочно-кишечном тракте человека?

7. Какие микроорганизмы обитают на конъюнктиве человека?

8. Какие микроорганизмы обитают в ушах человека?

9. Какие микроорганизмы обитают в мочеполовой системе человека?

10. Какие микроорганизмы обитают во влагалище женщин?

11. Перечислите полезные для организма человека функции нормальной микрофлоры.

12. Какое вредное воздействие на организм человека могут оказывать микробы, представители нормальной микрофлоры?

13.Что такое дисмикробиоценоз?

14. Каковы причины возникновения дисмикробиоценоза?

15.Каковы правила забора материала от больного из различных участков тела человека?

Задачи   Задача № 1 При бактериологическом исследовании мазка из носа у больного ринитом обнаружены негемолитические стрептококки, непатогенные нейссерии, клебсиеллы и стафилококки. 1. Как и чем забирают материал из носа больного? 2. Какие из выделенных микроорганизмов не являются представителями нормальной микрофлоры носа и могут вызвать воспалительный процесс? Ответ: 1. Материал из носа забирают сухим тампоном. 2. В носу человека в норме не встречаются клебсиеллы и они могли стать причиной заболевания.   Задача №2 В ЦГСЭН обратились 2 человека. Один из них устраивается на работу в столовую, а другому врач поставил диагноз дисбактериоз и ему необходимо провести анализ для определения патогенных кишечных микроорганизмов. 1. Укажите, какой метод забора фекалий на исследование нужно использовать в первом и втором случае? Ответ: У человека, который устраивается на работу в столовую,забирают материал из прямой кишки с помощью ректального тампона. У больного с подозрением на дисбактериоз собирают кал после естественной дефекации из стерильного судна или со стерильной бумаги вложенной в судно и помещают в стерильную посуду. Задача №3 В терапевтическое отделение больницы поступил больной пневмонией. 1. Какой материал надо взять на исследование для определения этиологии заболевания? 2. Какие правила надо соблюдать при заборе этого материала? Ответ: 1.От больного пневмонией на исследование нужно взять мокроту. 2.Материал забирают натощак, перед забором материала больной должен хорошо почистит зубы и прополоскать рот.   Задача №4 У ребенка 3-х месяцев, находящегося на грудном вскармливании, отмечается вздутие живота, срыгивание и частый жидкий стул (10 раз в сутки). При исследовании испражнений были выявлены: S. aureus 107 м.к/г., эшерихии -100 млн/г, бифидо- и лактобактерии отсутствовали в исследуемых разведениях. Мать больного страдает воспалением молочной железы. Из её грудного молока выделен в небольшом количестве S. aureus, чувствительный к гентамицину и стафилококковому бактериофагу. 1.Какой микроорганизм является причиной заболевания у ребенка? 2.Укажите, какие препараты необходимо использовать для лечения ребенка и матери? Ответ: 1.Заболевание связано с постоянным поступлением в организм ребенка S. aureus с грудным молоком матери. 2. Для лечения матери нужно использовать антибиотики, а для лечения ребенка необходимо применить стафилококковый бактериофаг и пробиотики бифидумбактерин и лактобактерин, так как у него отмечается микробиологически выраженный дисбактериоз кишечника обусловленный отсутствием бифидо – и лактобактерий и наличием большого количества S. aureus. Тестовые задания 1. Нормальная микрофлора человека это: A. Совокупность микробиоценозов всех частей тела Б. Кожи B. Слизистых оболочек Г. Кишечника   2. У человека не содержат бактерий следующие органы: А. желудок Б. печень В. толстый кишечник Г. тонкий кишечник   3. Микробиоценоз кишечника участвует в: A. Формировании иммунитета Б. Синтезе витаминов B. Синтезе аминокислот и биологически активных веществ Г. Все сказанное не верно   4. В моче человека в норме может находится: A. 102-103 м.к./мл. Б. 102-104 м.к./мл B. 102-105 м.к./мл Г. 102-106 м.к./мл   5. Забор материала из полости рта проводят: A. натощак Б. сразу после еды B. не имеет значения Г. через 5 часов после приема пищи   6. Микрофлора желудочно-кишечного тракта делится на- A. Просветную Б. Мукозную B. Верно все Г. Ничего не верно   7.Микрофлора ротовой полости представлена: A. Лактобактериями и каринебактериями Б. Кокковыми бактериями B. Спирохетами Г. Верно все   8. Микрофлора пищевода является: A. Микрофлорой ротовой полости Б. Микрофлорой слюны B. Все сказанное верно Г. Все сказанное не верно   9. Микрофлора желудка представлена: A. Лактобациллами Б. Стафилококками B. Микрококками Г. Грибами рода кандида Д. Верно А.Б. Е. Верно В.Г. Ж. Верно А.Б.В.Г.   10. Микрофлора тонкой кишки сходна: A. Микрофлорой желудка Б. Микрофлорой толстого кишечника B. Микрофлорой кожи Г. Микрофлорой ротовой полости   11. Микрофлора толстого кишечника увеличивается в: A. Проксимальном направлении Б. Дистальном направлении B. Остается постоянной по всей длине кишечника Г. Непостоянная в различных его участках   12. Состав микрофлоры желудочно-кишечного тракта регулируется: А. Характером питания Б. Синергическими взаимоотношениями различных ее видов В. Антагонистическими их взаимоотношениями Г. Все сказанное верно   13. На микрофлору ЖКТ оказывают влияние: A. Ферменты ротовой полости, поджелудочной железы и желчь Б. Мукопротеиновое покрытие слизистой оболочки B. Факторы местного иммунитета Г. Все сказанное верно   14. Микрофлора кишечника нормируется в: A. КОЕ/г Б. КОЕ/мл В. КОЕ/см3 Г. Все сказанное верно   15. 0блигатная микрофлора кишечника представлена: А. Бифидобактериями Б. Лактобактериями В. Энтеробактериями Г. Бактероидами Д. Энтерококками Е. Верно А.Б. Ж. Верно А.Б.В.Г.Д.   16. Бифидобактерии обладают свойствами: А. Защищают слизистую оболочку от проникновения патогенной микрофлоры Б. Участвуют в утилизации пищевых продуктов B. Синтезируют: 1. Аминокислоты 2. Витамины Г. Верно А.Б. Д. Верно все   17. Лактобактерии обладают свойствами: A. Колонизационной резистентности Б. Регулируют уровень холестерина и желчных кислот B. Иммуномодулирующими свойствами Г. Верно А.В. Д. Верно А.Б.В.   18. Эшерихии кишечника регулируют: A. Гидролиз лактозы Б. Продукцию витаминов К, В B. Выработку колицинов Г. Стимулируют иммунитет Д. ВерноА.Б.В. Е. Верно А.Б.В.Г.   19. Условно-патогенная микрофлора кишечника представлена микроорганизмами: A. Лактобактериями Б. Энтеробактериями B. Цитобактер Г. Клебсиелла Д. Серрация Е. Верно А.Б.В. Ж. Верно Б.В.Г.Д.   20. Дисбиоз ЖКТ это: A. Изменение мукозной микрофлоры Б. Изменение просветной микрофлоры B. Кратковременные изменения всей кишечной микрофлоры Г. Длительные изменения всей кишечной микрофлоры   Ответы: 1-А, 2-Б, 3-Г, 4-Б, 5-А, 6-В, 7-Г, 8-А, 9-Ж, 10-Б, 11-Б, 12-Г, 13-Г, 14-А, 15-Ж, 16-Д, 17-Г, 18-Е, 19-Ж, 20-Г.  

Литература