А) операционные затраты
Речь идет о зарплате:
*руководителей (разного иерархического уровня) и сотрудников их секретариатов, принимающих участие в подготовке решений по набору, переговорах, профессиональных испытаниях и т.д.;
*будущих коллег кандидатов (в случае набора кооптацией, переговорами),
*других заинтересованных лиц и возможных подчиненных (в случае необходимости консультирования или встреч с кандидатом).
б) зарплата службы управления персоналом:
специалисты по набору: кадровики, секретари, психологи и психотехники и т.д.;
административные службы: менеджеры, служащие;
медико-социальные службы: врачи, медицинские сестры, работники социальной службы;
специалисты отдела труда и заработной платы;
эксперты по вопросам продвижения, оценки, управления карьерой.
в) расходы других функциональных служб:
оперативный учет (бюджет);
бухгалтерия (оплата счетов);
организационные услуги планового отдела (обоснование численности, природы рабочих мест, прогнозы численности);
служба информационного обеспечения (подготовка и обработка документов, в т.ч. бюджета набора).
Прочие затраты, соответствующие прямым расходам, по которым должны быть выписаны счета (например: расходы на объявления, гонорар консультантов, дорожные расходы агентов по подбору и кандидатов, аренда помещения для собеседования и тестирования). Эти расходы могут быть значительными. Например, при подборе работника высшего звена расходы на объявление часто составляют от 10 до 20% его годовой зарплаты, а гонорар агентства по подбору персонала -- от 12 до 20% этой же зарплаты. Когда для набора специалистов наиболее высокого уровня предполагается привлечение «охотника за головами», объявления о вакансиях исключены, тарифы агентств значительно повышаются.
Затраты, связанные с расходами на функционирование административных служб по набору, медосмотр, канцелярские расходы, стоимость тестового и экзаменационного оборудования и его амортизация.
Необходимо также проверить данные о прямых и косвенных потерях в случае ошибок, допущенных в процессе найма.
Проверяя данные о прямых потерях, следует обращать внимание на фактические потери производительности, качества продукции (услуг), ущерб, влекущий за собой потери прибыли (дохода), конкурентоспособности, рост выплат пособий и компенсаций в связи с производственным травматизмом -- по судебным издержкам в случае обжалования незаконных действий работодателя при найме и увольнении, на необоснованный рост расходов на найм персонала.
Косвенные издержки можно оценить, например, путем экспертной оценки потерь времени работников, занятых вопросами найма, оценки необходимой «рекомпенсации» потерь из-за ошибок, допущенных при найме (например, при приеме на работу без соответствия требований профессии личностным качествам работников возникают потенциальные потери, которые не были устранены своевременным обучением и стали актуальными).
Для уточнения оценки соотношений затрат и результатов (эффективности) аудитор может также использовать такие показатели, как:
а) средние затраты времени (денежных средств) на одного принятого работника в год;
б) средние затраты времени (денежных средств) на подбор (отбор) одного кандидата;
в) средние затраты времени (денежных средств) на размещение рекламы о вакансиях и контакты с внешними (внутренними) источниками набора;
г) средние затраты времени (денежных средств) на адаптацию вновь принятых работников.
Далее приведем несколько примеров, указывающих на характерные ошибки в процессе отбора, найма и увольнения персонала.
Таблица 1
Типичные ошибки в процессе отбора, найма и увольнений персонала
Этап | Типичные ошибки | |
Отбор | *Использование невалидных тестов *Несоблюдение процедур отбора *Отказ от проверки рекомендаций, указанных в резюме (CV) *Несоответствие диплома, указанного в CV, реальному диплому *Жалобы руководителя на качество нового работника | |
Решение о найме | *Несоблюдение процедур найма *Отсутствие указания должностей и ФИО подписантов | |
Найм | *Отсутствие утвержденных процедур найма *Отсутствие контроля за заполнением вакантных мест *Перемещения вновь нанятых работников по службе *Отсутствие трудовой книжки или других документов при приеме *Отсутствие требуемого образования | |
Трудовое соглашение | *Неподписанный приказ о найме *Отсутствие трудовых соглашений *Ошибки и упущения в трудовых соглашениях | |
Испытание Увольнение | *Испытательный период не сопровождается оценкой *Отсутствие переговоров при увольнении |
Аудитор должен обратить внимание на следующие аспекты найма персонала:
1) отсутствие четко формализованной методической и процедурной стороны найма, которая должна опираться на организационную культуру трудового коллектива, требования к трудовому процессу на каждом вакантном месте и соответствующие этим требованиям личностные качества будущего наемного работника;
2) избыточное значение, придаваемое знаниям и умениям, полученным на прежнем месте работы, записям в трудовой книжке, рекомендациям. Человек как личность не остается неизменным в течение трудовой жизни, и эти изменения могут нести весьма существенный характер;
3) недооценка возможностей внутреннего отбора для покрытия вакансий.